Рассуждения о современных ванных

Чтобы встретиться с водой, то есть с основанием жизни, люди даже едут в Вену. Там Дунай, там Kludi. Модный и популярный нынче дизайнер Александр Леопольд расскажет как пользоваться водой, когда она пришла к вам дом.

— Уважаемый господии Леопольд, когда говорят об Esprit и дизайне, обычно думают о джинсах, сапогах, летних платьях и сумочках, производящихся под этой легендарной торговой маркой. Думают обо всем, что элегантно и сверхмодно. Представляя стилевую ванную комнату, Esprit Home как бы «одевает» обычную ванную в новую модную одежду. Что значит сегодня быть модной для ванной комнаты?

— До того как заняться дизайном ванных комнат, я занимался дизайном продукции многих торговых марок, не имеющих прямого отношения к сантехнической арматуре в частности и к ванной комнате вообще. И поверьте, каждое производство, особенно в части того, что касается дизайна форм, не обходится без понятий «моды» и «успеха». Модно то, что соответствует духу текущего времени, то, что одновременно красиво и практично именно сейчас, то, что очень быстро становится удобным и популярным для многих людей.

Мы раньше говорили о моде, касающейся только одежды человека. Знаково и замечательно, что многие именитые дизайнеры одежды пробуют сегодня свои способности и в промышленном дизайне. Именно они привносят в этот дизайн идеи и понятия моды.

Меня увлекла также идея сотрудничества двух именитых в своих областях компаний. Представления о красоте и моде от Esprit и технологические возможности от Kludi — это своеобразная гремучая смесь идей, которая подобно соединению кислорода с водородом может дать новое качество и новое состояние — воду. Благодаря такому сотрудничеству и появилась новая концепция ванной комнаты Esprit Home. Это большой шаг вперед в развитии полного ассортимента продуктов для ванной комнаты, который охватывает весь интерьер — от пола и стен до мебели и сантехники.

— Во время семинара вы неоднократно говорили о философии Esprit. Такого понятия нет ни в одной философской энциклопедии. Что вы понимаете под этим действительно красивым выражением?

— Представьте себе головку лука. У нее множество оболочек. Первый круг — одежда человека, второй — текстиль для дома, третий — обустройство самого дома. И так далее. Именно стили и пронизывают эти оболочки. Стили создают вокруг человека своеобразные сферы. Как производители, так и потребители уже давно оперируют модой и стилями в рамках одного круга. Новая идея — стилистически объединить эти круги вокруг человека. И новая концепция ванной комнаты — тому подтверждение.

Esprit — классическая марка в мире моды, которая позиционирует себя где-то между дерзкой романтикой, стилем «джине» и изысканной деловой одеждой для молодой потребительской группы, любящей моду и модные марки, которой доставляет удовольствие делать покупки. Представители этой группы не хотят покупать слишком дешевые вещи, но и не хотят переплачивать. Это своего рода золотая середина.

— Значит, если я вас правильно понял, когда я отдаю предпочтение минимализму в ванной, то мы с женой обязаны приходить в бассейн и на пляж в мини-бикини?

— Ну зачем же так упрощать? Стилистическая связь, безусловно, должна существовать и между вашей одеждой и плиткой в вашей ванной. Но она отнюдь не прямолинейна. Скорее, это определенный способ позиционирования себя в этом мире, способ проявления своего собственного Я. Тогда и не будет вопросов: подойдет — не подойдет, брать — не брать.

Производитель может произвести, но не может рекомендовать. Приобретая любую вещь, человек должен объяснить и себе, и другим, зачем он потратил так много денег на эту вещь. Нельзя одновременно пользоваться чем-то изысканным для вашего круга общения и чем-то абсолютно случайным для него. Вы окажетесь не понятыми. И в конце концов вынуждены будете или сменить вещь, или сменить круг общения.

— Вернемся, однако, в ванную комнату. Что именно предлагается молодым потребителям, ориентированным на «золотую середину»?

— Esprit Home предлагает выбор ванных комнат в пяти стилях, которые различаются в основном по цветам и комбинациям материалов.

Garden Party (вечеринка в саду) — Garden подразумевает, что мы будем работать с натуральными цветами, не статично, немного беспорядочно. Party имеет в виду то, что на вечерину приглашаются люди с определенными интересами, профессиональными навыками, возможно, даже в кредит. Если приглашение относится к молодым людям, надо найти ассоциации с тем, чем они занимаются. Клиент сказал, что он хочет, чтобы ванная комната выглядела как парк. Пришлось выложить пол различной плиткой, причем в разных направлениях.

Purple Passion — пурпурная страсть. Страсть формируется в голове. Пурпурный цвет символизирует некоторое благородство. Он может переходить в розовый. Цвет должен делать помещение эмоциональным, эротическим. Этому стилю свойственно чрезмерное декорирование. Определенную страсть можно привнести и с кривыми геометрическими линиями.

Gold Diva — стиль кажется простым, статичным, но высококачественным. Gold подразумевает, что ценности должно быть больше, чем есть. Эту ценность можно создать с помощью темного цвета. Стиль подчеркивает, клиенты, которые любят дорогие вещи, ориентированы на симметрию. Diva — понятие представительное. Это оперная певица. Она только тогда хорошо поет, когда ей подарят 200 розочек.

White Selection — белое ассоциируется с пляжем и морем. Мы берем вещи и придаем им некоторый смысл. Важно, чтобы белое было не исходной точкой поиска, а результатом определенной селекции цветов. Этим стилем в помещении два на два метра может создать впечатление, что у ванной комнаты две стены.

Oriental Blue — название говорит само за себя. Если кому понравится, попробуйте пофантазировать сами, а потом сравните ваши фантазии с нашими задумками, зайдя на сайт компании Kludi.

Сразу видно, что каждый стиль имеет свою цветовую гамму и передает определенное настроение. При этом цвет мебели играет не столь большое значение, как цвет стен и пола. Возможности комбинирования различных модулей помогают каждому найти свой вариант. И что очень важно, концепция Esprit Home дает возможность создавать «гибкие» интерьеры для ванных комнат, которые должны соответствовать всем требованиям заказчика.

Стили более удобны для производителя, чем потребителя. И не следует всегда четко придерживаться стилевых предписаний. Ассоциативные преобразования, мне кажется, более продуктивны при обустройстве современной ванной комнаты. Потому что стиль — не догма, а скорее фон, где ежедневно разворачивается человеческое настроение.

— Как показал проводимый вами творческий семинар в Вене для российских дизайнеров, большинство ваших проектов для ванных комнат предназначено для небольших пространств. Сегодня, в период бурного развития интерьера ванных комнат, маленькие помещения как бы и не в моде. Чем вызван ваш, личный дизайнерский интерес к маленьким ванным комнатам?

— Понятие моды в данном случае не применимо к пониманию размера. Так уж распорядилась история. Моя родная Вена, где прожили жизнь несколько поколений моих предков, — красивый, замечательный и давно сложившийся город. Увы, в подавляющем большинстве квартир нашего города — маленькие ванные. Ну не могли венцы несколько веков назад, когда строили дома в городе, даже предположить, что в далеком будущем — в начале XXI века — случится сантехнический бум и ванная комната будет чуть ли не солировать среди других комнат в квартире.

Испокон веков ванная в доме всегда была небольшим вспомогательным помещением. И что теперь с ним делать? Просто увеличить? Зачастую дорого и технически невозможно. Но заказчики хотят, чтобы их даже небольшая ванная соответствовала современным представлениям о настоящей ванной комнате. И обращаются с такими пожеланиями ко мне. Поэтому для меня объем, как нотная грамота для музыки. Обязательна и неприкосновенна.

Пространство в сложившейся ситуации надо воспринимать, как абсолютную данность. И всю свою энергию, вдохновение, талант дизайнер должен направить на гармонию размещения предметов в этом пространстве. Что, естественно, требует проявления большей изобретательности и фантазии.

— За всю свою творческую жизнь вы создали десятки, а может быть, и сотни проектов маленьких ванных комнат. И каждая из них — шедевр в миниатюре. Причем, наверное, в единственном экземпляре?

— Если быть более точным, то у меня свыше четырех тысяч проектов для маленьких ванных комнат. Вы правы в том, что при проектировании таких помещений очень сложно найти общий шаблон, стандарт. Кажется, у вас в России говорят, что коня подковать проще, чем блоху. А почему? Да потому что для коня нужны стандартные подковы, а для блохи — всякий раз новые.

— Кстати, а почему вы согласились проводить семинар именно для российских дизайнеров?

— У меня жена — русская. И я хорошо знаю, что маленькая ванная комната — тоже актуальная проблема для вашей большой страны. Особенно для Москвы, Санкт-Петербурга. Это, вообще, хроническая проблема для больших городов. А преобразовывать эти помещения все равно надо.

— Однако, кроме постоянного творческого поиска, необходимого для преобразования маленькой ванной, существуют, вероятно, и определенные профессиональные навыки, наработки. Нашим читателям, которые зачастую самостоятельно берутся за подобные реформы, было бы интересно о них узнать.

— У каждого дизайнера свой почерк, свой подход. Даже если человек берется самостоятельно перепланировать свою ванную, он в принципе, в общих чертах хорошо представляет, чего он хочет и как этого достичь. Я могу говорить только о собственных предпочтениях.

Первое, на что вы начинаете обращать внимание, когда создаете интерьер маленькой ванной, которую и комнатой трудно назвать, это некоторое ощущение замкнутости. Вы не видите и не чувствуете другие помещения квартиры. Но этот психологический самообман не должен культивировать идеи эстетического изоляционизма. Ванной необходимо определить изначально свое место и свое звучание в сводном оркестре всех комнат квартиры.

Я, к примеру, люблю зонировать даже маленькие помещения. Создавать как бы свое помещение в помещении. В Австрии каждое помещение, даже маленькое, воспринимается как огромный мир.

Очень часто строительство интерьера начинается и ориентируется на уже имеющиеся отдельные предметы. Но в маленьком пространстве такая ориентация легко может привести к дезориентации. Здесь недостаточно оперировать отдельными продуктами, надо производить готовые решения.

— Для маленьких ванных существуют свои стилистические ориентиры? Или их стилистика находится в русле общих тенденций развития ванной комнаты как таковой?

— С интерьерной точки зрения для маленькой ванной комнаты характерны и общие закономерности, и частные особенности.
В России, я знаю, весь дом — стиль. И дизайн любой комнаты, в том числе и ванной, должен соответствовать стилистике всего пространства, всего дома. В Австрии же каждое помещение планируется отдельно.
Был тренд в сторону минимализма. Но теперь, мне кажется, в ванную комнату начинает возвращаться декор. Потому что мы уже достигли основной точки минимализма и начинаем двигаться в сторону барокко. Барокко — претенциозный, детализированный стиль, требующий пространства. Но в маленькой ванной часто не хватает места для многих деталей, поэтому идею детализации можно передать с помощью одной вещи. Важно обратить на нее внимание.

Кстати, с помощью одной такой вещи в маленькой ванной даже можно создать свободное пространство. Необходимо разместить нечто необычное. Например, Diva. Должна быть деталь, которая бросается в глаза. Картина. Колонна. Какой-нибудь акцент. Эти вещи не имеют объяснения и не должны иметь объяснения. Именно необъяснимость их появления и создает ощущение свободного пространства.

— Любопытное наблюдение. Надо будет попробовать дома. Кстати, а сами вы часто испытываете у себя дома то, что рекомендуете другим? Я обратил внимание вот на какой факт. Предлагаемые здесь стили для новой концепции ванной комнаты наполнены ароматами цвета. Но, знакомясь с вашими реализованными проектами, обратил внимание, что вы очень осторожно обращаетесь с цветом. Почему?

— Это не я осторожничаю. К цвету очень осторожно относятся мои клиенты. Это традиционный австрийский подход. В России, я знаю, клиенты разрешают дизайнеру работать с цветом. А в Австрии люди осторожны к цвету. Наиболее востребованные пожелания — хочу белое. Хотя если сделать белый цвет ванной для индийца (в Индии белый цвет считается траурным), то он подумает, что ему предлагают место на кладбище. Цвет — понятие традиционное. Поэтому предлагать цвета начинаю тоже очень осторожно. Цвет бордо, к примеру, для Австрии — скандал. Что же касается моей личной ванной комнаты, то в ней я, скорее, придерживаюсь традиций, чем экспериментирую.

— Количество обязательного сантехнического оборудования в современной ванной комнате строго регламентировано четырьмя-пятью предметами. Просто разместить их в небольшом пространстве — проблема уже сама по себе. Вы же предлагаете размещать это оборудование в определенном порядке, чтобы гармонизировать пространство. Не слишком ли много неизвестных для одного уравнения?

— Тогда предлагаю решить элементарную дизайнерскую задачу. Вы должны поставить ванну непосредственно перед умывальником. Умывальник — средство выражения, а ванна — средство погружения в себя. В принципе эти предметы трудно совместимы при сближении. Но сближения между ними в маленькой ванной не избежать. Но важна вот какая деталь. Принимая ванную, вы хотите или не хотите видеть слив у раковины?

Не торопитесь с ответом. Возможны разные ситуации. Оставить слив открытым, сделать полуоткрытым или полностью закрыть его. Тут не бывает стандартных решений. Клиент должен понять и прочувствовать, какая ситуация для него предпочтительнее, комфортнее. И принять свое решение. Из этого решения будет понятно, какой перед вами человек — заказчик. Веселый, модный, скрытый, приоткрытый для своих и так далее. Это определение в принципе может повлиять на весь облик ванной комнаты. Идея состоит в том, что ощущения передаются с помощью одного элемента.

Кстати, размещение оборудования в ванной, так же как и цвет, имеют тоже свои национальные особенности и традиции. Для немцев, например, не проблема, когда они сидят на унитазе, и их при этом занятии кто-то видит. Для немцев в данном случае важнее полный обзор, контакт с внешним миром. Для австрийцев, думаю, так же как и для русских, подобная ситуация не допустима. Национальные особенности и традиции — штрих наиважнейший при оборудовании ванных комнат. Он еще требует своего дальнейшего исследования.

— Функции современной ванной комнаты постоянно расширяются. Мы уже говорим не просто об оборудовании для гигиены, а о специальных зонах релаксации. А это значит, что увеличивается и количество обязательного сантехнического оборудования. И его уже невозможно втискивать в маленькую ванную комнату. Размер комнаты становится на пути прогресса. Какой выход вы предлагаете в данной ситуации?

— Скорее революционный, чем эволюционный. Обратите внимание на предназначение обязательного оборудования ванных комнат. Уже сейчас это оборудование по своим функциям сильно отличается друг от друга. Ну, скажите, например, что роднит между собой ванну и унитаз? Почему они должны находиться именно вместе, в одном помещении? Естественно, их объединяет общий источник и общий слив воды. Но, полагаясь на такую логику, надо бы и кухонную мойку переместить поближе к биде.

При современных технических возможностях разводка воды и организация сливов в квартире и тем более в загородном доме — дело достаточно обыденное и не требующее дополнительных измышлений. Душ и ванну сегодня технически можно разместить в совершенно разных комнатах. В данном случае препятствует не техническая возможность, а скорее психологическая предопределенность.

Вы привыкли воспринимать ванную комнату как единое помещение с определенным набором обязательных функций. Но сегодня, когда ванная комната становится своеобразным центром отдыха и релаксации, не разумно удерживать ее в строгих рамках одного и тем более маленького помещения. Я думаю, что в скором времени ванная комната в нашем сегодняшнем понимании станет историческим фактом. И уступит место более свободному и произвольному размещению источников воды по квартире.

Уже сейчас модно иметь в доме несколько ванных комнат, которые функционально существенно отличаются друг от друга. Но пока мы все-таки упорно продолжаем держаться за целостность ванных комнат. А почему бы не вынести из ванной отдельное оборудование в другие комнаты?! Слабо? Не привычно?

Я предлагаю читателям самостоятельно пофантазировать на эту тему.