Праздничная одежда наших дней

В последние десятилетия XX в. в процессе общей урбанизации происходило сглаживание локальных особенностей как в праздничной, так и в повседневной одежде, ее унификация и стандартизация. В наше время в результате распространения фабрично-заводских изделий, под воздействием городской и вообще международной моды одежда стала одним из наиболее изменчивых элементов современной бытовой и особенно праздничной культуры.

Костюм сельской молодежи и людей среднего возраста быстро меняется в соответствии с новыми веяниями и тенденциями моды, но все же часто отстает от распространенного в больших городах. В последние годы эти различия несколько выравниваются за счет предпочтения сельчан покупать готовую одежду на рынках и в магазинах ближайших городов.

В то же время во многих селах и городах Архангельского Севера наблюдается позитивное отношение к традиционной одежде, которая рассматривается как один из источников сохранения самобытности, органическая часть русской народной культуры, которая не утратила значения этнической ценности.

Заповедником бережного отношения к старинной одежде до наших дней остаются многие районы Архангельской области, например, Пинежский, Мезенский, Холмогорский, Плесецкий. Такие детали прежнего праздничного костюма, как платки, шали, плетеные пояса, используются здесь и молодыми и пожилыми женщинами.

В большинстве селений многие предметы старинной одежды сохраняются в сундуках старшего поколения, они постоянно используются в художественной самодеятельности, их надевают на православные и современные съезжие праздники, свадьбы. «По старинке» шьют сарафаны, парочки (кофта с юбкой) для новых участников хоровых коллективов, для внуков на школьные выступления. Директор клуба с. Дорогорское С.Е. Паюсова в 2004 г. сшила себе сарафан по старинным лекалам, выбрав его рисунок и цвет (в мелкий белесый цветочек на сине-голубом фоне), основываясь на образцах, бытовавших у старожилов.