Мир, который кажется нам хаотичным, на самом деле обладает высокой степенью упорядоченности. Наше восприятие начинает различать эту структуру, когда внимание фокусируется на отдельных элементах.
От фона к фигуре: как рождается восприятие
На иллюстрации А — это общий фон, а Б — момент, когда наше внимание выделяет из него конкретный объект или участок. Этот процесс выделения сопровождается эмоциональной реакцией, которая, в свою очередь, корректирует и направляет наше внимание. Можно сказать, что это уточненное, осознанное действие восприятия.
Если мы соотнесем выделенный объект с уже имеющимися у нас знаниями и удержим его в фокусе внимания, то полученный результат станет для нас «знанием». Именно это знание позволяет совершить точное, осмысленное действие.
Информация как результат точного действия
На схеме показано взаимодействие человека с миром. Результат этого точного, основанного на знании действия и является информацией. Хотя эта модель подробно рассматривалась ранее, важно помнить о ней как о фундаментальном процессе, необходимом для понимания дальнейшего материала.
Цель данной статьи — предложить практические методы работы со сложными схемами и моделями для извлечения из них полезной и, что самое главное, ценной информации.
Два типа информации: потребность и ценность
Определим, очень грубо, два типа информации.
1. Информация-потребность. Это данные, существующие во внешнем мире независимо от нас. Мы можем их потреблять, но они созданы без нашего непосредственного участия.
2. Информация-ценность. Это знание, которое рождается в результате нашего активного взаимодействия с миром, анализа и синтеза. Такая информация обладает личной значимостью и является продуктом нашего понимания.
Далее мы сосредоточимся на модели получения информации второго типа — «ценности». По сути, это модель углубленного понимания.
Практика: пять шагов к пониманию сложной схемы
Рабочий пример: девятицентровая схема
Для примера возьмем схему с девятью центрами, связанными каналами. Цифры на ней обозначают энергетическую плотность, что часто отражает психологические качества. Сама по себе схема очень информативна, но для ее понимания требуется опыт в соответствующей области.
Ключ к пониманию — наш собственный опыт
Поскольку у нас не всегда есть специальные знания, мы можем использовать уже имеющийся личный опыт, выраженный в знакомых понятиях. Принцип здесь универсален, хотя содержание опыта у каждого свое. В данном случае мы будем опираться на концепции, рассмотренные в предыдущих лекциях.
Шаг первый: материализуем мысль
Просто нарисуйте схему самостоятельно. Не стремитесь к идеальной красоте — главное начать. Стремление сделать всё идеально с первого раза часто парализует («плохо я не делаю») и является проявлением «Эго». Важен сам акт создания.
Процесс рисования кардинально меняет восприятие. Если сначала схема была абстрактной мыслью, то после рисования она становится результатом вашего действия. Это действие рождает эмоцию и конкретизирует мысль, делая схему «своей».
Шаг второй: наносим знакомые понятия
Заполните центры на схеме понятиями, которые вам уже известны. В нашем примере используются карты, ассоциирующиеся с «водородами» (энергетическими состояниями).
Теперь схема начинает обретать смысл. Например, «Дама крести» может ассоциироваться с копчиком (Кундалини) и основной блокировкой (водород Ре-384 в подсознании). «Король крести» в сакральном центре — это крестец и водород Ми-192, интеллектуальная часть инстинктов. «Валет черви» (сердце) — центр любви, блокируемый «Эго» (валет буби). Каналы и цифры на схеме уточняют характер этих взаимодействий и необходимых усилий.
Шаг третий: ищем аналогии в другой системе
Возьмите другую, уже знакомую вам схему (например, «даосскую», которая шестимерна) и нанесите на нее те же понятия (карты), которые использовали для девятицентровой. Не смущайтесь несоответствием мерностей (6 против 9) — три элемента пока останутся «лишними».
На этой схеме также можно отметить архетипы, идеи и энергии, что расширит контекст.
Шаг четвертый: сравниваем и находим соответствия
Сравните две схемы. Именно в сравнении и взаимодействии разных моделей рождаются новые значения и открываются их свойства.
Например, попробуйте соотнести позиции: голову на 9-мерной схеме с позицией 6 на даосской, центр речи — с позицией 2, эго и солнечное сплетение — с позицией 4, центр любви — с позицией 5, а сакральный центр и корень — с позицией 1.
Это сравнение может дать неожиданные insights. К примеру, сердце (любовь) может оказаться соотнесенным с головой (позиция 6), что возрождает старый философский спор о месте разума. Также становится видно, какие связи (каналы) отсутствуют в одной модели, но присутствуют в другой, что указывает на скрытые аспекты или необходимые «достройки».
Шаг пятый: синтез и приведение к целостности
Завершающий этап — интеграция. Используйте три оставшиеся «лишние» карты, чтобы связать те позиции в даосской схеме, где связи отсутствовали. Например, «Король бубна» может связать позиции 3 и 4, а «Король черви» — позиции 4 и 1. Это может указывать на трансформацию определенных качеств (например, водорода До-48, связанного с сердцем).
Более точные значения этих «королей» можно теперь снова посмотреть в исходной девятицентровой схеме, где они представлены как набор конкретных качеств.
Итог: ценность, рожденная личным усилием
В результате этих пяти шагов вы получаете информацию, которая является настоящей ценностью. Она рождена вашим активным взаимодействием, а не пассивным потреблением. Объем понимания, достигнутый таким путем, зачастую глубже и прочнее усваивается, чем информация, почерпнутая из книг за большее время. Эти «пять шагов» — инструмент для превращения сложных данных в личное знание.
Обратите внимание: Шесть шагов к свободе и успеху.
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: 5 шагов к ценной информации..