В мире моды и истории костюма персональные выставки, посвящённые отдельным дизайнерам, — большая редкость. Творчество Надежды Петровны Ламановой, безусловного гения своего дела, определённо заслуживает такого внимания. Однако посещение экспозиции, носящей её имя, оставило у автора этого обзора смешанные и в основном горестные чувства.
Спорное начало: проблема в названии
Уже само название выставки — «Гений в юбке и её эпоха» — вызывает вопросы и кажется неуместным в третьем десятилетии XXI века. Акцент на том, что талантливый мастер — женщина, выглядит анахронизмом и отдаёт мизогинией. Сложно представить, чтобы подобным образом представляли выставку, скажем, Коко Шанель. Этот заголовок задаёт тон, который заставляет задуматься о глубине и серьёзности подхода организаторов.
В поисках Ламановой среди «эпохи»
Выставочное пространство в павильоне «Рабочий и колхозница» — пожалуй, единственная безупречная деталь. Ламанова дружила с Верой Мухиной, автором знаменитого монумента, и на выставке даже представлено платье, сшитое для скульптора. Однако ожидание личной встречи с наследием кутюрье быстро развеялось.
Листайте галерею, чтобы посмотреть вход на выставку при дневном освещении.
Цифровые копии не могут передать энергетику подлинных вещей, и автор шёл именно за этим живым впечатлением. Но большинство экспонатов имели к Ламановой лишь косвенное отношение, раскрывая скорее контекст её эпохи. Народные костюмы, платья «по семейным легендам» или театральные костюмы, созданные «в мастерских МХАТ при участии Н.П. Ламановой», — всё это оставляло ощущение дистанции от самой героини выставки.
Листайте галерею, чтобы прочесть выставочную этикетку к этой ротонде.
Удручающее состояние экспонатов
Настоящей болью выставки стало состояние многих вещей. Текстиль — материал хрупкий, но музейная практика во всём мире демонстрирует, как можно бережно сохранять и экспонировать даже древние ткани. Здесь же зритель сталкивался с обратным.
Платье к спектаклю «Анна Каренина» (1937 год) представлено с серьёзными утратами и неумелыми поздними вставками. Отсутствие фрагментов кружева, искажённый силуэт из-за неправильной натяжки на манекен, пыль, въевшаяся в ткань, — всё это вызывает не восхищение, а тревогу за сохранность артефакта. Создаётся впечатление, что вещь буквально рассыпается на глазах, и её нынешняя экспозиция может стать последней.
Отсутствие элементарного профессионализма в демонстрации особенно заметно на примере платьев с турнюром. Исторический силуэт 1870-х годов не воссоздан: вместо него зритель видит «плоскую попу» или обвисшую ткань, что говорит о полном пренебрежении к замыслу костюма и его конструктивным особенностям.
Свет и тени реконструкций
На втором этаже были представлены современные реконструкции моделей Ламановой. Среди них встречались по-настоящему мастерские работы, выполненные с уважением к оригиналу, тонким вкусом и вниманием к деталям: изящная вышивка, сложный крой, декор из тесьмы. К сожалению, оценить их было сложно из-за крайне скудного освещения в зале.
Рядом с этими прекрасными работами соседствовали откровенно слабые, любительские вещи, которые лишь дискредитировали имя Ламановой. Их присутствие на выставке вызывало недоумение и неловкость.
Выводы вместо разгадок
В итоге выставка не дала ответов на вопросы, которые она же и породила. Непонятен выбор названия, печально состояние хранения и экспонирования подлинных вещей, неоднороден уровень представленных реконструкций. Создаётся впечатление, что эта экспозиция больше говорит о проблемах нашей современной музейной и выставочной культуры, чем глубоко и уважительно раскрывает наследие великой соотечественницы.
В качестве светлого финала, достойного памяти Надежды Ламановой, автор предлагает вспомнить её портрет кисти Валентина Серова — образ, в котором величие таланта не нуждается в сомнительных определениях.
Подписывайтесь на мой канал, здесь будет много интересного о вязании, моде, истории костюма, стилях, эпохах и технологиях.
За лайки, комментарии и репосты тоже большое спасибо, они мне очень помогают развивать канал!
#онлайн-школа дао вязания #стиль #рукоделие #одежда #мода и красота
Еще по теме здесь: Красота и здоровье.
Источник: Гений в юбке и ее эпоха. Выставка, посвященная н.п. Ламановой.