Изучение пяти выворотных классических позиций ног начинается у станка, ребенок обеими руками держится за палку. Третья, четвертая и пятая позиции изучаются с. правой и с левой ноги. Пятки следует поставить вместе, носки открыть наружу. Упражнения предназначены для ног, но способствуют установке спины и развитию координации. Выворотность — анатомическое свойство головки бедренной кости при вхождении в вертлюжную впадину. Соединяющее их внутри сухожилие очень сильное. Прежде всего следует повернуть верх ноги, бедренную кость — ягодичные мышцы при этом должны быть сильными, затем вместе с бедром колено. Мышца держит сухожилие, а не наоборот. Уже в начальном обучении окраска этого движения должна быть танцевальной. Ахиллово сухожилие укрепляется сильным прижимом пятки к полу — это понадобится в прыжке. Там выворотность начинается в стопе, продолжается в колене, кончается в бедре. Вся нога мышечно напряжена — от головки тазобедренного сустава до мышц всей стопы.
Наружная и внутренняя части стопы легко травмируются. Травматизм — точный сигнал неправильной работы с ребенком. Это значит, что какие-то мышцы слабы, недостаточно развиты.
Руки остаются свободными. Они лежат на палке, чтобы застраховать от неожиданности, но не помогать ногам. Помогают спина и ягодицы. Локти спущены. Расстояние между кистями равно ширине плеч.
Упражнение для ног: раздвинуть носки, постоять; вернуться в исходную позицию. Это можно делать также перед началом урока. Пальцами прочно упираться в пол, с нажимом. Стопы разворачивать до положения прямой линии или поначалу меньше.
Другой прием: для того чтобы встать в позицию с правой ноги, надо прежде поставить выворотно левую ногу, затем к ней приставить выворотно правую ногу. Постоять, сохраняя позицию; затем снять ее. Голову следует держать прямо — ноги рассматривать не надо. Руки свободны. Тело ощущается высоким. Плечи опущены. Уже здесь вырабатывается дисциплина взгляда.
Лицом к палке, первая позиция ног. Выполнить ее надо, соблюдая определенные правила. Если будущее движение начинается с правой ноги, то первой надо поставить выворотно левую ногу, к ней приставить выворотно правую ногу, затем положить руки на палку. Расстояние между кистями равно ширине плеч. Руки свободно согнуты, локти опущены. Класть на палку следует только пальцы, включая первый, большой; ладонь внизу, ниже палки. Пальцы лежат на палке, но не прижимаются. Нельзя «висеть» на руках. Силой рук выправлять равновесие тела. Держат только спина и ноги. На выворотных ногах следует стоять всей стопой, всеми пальцами.
Помните, что ягодичные мышцы помогают снять тяжесть костей таза. Когда ребенок держится за палку одной рукой, он должен эту руку положить чуть впереди себя.