Пять практических шагов для извлечения ценной информации из сложных схем

Мир, который кажется нам хаотичным, на самом деле обладает высокой степенью упорядоченности. Наше восприятие начинает различать эту структуру, когда внимание фокусируется на отдельных элементах.

От фона к фигуре: как рождается восприятие

На иллюстрации А — это общий фон, а Б — момент, когда наше внимание выделяет из него конкретный объект или участок. Этот процесс выделения сопровождается эмоциональной реакцией, которая, в свою очередь, корректирует и направляет наше внимание. Можно сказать, что это уточненное, осознанное действие восприятия.

Если мы соотнесем выделенный объект с уже имеющимися у нас знаниями и удержим его в фокусе внимания, то полученный результат станет для нас «знанием». Именно это знание позволяет совершить точное, осмысленное действие.

Информация как результат точного действия

На схеме показано взаимодействие человека с миром. Результат этого точного, основанного на знании действия и является информацией. Хотя эта модель подробно рассматривалась ранее, важно помнить о ней как о фундаментальном процессе, необходимом для понимания дальнейшего материала.

Цель данной статьи — предложить практические методы работы со сложными схемами и моделями для извлечения из них полезной и, что самое главное, ценной информации.

Два типа информации: потребность и ценность

Определим, очень грубо, два типа информации.

1. Информация-потребность. Это данные, существующие во внешнем мире независимо от нас. Мы можем их потреблять, но они созданы без нашего непосредственного участия.

2. Информация-ценность. Это знание, которое рождается в результате нашего активного взаимодействия с миром, анализа и синтеза. Такая информация обладает личной значимостью и является продуктом нашего понимания.

Далее мы сосредоточимся на модели получения информации второго типа — «ценности». По сути, это модель углубленного понимания.

Практика: пять шагов к пониманию сложной схемы

Рабочий пример: девятицентровая схема

Для примера возьмем схему с девятью центрами, связанными каналами. Цифры на ней обозначают энергетическую плотность, что часто отражает психологические качества. Сама по себе схема очень информативна, но для ее понимания требуется опыт в соответствующей области.

Ключ к пониманию — наш собственный опыт

Поскольку у нас не всегда есть специальные знания, мы можем использовать уже имеющийся личный опыт, выраженный в знакомых понятиях. Принцип здесь универсален, хотя содержание опыта у каждого свое. В данном случае мы будем опираться на концепции, рассмотренные в предыдущих лекциях.

Шаг первый: материализуем мысль

Просто нарисуйте схему самостоятельно. Не стремитесь к идеальной красоте — главное начать. Стремление сделать всё идеально с первого раза часто парализует («плохо я не делаю») и является проявлением «Эго». Важен сам акт создания.

Процесс рисования кардинально меняет восприятие. Если сначала схема была абстрактной мыслью, то после рисования она становится результатом вашего действия. Это действие рождает эмоцию и конкретизирует мысль, делая схему «своей».

Шаг второй: наносим знакомые понятия

Заполните центры на схеме понятиями, которые вам уже известны. В нашем примере используются карты, ассоциирующиеся с «водородами» (энергетическими состояниями).

Теперь схема начинает обретать смысл. Например, «Дама крести» может ассоциироваться с копчиком (Кундалини) и основной блокировкой (водород Ре-384 в подсознании). «Король крести» в сакральном центре — это крестец и водород Ми-192, интеллектуальная часть инстинктов. «Валет черви» (сердце) — центр любви, блокируемый «Эго» (валет буби). Каналы и цифры на схеме уточняют характер этих взаимодействий и необходимых усилий.

Шаг третий: ищем аналогии в другой системе

Возьмите другую, уже знакомую вам схему (например, «даосскую», которая шестимерна) и нанесите на нее те же понятия (карты), которые использовали для девятицентровой. Не смущайтесь несоответствием мерностей (6 против 9) — три элемента пока останутся «лишними».

На этой схеме также можно отметить архетипы, идеи и энергии, что расширит контекст.

Шаг четвертый: сравниваем и находим соответствия

Сравните две схемы. Именно в сравнении и взаимодействии разных моделей рождаются новые значения и открываются их свойства.

Например, попробуйте соотнести позиции: голову на 9-мерной схеме с позицией 6 на даосской, центр речи — с позицией 2, эго и солнечное сплетение — с позицией 4, центр любви — с позицией 5, а сакральный центр и корень — с позицией 1.

Это сравнение может дать неожиданные insights. К примеру, сердце (любовь) может оказаться соотнесенным с головой (позиция 6), что возрождает старый философский спор о месте разума. Также становится видно, какие связи (каналы) отсутствуют в одной модели, но присутствуют в другой, что указывает на скрытые аспекты или необходимые «достройки».

Шаг пятый: синтез и приведение к целостности

Завершающий этап — интеграция. Используйте три оставшиеся «лишние» карты, чтобы связать те позиции в даосской схеме, где связи отсутствовали. Например, «Король бубна» может связать позиции 3 и 4, а «Король черви» — позиции 4 и 1. Это может указывать на трансформацию определенных качеств (например, водорода До-48, связанного с сердцем).

Более точные значения этих «королей» можно теперь снова посмотреть в исходной девятицентровой схеме, где они представлены как набор конкретных качеств.

Итог: ценность, рожденная личным усилием

В результате этих пяти шагов вы получаете информацию, которая является настоящей ценностью. Она рождена вашим активным взаимодействием, а не пассивным потреблением. Объем понимания, достигнутый таким путем, зачастую глубже и прочнее усваивается, чем информация, почерпнутая из книг за большее время. Эти «пять шагов» — инструмент для превращения сложных данных в личное знание.

Обратите внимание: Шесть шагов к свободе и успеху.

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: 5 шагов к ценной информации..