Про Нину Дорошину, которая любила-любила Олега Ефремова, а замуж вышла за Олега Даля

Даже язвительный Валентин Гафт называл Дорошину гениальной актрисой. Галина Волчек уверяла, что если человек с улицы сядет вместе с Дорошиной на сцене и два раза кивнет во время ее монолога, то про него скажут: какой хороший артист! Настолько она была органичной.

Но экране она была в основном чьей-то подружкой или соседкой, однако при этом такой родной и близкой, что кинозрители ее запомнили и полюбили, а потом всей душой приняли ее Надюху Кузякину в фильме "Любовь и голуби", в нелепых платьях, платках, босоножках, но мудрую и добрую сердцем.

Под ее знаменитые слова - "Какая тут любовь, когда вон воздуха не хватает, надышаться не могу, а в груди жгет", до сих пор плачут зрительницы всех возрастов. Нина Дорошина знала, о чем говорила, потому что в ее собственной жизни была "така любовь".

"Любовь и голуби"

Нина Дорошина родилась 3 декабря 1934 года в семье Михаила и Анны Дорошиных, проживавших в Лосиноостровске - дачном пригороде Москвы тех лет. Отец Нины Михайловны работал специалистом по пушнине на меховом комбинате и весной 1941 года был отправлен в длительную командировку в Иран. Стране нужна была овчина и каракуль для пошивки армейского обмундирования. Жена и дочь поехали вместе с ним.

Известие о начале войны застало семью Дорошиных в Тегеране, там же спустя четыре года они узнали о Победе. За время, проведенное в Иране Нина хорошо овладела языками фарси и тюрки и уже будучи взрослой, любила к месту процитировать Омара Хайяма в оригинале. Девочка жила и училась при посольстве России в этой стране.

Нина Дорошина в детстве.

Почти десять лет семья прожила в Иране, стране с богатыми традициями и высокой культурой. За это время Нина полюбила восточную кухню, музыку и поэзию.

В старших классах Нина стала посещать театральный кружок Клуба железнодорожников, которым руководила Мария Львовская, актриса Камерного театра.

Нина Дорошина с родителями.

Нина окончила школу с золотой медалью и поступила в Щукинское театральное училище на курс Веры Львовой. Ее однокурсниками были Александр Ширвиндт, Лев Борисов, Инна Ульянова, Владимир Земляникин, Вера Карпова.

В студенческие годы у Нины был роман с однокурсником-щукинцем Владимиром Земляникиным.

Нина Дорошина.

"Я каждый день провожал Дорошину в Лосинку, где она жила с родителями и братом, - рассказывал Земляникин Земляникин. - Иногда возвращался через весь город пешком и являлся домой под утро. Однажды мы не успели на последнюю электричку и я привел ее к себе - в семиметровую комнату, которую занимал с родителями. Нинок, ничуть не смущаясь, расстелила на сундуке свою шубку и улеглась на нее со словами "Вот тут я и буду спать!"

С Владимиром Земляникиным.

Отец Володи, рабочий ЗИЛа, был в шоке. Велел сыну следовать за ним на кухню и там сурово поинтересовался: "Ты кого привел? Это что еще за профурсетка?" Пришлось обоим выметаться на улицу и идти пешком до Лосинки.

Их роман вскоре закончился, Володя женился на студентке Школы-студии МХАТ Любови Лифенцовой.

Свинопас Генрих и Принцесса Генриетта. Владимир Земляникин и Нина Дорошина.

Дебют молодой актрисы состоялся 11 января 1958 года на сцене театра "Современник" в роли одноклассницы героя Олега Табакова, в спектакле "В поисках радости" по пьесе Виктора Розова.

Ей позвонил руководитель "Современника" Олег Ефремов: "Нинок, выручай! У нас в театре актриса заболела, а завтра спектакль. Можешь за ночь выучить текст и приехать с утра на репетицию?" Нина согласилась не раздумывая - иначе и быть не могло.

Нина Дорошина с Олегом Ефремовым на съемках фильма "Первый эшелон".

После единственной репетиции Дорошина сыграла в спектакле "В поисках радости" так, будто выходила на сцену в этой роли десятки раз.

В "Современнике" Нина далеко не сразу начала играть главные роли. Ее настоящий взлет - роль Принцессы в "Голом короле". Тогда все ахнули - заметили наконец ее ладную фигурку, тонкую талию, красивые плечи, озорные глаза, кудрявые густые волосы. И Нина расцвела! Откуда только брались ее яркие, нарядные платья, туфли на высоченных каблуках, модная прическа. В ней было столько женственности и оптимизма, которыми она заражала всех вокруг.

С Олегом Ефремовым они познакомились в 1954 году на съемках картины "Первый эшелон" у Михаила Калатозова. Сама атмосфера молодости и влюбленности в общее дело на съемках "Первого эшелона" располагала к романам. Так, актриса Изольда Извицкая вышла замуж за Эдуарда Бредуна. Затем отпраздновали свадьбу Татьяна Доронина, снимавшаяся в картине, и Олег Басилашвили, который оказался в это же время в Казахстане со студенческим отрядом. Они расписались в казахстанском заг­се, даже свидетельство о браке у них было на казахском языке. Свидетелями на их свадьбе стали Ефремов и Дорошина.

"Первый эшелон". Нина Дорошина в центре.

Дорошиной в ту пору было девятнадцать, Ефремову - двадцать шесть. Эта картина, которую мало кто помнит, породила немало романов и тайн в советском кино и все они крутились вокруг исполнителя главной роли - Олега Ефремова.

Ефремов уже тогда был премьер Центрального детского театра (ныне РАМТ), и у него был очередной роман с актрисой этого театра Антониной Елисеевой.

Ефремов ходил на почту вечерами и звонил даме сердца со съемок, но не знал, что на почте, вернее, в соседней комнатке при почте, выделили место Нине Дорошиной, и та, обмирая, ежевечерне слушала признания Ефремова и сама влюблялась. Кто же знал, что на всю жизнь…

Молодые люди полюбили друг друга, но никогда не поднимали вопрос о свадьбе. Нина боялась, что это разрушит их любовь, а Ефремова такое положение вещей полностью устраивало.

Дорошина сердцем почувствовала, как нужно вести себя с преданным театру Ефремовым, и может, поэтому продержалась намного дольше других его подруг. Она не претендовала на первое место в его жизни.

Придя к ней, Олег Николаевич всегда мог отдохнуть, не слушать упреки, с ней можно было бесконечно говорить о театре. Правда, приходить поначалу было некуда, Нина снимала комнатушку у чужих людей. Чаще она навещала Олега Николаевича в его коммуналке.

Кадр из фильма "По семейным обстоятельствам".

А потом Нина Михайловна получила квартиру, в которой прожила всю жизнь. Это казалось ей верхом счастья. Дорошина вспоминала: "Вы не представляете, что для меня, человека, всю жизнь жившего с кем-то, потом где-то по коммуналкам, было зайти в свои стены и закрыть дверь на замок! Да, в квартире пока не было ни кровати, ни посуды, ни мебели. Первую ночь мы с Олегом провели там, улегшись на газеты, подложив веник под голову. Мы были счастливы! Хотя сейчас я понимаю, что, наверное, упустила свое счастье, не решившись стать матерью… Ведь у нас с Олегом могли быть дети. Я думала, что поступаю правильно, отказавшись от этого ради сцены. Да и определенности нет..."

У него постоянно возникали новые романы, но он всегда возвращался к Нине, пронеся любовь к ней через всю жизнь. Сама Нина Михайловна только в последние годы, после смерти Ефремова, позволила себе скупо высказываться об этом, но длилось это чувство не годы - десятилетия, и всегда вмешивалось в жизнь актрисы роковым образом.

Олег Николаевич, понимая широту таланта актрисы, брал ее практически во все свои постановки: кроме уже упоминавшихся, в "Четвертого" по Симонову, в "Назначение" по Володину, в "Традиционный сбор" по Розову, в чеховскую "Чайку». Очень часто - и в ефремовских спектаклях, и в постановках других режиссеров - Нина и Олег были партнерами. Запомнился поклонникам их потрясающий дуэт в "Назначении", где Ефремов играл Лямина, а Дорошина - его возлюбленную Нюту.

Фильм "Первый троллейбус" вышел на экраны в 1963 году. Снимался он в Одессе, там играли актеры "Современника",  а их главный режиссер Ефремов в это время снимался в Кишиневе.

Ее партнером там был молодой студент Щукинского театрального училища Олег Даль. Он влюбился в Нину с первого взгляда и буквально потерял голову - ночами стоял под ее окном, предлагая руку и сердце.

Олег Даль и Светлана Крючкова.

Но Дорошина ответила отказом, поскольку любила Ефремова и с нетерпением ожидала его приезда на съемки. Но тот в ближайшие выходные так и не приехал.

Причем Нина узнала, что в Москве он увлекся другой актрисой - Аллой Покровской.

"Первый троллейбус". Нина Дорошина и Олег Даль.

Говорят, что убитая этим известием, Дорошина поздно вечером отправилась на пляж, чтобы искупаться. Море штормило, но Нину это не остановило - она стала отплывать от берега все дальше и дальше.

Обратите внимание: Меня зовут замуж, а я не хочу!.

А потом ее захлестнула волна и она стала тонуть. И наверняка бы утонула, если бы на берегу не оказался Олег Даль, который пришел туда со своими друзьями.

Услышав крики о помощи, Олег первым бросился в море. И в итоге спас Дорошину. После чего они вдвоем вернулись в гостиницу и проговорили в номере всю ночь. "Он был такой юный, чистый, красивый", - говорила Нина Михайловна об Олеге того периода.

А утром Олег снова предложил Нине выйти за него замуж. И та согласилась - назло Ефремову. Вскоре они отправились в ЗАГС.

По словам самой Нины Дорошиной: "Во время съемок фильма мы с Олегом поженились. Я была его первой женой. И я готовила его к поступлению к нам в театр и, конечно, увлеклась им. Тогда это был двадцатилетний мальчик, очень обаятельный, искренний и влюбленный в меня. Я была старше его на семь лет. Он ухаживал за мной, и все было очень красиво. Мы на последние деньги купили обручальные кольца. А 21 октября 1963 года была наша свадьба, весь театр гулял на ней..."

Анатолий Папанов и Олег Даль. Кадр из фильма "Плохой хороший человек".

На свадьбу пришел нетрезвый Ефремов и полушутя зачем-то сказал: "Любишь ты все равно меня" и силой притянул Нину на колени. Олег Даль выбежал из комнаты. Это была спланированная акция.

Ефремов довольно произнес: "Вот теперь полный порядок!" Потом его Ефремова выволок из квартиры Михаил Козаков, который, закрывая дверь, сказал: "Лучше б этой свадьбы вообще не было!" Две недели спустя жена Еыремова - Алла Покровская родила сына Михаила.

На Даля просто страшно было смотреть. Стерпеть такое на собственной свадьбе он не мог и сразу после праздника куда-то исчез на три дня. Фактически их брак продлился меньше месяца.

Интересно, что с Олегом Ефремовым Олег после этого общался так, словно ничего не произошло. Их ведь связывал "Современник", и это было для Даля важнее любви, ревности, обиды. Правда, Нину Дорошину они с Ефремовым в разговорах между собой никогда не упоминали.

Даль еще дважды женился, но неоднократно приходил к Дорошиной. Есть версия, что любил он всю жизнь только ее. О его появлениях она вспоминала с нежностью.

Нина Дорошина и Эдуард Бредун ."Первый эшелон".

Нина до конца своих дней мучилась чувством вины перед ним, говорила: "Я ведь думала, что смогу выбить клин клином - выйду замуж за Даля и освобожусь от Ефремова, порву нашу мучительную связь. Хотя, каюсь, была и подленькая мыслишка: "Взял в жены не меня, а Покровскую, так я тебе назло отхвачу самого молодого, красивого и талантливого актера в театре!" Жизнь показала: выбить клин клином в таких случаях - задача невыполнимая. И никогда никому нельзя делать что-то назло. Как я обидела Даля, какую боль ему принесла - а клин-то так и остался со мной..."

Олег Даль и Марина Неелова.

В начале 80-ых годов в "Современнике" стал популярен спектакль "Любовь и голуби", который был поставлен по пьесе драматурга Владимира Гуркина. Главную женскую роль играла Нина Дорошина, да так убедительно, что режиссер Владимир Меньшов настоял, чтобы она сыграла Надюху в экранизации "Любовь и голуби". Актрисе было на тот момент 49 лет.

Узнав, что ей предстоит сниматься с Александром Михайловым, который был моложе на десять лет, Дорошина отказалась. "Буду сниматься только в паре со своим постоянным "мужем Василием" - Геннадием Фроловым!" - говорила Дорошина. Геннадий Фролов много лет вместе с Дорошиной играл в спектакле "Любовь и голуби".

"Любовь и голуби".

Только заверения о том, что Михайлова гримеры "состарят" убедили ее принять участие в картине. Премьера состоялась в 1984 году. В итоге "Любовь и голуби" стала одной из самых рекордных по просмотрам кинокартин - ее посмотрели более пятидесяти миллионов зрителей.

А Нина Дорошина, сыгравшая главную героиню, обрела невероятную популярность, как в СССР, так и за рубежом. "Любовь и голуби" действительно стал классикой советского кинематографа. Причем потрясающе сыграли все актеры - и Александр Михайлов, и Наталья Тенякова, и Сергей Юрский, и Людмила Гурченко. И, конечно, сама Нина Дорошина.

Дорошина так убедительно сыграла мать троих детей, что никто не мог подумать, что собственных детей никогда не было... А сколько любви в ее глазах, сколько переживаний, сколько скрываемой за ворчливостью нежности!

Сюжет фильма, как и сюжет спектакля, прост. Да что там прост? Его, можно сказать, нет. Просто зарисовка из жизни советской семьи. Супруги, дети, соседи, куры, огород, работа, дом - ничего особенного. И именно потому, что в фильме не было "ничего особенного", он запал в душу, стал понятен и близок каждому, кто его хоть раз посмотрел.

Дорошина сыграла главную роль жены простого работника леспромхоза, увлекшегося на отдыхе женщиной словно бы из другой жизни. Это был поистине народный образ. Надюха стала воплощением почти всех советских женщин своей эпохи. Дорошина просто и гениально передала с экрана простоту обычной советской гражданки, ее внутреннюю силу и невероятную семейственность. Она нашла в себе силы простить раскаявшегося мужа, укрепить семью и даже забеременеть, имея троих вполне взрослых детей.

Очень ярко и неординарно выглядела Дорошина в фильме "По семейным обстоятельствам" (1977 год), сыграв эксцентричную даму, "грандиозную, да еще и с пенсией". В ее ранней фильмографии заметны фильмы "Безумный день", "Человек родился", "Неповторимая весна", "Они встретились в пути", "Рядом с нами" и "Люди на мосту".

Примечательно, актрисе достаточно редко доставались главные роли, но ее талант был столь ярок, что зрители и критики всегда отмечали сумасшедшую энергетику даже второстепенных персонажей в ее исполнении.

С 1981 года Нина Дорошина преподавала в Театральном институте имени Бориса Щукина и успешно совмещала преподавание с театральной сценой.

Официально Дорошина вышла замуж почти в 50 лет за художника по свету театра "Современник" Владимира Ишкова, выпускника историко-архивного института, который любил ее много лет. Они прожили около 20 лет, до его смерти в 2004 году. Всю материнскую любовь Нина Михайловна отдала дочерям брата - Олесе и Нине. Обе стали актрисами. Судьба одной из племянниц - ее полной тезки Нины Дорошиной закончилась трагически, она умерла в 27 лет.

Нина была счастлива в браке. Но когда ее муж предложил снять со стены порт­ретик Ефремова, Дорошина отчеканила: "Вот ты отсюда и уйдешь. А Ефремов - висел и будет висеть!" Этот портрет был с ней до последних дней…

Нина Михайловна Дорошина.

Свободное от работы время Нина Михайловна проводила за телефонными разговорами с племянницей Олесей, живущей в Геленджике, и с близкой подругой Галиной Волчек.

В последние годы жизни актриса призналась, что страдала от одиночества, и ругала себя за то, что вместо создания крепкой семьи она влезла в какой-то непонятный любовный треугольник с Далем и Ефремовым, который в итоге ни к чему не привел. Но к своим бывшим возлюбленным Нина Михайловна до конца жизни относилась с большим уважением. Актриса ушла из жизни из-за случившегося сердечного приступа 21 апреля 2018 года в возрасте 83 лет.

Делитесь комментариями и ♥ следите за публикациями! Если понравилось, подписывайтесь на канал!

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Про Нину Дорошину, которая любила-любила Олега Ефремова, а замуж вышла за Олега Даля.