Праздничное застолье

Пища и напитки в народной праздничной традиции регламентировались обществом и тоже являлись атрибутом календарных праздников и приуроченных к ним обрядов. В начале XX в. в комплексе праздничной пищи у русских Архангельского Севера сохранялись традиционные особенности, как общерусские, так и локальные. Пища крестьян была единообразна, но имела достаточно выраженные местные черты.

В целом для севернорусских праздничных блюд характерно использование широкого круга пищевых продуктов и разнообразных способов приготовления. Главной особенностью местной традиционной кухни, как и по всюду в России, является отражение в рационе питания преимущественно земледельческого, по большей части зернового характера народного хозяйства. Ведущее место занимали хлебные, мучные и крупяные блюда в многочисленных локальных вариантах.

Хлеб ели и в праздники, и в будни, при каждой трапезе. Хлеб является сакральным видом пищи севернорусского крестьянина, впрочем, как и у всех восточных славян. Представления о том, что он вмещает в себя счастье и благополучие дома, во многом определили правила обращения с хлебом во время еды.

Оставшийся после Пасхи хлеб и хлебные изделия — пироги, шаньги — собирали, сушили и хранили до следующей Пасхи, когда их и съедали натощак.

 

К мучным изделиям знакового характера относились козули. Название козули (коровки, баранки, рогушки, козулъки) связано с изображением рогатых животных. Они символизировали силы плодородия. Было несколько видов обрядовой выпечки. Промысел холмогорской козули был распространен на территории Холмогорского и Пинежского уездов Архангельской губернии. Волостной писарь Пинежского уезда П. Иванов в этнографическом материале, собранном в 70-х гг. XIX в., писал: «К Рождеству стряпаются козули из ржаного теста; изображают овец с рогами и без рогов, коров, оленей с ветвистыми рогами; болванят из теста уточки в виде кур»и. Испеченные козули сохранялись до следующего года, ими «разговлялись как просфорой» после наступления Рождества. В деревнях часть козуль скармливали скоту, «чтобы плодился и не болел», считалось, что чем больше испечь фигурок животных, тем многочисленней и здоровей будет домашний скот.

Девушки одаривали парней козулями, надеясь на удачное замужество в новом году. «Девки-невесты должны приготовить козульки. На другой день Рожества парни придут славить в тот дом, где есть невесты. Им козули подают, значит, девка замуж выйдет»