История народного праздника

Праздники — это не просто торжество, красочное карнавальное шествие, танцы, песни и повод повеселиться, в них выражается история народа с ее богатыми традициями. В начале XX в. севернорусское население жило по сформировавшемуся на протяжении веков календарю, включавшему как будни, так и разнообразные праздничные дни. Православные торжества и традиции, связанные с ними, были тесно спаяны с народными праздничными событиями, опирающимися на земледельческий (аграрный) календарь. Своеобразные черты календарных праздников Архангельского Севера обусловливались особенностями заселения и освоения данного региона русскими, природно-географической средой, социально-экономическими условиями.

Основные праздники этого края, при всех их отличиях, имели ощутимое сходство. Они начинались с посещения богослужения в церкви, участия в молебнах с водосвятием или без него, крестных ходах и продолжались два-три дня (иногда больше), включая разнообразные по форме и содержанию общественную и домашнюю части. Праздничные гуляния с играми и развлечениями молодежи, противоборством мужчин, танцами, сопровождающими их песнями — все это органичные составляющие деревенского праздника на Архангельском Севере, входившие в его общественную часть. Развлечения молодежи в периоды Святок, Масленицы, Светлой недели после Пасхи и в другие дни включали большое количество разнообразных произведений народного творчества: духовные стихи, песни, частушки, приговоры, танцы, хороводы, игры, драматические инсценировки, когда использовались остроумные костюмы для ряжения и своеобразный реквизит. Участие в такого рода забавах давало возможность молодежи проявить себя — свою смекалку, артистизм, удальство, создавало благоприятную эмоциональную атмосферу в обществе, стимулировало формирование супружеских пар в процессе такого общения. Празднование захватывало и другие возрастные группы крестьян. Домашняя, семейная часть праздника представляла собой застолье, включала сложную систему гостевания, отражающую человеческие и социально-экономические связи севернорусского населения.

В городской среде бытовали и некоторые другие праздники, в основном светские, приуроченные к различным датам жизни городов и страны в целом.

Естественный процесс разрушения традиционной культуры, в том числе и праздничной, начавшийся еще с конца XIX в., в XX столетии, под воздействием социально-политических факторов значительно ускорился. За годы советской власти прекратили свое существование государственные праздники бывшей Российской империи. Праздники народного аграрного календаря подверглись изменениям. Этот процесс шел под воздействием обстоятельств политического, социально-экономического, демографического характера. Немалую роль в нем сыграли антирелигиозная пропаганда, нравственно-психологическая «перестройка» общества, процесс урбанизации и другие факторы.

За 75 лет в стране утвердились новые праздники. Советский календарь включал в себя десятки торжеств и памятных дат — государственных, профессиональных, фольклорных, литературных и пр. Среди них особой любовью пользовался Новый год, на который были перенесены некоторые святочные и рождественские праздничные элементы. В быт северян вошло празднование 7 ноября, 23 февраля, 8 Марта, 1 Мая и Дня Победы (9 мая). Появилось много профессиональных, трудовых праздников, некоторые из них нашли признание у населения Архангельского Севера и стали традиционными.