КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТАНЦЕВ

Адажио (от ит. adagio «спокойно, медленно») — медленный балетный танец, сольный или дуэтный, лирического характера.

Айлюли (от возгласа в припеве русских народных песен) — русский бальный танец семидесятых годов двадцатого века, двудольного размера, энергичного характера.

Алегриас (исп. alegrias «радости, веселья») — старинный испанский цыганский танец радостного характера, утонченный и полный достоинства. Разновидность фламенко. Обычно исполняет женщина-солистка. Движения боя с быком.

Аллегро (ит. «веселый, радостный») — классический танец, значительная часть которого основана на прыжковой и пальцевой технике.

Английская цепочка (фр. chaine anglaise) — фигура кадрили.

Английский вальс — английский национальный вид вальса.

Бал — большой танцевальный вечер.

«Сверкает ратуша в огнях... Сегодня бал! Великолепно все: вельможи, принц и зал (В. Гюго. «Бал в ратуше»). «Похолодели лепестки / Раскрытых губ, по-детски влажных — / И зал плывет в протяжных / Напевах счастья и тоски. / Сиянье люстр и зыбь зеркал / Слились в один мираж хрустальный — И веет, веет ветер бальный / Теплом душистых опахал» (И. Бунин. «Вальс»).

Балет — театральное представление, состоящее из танцев под музыку.

«Театр уж полон, ложи блещут... / В райке нетерпеливо плещут... / Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, / Толпою нимф окружена, стоит Истомина; она, / Одной ногой касаясь пола, / Другою медленно кружит. И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; / То стан совьет, то разовьет / И быстрой ножкой ножку бьет». (А. Пушкин, «Евгений Онегин»).

Барыня (название от слова из песни) — русская народная пляска, сольная или парная, живая, задорная. Кружение, присядка и другие фигуры. Музыкальный размер 2/4.

«Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкафу дребезжала посуда, а среди кухни огнем пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседая на пол и метался золотым стрижом, освещая все блеском шелка...» (М. Горький. «Детство»).

Бас-данс — разного рода старинные беспрыжковые придворные танцы XVI века (во Франции, Италии), основанные на хождении, скольжении по полу без рывков ноги вверх. Ритм был смешанный. Рисунок строился в виде хороводов или цепочки. Имели характер ритуального происхождения или прогулки под музыку.

Белорусская полька — белорусский парно-массовый танец веселого, задорного и легкого характера, с частым и быстрым изменением положений танцующих. Музыкальный размер 2/4, темп умеренно-быстрый.

Биг-бит (бит) — синоним музыки рок, поп-музыки; в узком смысле — танец в таком стиле (современный молодежный).

«Это бит ночного метро... / Этот бит улиц и площадей... / Над страною звучит / Московский бит... Этот новый танец — словно динамит! / Пусть танцуют с нами / Все, кто любит бит» (из песни).

Блюз (англ. blues, сокр. от blues devils «меланхолия, уныние») — первоначально сольная лирическая песня американских негров, позже парный бальный танец свободной композиции типа медленного фокстрота. Образец блюза — песня И. Дунаевского из фильма «Моя любовь» («Знать любовь не надо — явится нежданно...»); в опере Дж. Гершвина «Порга и Бесс», во французском кинофильме «Бал».

Болеро (во французской огласовке с ударением на последнем слоге; в испанской — на втором слоге) (по имени испанского танцовщика) — испанский парный танец с XVIII века. Умеренно быстрый, ритмичный, изящный, с характерными позами испанского танца, с использованием кастаньет, тамбурина и с прищелкиванием пальцами. Музыкальный размер 3/4. Образец болеро — «Испанская песня» Л. Делиба, песня из оперетты  Лекока «Рука и сердце». Использован в опере С. Прокофьева «Дуэнья», в опере Дж. Верди «Бал-маскарад» (ариозо Ренато «Облеченный свыше властью»).

«В Севилье существует особое место, куда сходятся по вечерам танцоры и любители национальных танцев. Там только с полной непринужденностью во всем великолепии исполняется настоящий типический болеро» (Д.Григорович. «Ретвизан»).

Бостон (вальс-бостон) (от названия американского города) — американский бальный парный танец лирического, сентиментального характера; разновидность медленного вальса. Музыкальный размер 3/4. Характерна пауза на третьей доле аккомпанемента. Ритм прихотливый. Мелодическое начало преобладает над ритмическим. Скользящие движения танцоров без вращения. Темп то ускоряется, то замедляется. Образец — в балете Р. Глиэра «Красный мак».

Буги-вуги (англ. boogie-woogie, из американского жаргона) — современный бальный и бытовой танец, с афро-американскими танцевальными чертами, блюз, исполняемый музыкантами в быстром темпе, под который танцуют. Танцующий сближает колени, продвижение вперед с покачиванием бедрами из стороны в сторону.

«На улице стоит ужасная жара, / Но я буду танцевать буги-вуги до утра... / Я люблю буги-вуги каждый день» (Песня).

Вальс в обратную сторону — вальс с изменением направления вальсирования.

Вальс-гавот — танец начала XX века, представляет собой соединение различных танцев. Медленный гавот сменяет быстрый вальс. Мягкие плавные переходы. Первая, меньшая часть — гавот с размером 4/4, вторая часть, большая по длительности и более быстрая, — вальс.

Вальс-галоп — двушаговый вальс, который в конце XIX века вытеснил в европейских странах традиционный трехшаговый венский вальс. Образец — во французском кинофильме «Бал».

Вальс-мазурка — вальсообразный круговой бальный танец в темпе и размере мазурки (3/4) с характерным для нее пунктирным ритмом. Среди разновидностей популярен русский вариант: каждые четыре такта танцуются поочередно — то движениями вальса, то мазурки. Правой рукой кавалер держит даму за талию, она кладет левую руку на его плечо; ее левая и его правая руки соединены и отведены в сторону. При выполнении некоторых фигур (повороты и др.) это положение меняется. Образец — во французском кинофильме «Бал».

Вальс-миньон — разновидность вальса. По движениям упрощенный венский вальс, замедленный темп.

Вальс прыжковый — вальс начала XIX века, исполнявшийся в фуэте под веселый мотив. Музыкальный размер 2/4.

Вальс русский — разновидность вальса, исполнявшегося в русских салонах в конце XIX — начале XX века.

Венгерка (слово польского происхождения) — народный и бальный быстрый танец конца XIX века, вариант краквяка. В основу которого положены движения и мелодия, характерные для венгерских народных танцев; восходит к чардашу.

Венский вальс (нем. Wiener Walzer) — австрийский вид вальса, быстрого темпа. Боле утонченный, с более короткими шагами и более гладкими поворотами. Образец — «Дикие розы» Ф. Легара.

Веснянки — русский и украинский весенний женский хоровод, песни в таком хороводе. Древнего обрядового происхождения. Движения девушек медленные и плавные.

«Веснянки петь, кругами / Ходить всю ночь с зари и до зари — / Одна у них забота» (А. Островский. «Снегурочка»).

Галоп (фр. Galop, от франкск. wahl hlaup — «кельтская рысь») — парный батьный танец XIX века, стремительный и динамичный, с прыгающим ритмом. Музыкальный размер 2/4. Скачкообразные движения танцующих вперед и назад. Образцы — галоп комедиантов в опере Б. Сметаны «Проданная невеста»; дуэт Солохи и Беса «Оседлаю помело» в опере П. Чайковского «Черевички»; в оперетте К. Миллекера «Нищий студент», в опереттах Ж. Оффенбаха, произведения И. Штрауса, во французском кинофильме «Бал».

Гопак (от восклицания гоп, из польского hop) — украинский народный танец, парно-массовый. Стремительный, с высокими прыжками мужчин, которых подзадоривают своей пляской их партнерши. Движение пар по кругу, позже — танцуют отдельные пары; также есть и другие варианты танца.

Двудольный размер. Первоначально — воинский танец. Образцы — в операх Н. А. Римского-Корса-кова «Майская ночь», П. И. Чайковского «Черевички», М. Мусоргского «Сорочинская ярмарка».

Греческий танец — греческий танец по мотивам мифа о Тезее и Ариадне. Юноши и девушки танцуют отдельно, выполняя схожие движения и позы, затем, соединившись, танцуют вместе. Первая пара танцующих держится за концы ленты или шарфа, а остальные пары пробегают под этой лентой или шарфом, делают круг и возвращаются на свое место.

Казачок — русский и украинский (кубанский и терский) народный танец, веселый и живой. Музыкальный размер 2/4. Танец импровизированного характера. Теми вначале умеренный, затем ускоряется. Юноша, танцующий в паре с девушкой, повторяет ее движения. Образец — «Малороссийский казачок» А. Даргомыжского; пляска запорожцев в опере П. Чайковского «Черевички».

Камаринская — русский народный танец-песня задорного характера, исполняемый в довольно быстром темпе. Образец в произведении М. И. Глинки «Вариации на две русские народные темы».

Креольское танго (танго портеньо) — аргентинский парный танец, возникший в конце XIX века от смешения андалусийского танго и кубинской хабанеры, а также милонги; похож на контрданс.

Кукарача (ucn. cucaracha «таракан») — вид народной песни и танца в Латинской Америке (Мексика, Колумбия). Темп умеренный. Движения—имитация раздавливания тараканов. Образец — одноименная латиноамериканская танцевальная пьеса.

Лезгинка (хкадардай макъам — «прыгающий танец») — лезгинский народный быстрый танец, распространенный по всему Кавказу. Представляет собой соревнование танцующих, показывающих ловкость, виртуозность. Может исполняться как сольный мужской танец и как парный. Музыкальный размер 6/8, реже 2/4. Темп быстрый, мелодия четкая и динамичная. Образец — в опере М. Глинки «Руслан и Людмила».

Макарена — современный латиноамериканский танец. Помимо движений ног и корпуса, большое место занимают движения рук: их подъем, вытягивание перед собой, охватывание себя за плечи и др. Иногда исполняется сидя.

Метелица — русский и украинский народный парный танец. Обрядового происхождения, исполнялся зимой. Стремительного характера, с четким ритмом. Похож на русскую кадриль. Музыкальный размер 2/4. Танцующие парами идут за ведущей парой по кругу, по восьмерке и др.

Одисси — старинный индийский классический танец, религиозного назначения. Изображается любовь к Богу и преданность Ему. Плавные, мягкие движения и изящные позы. Исполняется танцовщицей под лирическую музыку. Совмещает многие черты других индийских танцев. Характерны притоптывание пятками, прыжки разных видов, подбрасывания ног, вращение на одной ноге, сложные сгибания тела. Танцовщица иногда замирает на несколько секунд в какой-то позе и становится похожей на статуэтку. Исполнялся в храмах и дворцах раджей.

Оле — испанский андалусийский танец чувственного характера. Сочетание быстрых движений руками и всем телом. Похож на фанданго.

Олень — русская хороводная и святочная игра; девушки ходят с песнями вокруг парня, который собирает с них по платочку и после берет выкуп.

Павана (от ucn. pavon — «павлин») — испанский торжественный бальный танец. Размер двудольный (реже трехдольный). Этим танцем открывали балы. Исполняется парой или большим числом участников. Исполняли с факелами или канделябрами в руках. Движения рук танцоров напоминают движения павлиньего хвоста, реверансы. Образцы — одноименная пьеса М. Равеля, в творчестве К. Сен-Санса, Р. Штрауса, А. Прокофьева (балет «Золушка»). Использован в «Балете цыганок» Франчески Каччини.

Падекатр (фр. pas de guatre «танец четырех») — бальный парный танец первой половины XX века, простой по исполнению. Партнеры по паре танцуют лицом к лицу, соединив обе руки и разведя их в стороны. Короткий скользящий шаг сочетается с вальсовым движением. Музыкальный размер 12/8,4/4.

Па-де-труа (фр. pas de trios «шаг, танец троих») — русский бальный парный танец конца XIX — начала XX века, состоящий из элементов менуэта, мазурки и вальса. Музыкальный размер 3/4.

Палоташ (венг. palotas, от palota «дворец») — венгерский бальный парный умеренно медленный танец XIX века, возникший на основе народной танцевальной музыки. Предшественник чардаша. Музыкальный размер 4/4 и далее 2/4. Образец в Венгерских рапсодиях Ф. Листа, в балете А. Глазунова «Раймонда».

Перепляс — русская народная парная или групповая пляска.

Пляска — танец, особенно народный; в узком смысле — русский хоровод (диалектное).

Регтайм (рэгтайм) (англ. ragtime, от rag «отрывок» и time «время, темп, такт», буквально «рваный такт») — американский салонный и бальный танец, возникший на основе танцевальной формы негритянского регтайма. Мелодия остро синкопирован -на, темп стремительный, аккомпанемент выдерживается в ритме стремительного шага. Послужил основой для танцев тустеп, уанстеп, фокстрот.

Рэп (от англ. to rap «говорить резко, выкрикивать») — современный жанр поп-музыки с танцем и ритмическим рифмованным речитативом под музыку. Танцоры виртуозно двигают руками и ногами.

Свинг (англ. swing «качание, ритм») — современный бытовой и бальный танец, берущий начало от стиля джазовой музыки. В хореографии и музыке сочетаются несколько афро-американских и других танцевальных традиций — рэгтайм, блюз и др.

Сударушка -- русский народный танец, очень плавный, живой. Музыкальный размер 2/4. Темп умеренный. Создан на основе русских народных хороводных танцев. Движение парами по кругу.

Тамбурин (фр. tambourin, um. Tamburino, от названия музыкального инструмента — небольшого барабанчика) — старинный французский провансальский танец; веселый, оживленный. Музыкальный размер 2/2, 2/4. Темп быстрый. Множество скачков. Исполнялся в сопровождении флейты с тамбурином в руках.

Танец-прогулка — танец-игра в правление Петра Первого. Танцующие держались за носовые платки и пара за парой переходили из комнаты в комнату. Идущие в первой паре задавали то или иное танцевальное движение, и его повторяли все остальные пары.

Танец с мечами — древний вид танца, исполнявшийся у многих народов, как вид воинского танца. Исполнители имеют в руках холодное оружие (меч, саблю, кинжал и др.) и машут им.

Танец с шалью (перевод фр. pas de chale) — бальный женский танец в XIX веке. Две или три дамы изящно танцевали в середине зала, выполняя различные манипуляции с легкими шалями. В XIX веке танец с шалью обязательно изучался в институтах благородных девиц и исполнялся на выпускных балах лучшими воспитанницами.

Танбк, танки (вероятно от слова «танец») — хоровод, игровые пляски у русских и других славян. Также понимается как священная девичья пляска, призванная увеличивать плодородие земли, при которой первоначально мужчины не могли присутствовать. Позже и народная пляска в помещении. Темп от медленного к быстрому.

Тарантелла (um. Tarantella, от Taranto — город на юге Италии; также предполагают связь названия со словом «тарантул») — итальянский танец в быстром темпе, живой и страстный, сладострастный, обычно импровизационного характера. Музыка длительно развертывается, танцовщицы бьют в тамбурин, другие стучат кастаньетами. Аккомпанемент мандолины. Хореографическое изображение любовных чувств мужчины и женщины по отношению друг к другу: попытки обольщения, приближения, удаления друг от друга, объятия, поза на коленях одного и танец вокруг него партнера. Образцы — одноименные вокальные произведения Дж. Россини, ария Фигаро в опере «Свадьба Фигаро»; в произведении Ф. Листа «Венеция и Неаполь»; в опере Дж. Верди «Сицилийская вечерня»; в опере С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам».