Психология в кино

Читаю книгу «Психология в кино. Создание героев и историй». Автор — Татьяна Салахиева-Талал — практикующий психолог и создатель курса «Психология для сценаристов».

Безумно понравился раздел, где Татьяна пишет о том, как менялись фильмы в разные эпохи. Она раскрывает этот вопрос с точки зрения психологии. Захотелось поделиться с вами, возможно, вам тоже понравится.

Я не буду писать о зарубежных фильмах, хотя она приводит и их разбор, поделюсь выдержками про отечественный кинематограф.

1930-1950гг.

Кинематограф подчинён методу соцреализма, который согласно Уставу Союзу писателей 1934г. подразумевал следующее:

Иными словами, советский кинематограф должен показывать жизнь не такой, какая она есть, а такой какой она должна быть согласно коммунистической идеологии.

Российский киновед Зайцева Л.А. предлагает такую концепцию советского кино этой эпохи: Отец, Сын и Дух. Где,

Отец — сильная, властная фигура — Партия, Сталин (читай Бог);

Сын — фигура ущемлённая, часто несамостоятельная и нуждающаяся в поддержке Наставника (Партии). То есть Сын — это и есть советский народ;

Дух — идеология.

Сталинское кино — это кино с «мы-идентичностью». Слияние — единственно возможная форма отношений. Сепарация (отделение) опасно для Сына (народа).

Во время ВОВ фигура Отца отходит на задний план, и вместо «Мы» появляется некое подобие «Я», но после завершения войны гайки кинематографу закручивают снова.

Как пример она приводит фильм «Молодая гвардия» Сергея Герасимова (1948г.). Первый вариант Сталин забраковал, т.к. несмотря на идеологически верную направленность фильма в нём не отображена роль Партии. Результат: Герасимов переделал фильм, а Фадеев переписал роман.

1950гг. — 1960гг.

Слияние начинает ослабевать, начинаются сепарационные процессы. Из общей массы дифференцируется новое, проснувшееся поколение. Главные вопросы героя-шестидесятника: куда я иду? чего я хочу?

Сепарация в психологии неизбежно проходит стадию обесценивания родителя — это и есть подростковый бунт. Но такой бунт противоречит тоталитарному обществу и в результате начавшая сепарация вскоре превращается в вялотекущий невроз.

Главное слово героя-шестидесятника — совесть, он живёт «по совести».

Показательные фильмы, о которых Талал пишет в книге: «Коммунист» Ю. Райзмана, «Летят журавли» М. Калатозова, «Застава Ильича» М. Хуциева.

1970гг. — 1980гг.

Итак, сепарация не удалась, и мы получаем невротическое поколение. Типичный герой-семидесятник — уставший, разочаровавшийся, сдавшийся обстоятельствам невротик. Писатель из «Сталкера» Тарковского говорит:

Яркие примеры героев-семидесятников в фильмах Э. Рязанова: Лукашин в «Иронии судьбы», Новосельцев из «Служебного романа». Образ советского мужчины — инфантильный невротик, в меру выпивающий, зависимый, но гордый.

Ещё один герой-семидесятник — циник и прагматик. Это Самохвалов из «Служебного романа», Светлана Васильевна из «Время желаний». Этот образ уже ближе к нарциссической тенденции, потому что отражает её суть: внешний успех важнее отношений и близости. Такой герой порицается.

Но он возник не просто так. Герой-циник результат не случившейся сепарации. Родитель в лице Партии не даёт встать ребёнку-Народу на путь взросления, в итоге сепарационная агрессия частично трансформируется в пассивно-агрессивные, теневые формы. Одна из форм которой — цинизм.

Интересная роль у героинь-женщин. ВОВ принесла огромные потери мужчин и роль женщины перегружается. На её плечи ложится мужская работа: у станка, восстановление страны после войны, строительство нового. Но, с другой стороны, она же и жена, и мать, она должна оставаться в подчинении мужчины, слушаться его. Образ советской женщины — сильная, выносливая, но знающая своё место. Это просто коктейль из феминизма и махрового патриархата.

Устойчивая пара в кино 70-х «активная нарциссичная женщина + пассивный, но гордый невротичный мужчина». Думаю, вы даже сами приведёте примеры: «Москва слезам не верит», «Служебный роман».

Важное в этом периоде ещё то, что из-за постоянной занятости родителей теряется эмоциональная связь с детьми. Удобные, самостоятельные дети, воспитание преимущественно в садах-школах. Но внутренний мир и переживания ребёнка не являлись приоритетом для родителей. Это аукнется в будущем.

1980-1990гг.

Подавляемая многие годы сепарационная агрессия трансформируется в деструкцию и начинается распад СССР. Это эпоха Перестройки, которая с точки зрения психологии уже ближе к пограничным феноменам. Это чистой воды подростковый период. Пубертат, который переживала вся страна.

В кинематографе этот процесс отражается появлением героя-бунтаря и даже психопата. Примеров достаточно: Иван из «Курьера», Руслан из «Плюмбума», Данила из «Брата», друзья из «Ворошиловского стрелка».

Это период кризиса, когда по-старому жить уже невозможно, а новые способы жизни ещё не выработались. Кризис — переломная точка и разрушение старого единственный способ создать новое. В фильмах конца 80-х уже присутствует ощущение пропасти, бездны в которую будет суждено шагнуть всей стране.

Многие десятилетия воля народа подавлялась, и он был вынужден приспособиться к этому невротическими и депрессивными способами. В ситуации разрухи эти способы неэффективны. Выгоревшие до цинизма и потери чувствительности люди, а также психопаты оказались в «выигрышном» положении. Это вся криминальная структура страны.

В фильмах 90-х главная тема — беспричинный бунт, насилие ради насилия.

1990гг — по наше время

Татьяна Салахиева-Талал посвятила этому периоду 21 страницу. Сжать в пару абзацев не получится, увы.

Психологический феномены нынешнего времени — панические атаки, посттравматическое стрессовое расстройство, тревожное расстройство, тревожно-депрессивные состояния.

Всё это результат многих факторов: потеря эмоциональных связей в семье (помните я писала про 80-е «это аукнется»), бурный рост средств коммуникации, обесценивание личного общения.

Тимур Бекмамбетов разработал новый киноформат ScreenLife — формат, в котором действие разворачивается на экране гаджетов. Фильм «Поиск» — идеально показывает современную жизнь.

Даже такое явление как миграция приводит к тревоге. Мы стали лёгкими на подъем, можем улететь в любую страну на ПМЖ или просто пожить несколько лет. Но это ослабевает семейные связи, ведёт к потере корней и традиций. Отсутствие почвы под ногами рождает тревогу, которую большинство не осознаёт.

Современные фильмы «Нелюбовь» и «Елена» А. Звягинцева, «Аритмия» Б. Хлебникова прекрасно отражают замороженные, анестезированные чувства, невозможность эмоциональной близости. Цель таких фильмов — вскрывать психологические общества, а не лечить.

В последние годы большой популярностью пользуются спортивные драмы, потому что спорт — идеальная форма, вмещающая как национальную гордость, так и патриотические чувства. Формула «Мы их победим!» у нас в крови, и она вызывает неизменный восторг, обеспечивая кассовый успех спортивным драмам.

Долгое время страна жила в слиянии, сейчас же происходит я-идентичность. Стране с коммунальными квартирами пришлись по душе понятия: «личные границы», «частная жизнь».

Но инаковость до сих пор не норма. и это видно в таких фильмах как «Зоология» И. Твердовского, «Ученике» К. Серебрянникова.

Спасают юмористические фильмы. Но, как пишет Талал: если убрать юмористическую составляющую, то психологические портреты ужасают.

Замечательно отражают современную эпоху зарубежные фильмы: «Она», «Исчезнувшая», сериал «Эйфория».

~~~~

Друзья мои, получилось длинно. Но у автора связь между кинематографом и психологией страны занимает несколько десятков страниц. Их действительно интересно читать. Если ваши интересы лежат в области писательства, сценарного мастерства, кинематографа, драматургии, киноведения, культуры, и т.д., то я вам от всей души советую приобрести книгу «Психология в кино. Создание героев и историй» Татьяны Салахиевой-Талал. Её рекомендуют многие сценаристы и драматурги и как говорит один мой знакомый писатель: Талал - Богиня.

Ну а если просто любопытно, то возможно она есть в библиотеках, стр.71-123.

~~~~


#кофейные романы #айгуль галиакберова #кино #психология в кино #книги #интересные книги #фильмы #кинематограф #портрет героя #созлать историю

Еще по теме здесь: Психология.

Источник: Психология в кино.