«Ребекка» Дафны дю Морье: готический роман о любви, тени прошлого и женских образах, не вписывающихся в современные тренды

Мой путь к творчеству Дафны дю Морье начался с кинематографа — с леденящего ужаса «Птиц» Хичкока и гипнотической атмосферы фильма «А теперь не смотри» Николаса Роуга. Лишь позже я открыла для себя литературный первоисточник последнего. Однако сегодня речь пойдет о другом, по праву считающемся эталоном жанра произведении — готическом романе «Ребекка».

Что такое настоящая готика?

Готический роман — это не про подростковый бунт и мрачный макияж. Это прежде всего атмосфера. Представьте себе туман, окутывающий суровые башни английского поместья, тревожную тишину, нарушаемую лишь карканьем ворона, и ощущение незримой угрозы, витающей в воздухе. Именно такую подлинную готику вы найдете на страницах этой книги.

Роман собрал в себе все классические элементы жанра: юную и на первый взгляд беззащитную героиню, которая на поверку оказывается сильнее, чем кажется; роскошное, но зловещее поместье Мандерли; харизматичного вдовца с мрачным прошлым и властную, почти демоническую экономку, хранящую страшные секреты.

Сюжет и его экранизация

По роману был снят знаменитый фильм Альфреда Хичкока, также названный «Ребекка». Несмотря на то, что картина в целом следует книге, режиссер смягчил ключевые моменты и сместил акценты, из-за чего я, признаться, не смогла досмотреть ленту до конца. Кроме того, в фильме так и не является зрителю образ самой Ребекки — роковой женщины, чье присутствие незримо витает в каждом уголке Мандерли и от чьей тени не может избавиться новая хозяйка дома.

О чем эта история?

Сюжет, вкратце, таков: скромная, небогатая девушка-компаньонка неожиданно для себя встречает аристократа Максима де Винтера, владельца величественного Мандерли. Несмотря на разницу в положении и возрасте, состоятельный вдовец делает ей предложение. Героиня, уже влюбленная, но не смеющая надеяться на взаимность, с трепетом соглашается, попадая из мира скромности в мир роскоши, полный загадок и давления прошлого.

Женские образы и современный контекст

Образ главной героини (чьё имя, что показательно, так и не называется) написан с большой симпатией. Это девушка, умеющая любить глубоко и преданно, уважающая и своего мужа, и себя. Она пытается адаптироваться в новом мире, борется со своими страхами и в конечном итоге проявляет недюжинную силу духа. Однако такой тип героини — романтичной, самоотверженной, ставящей любовь и долг выше амбиций — сегодня, кажется, вышел из моды.

Обратите внимание: У тебя нет девушки? Простейший способ обзавестись отношениями!.

Ее антипод — покойная Ребекка, первая жена Максима, — напротив, предстает воплощением властности, свободы и почти демонической силы. Она подчиняла себе всех и вся. И что примечательно, авторская симпатия явно не на ее стороне. Этот расклад может вызвать вопросы у современных читательниц с феминистскими взглядами, которые ценят в литературе образы независимых и доминирующих женщин.

Героиня же проходит путь от запуганной девушки до женщины, готовой, подобно жене декабриста, на все ради защиты своего любимого человека и их союза.

Неизменная ценность романа

Несмотря на возможные споры о трактовке образов, «Ребекка» остается блестящим литературным произведением. Роман стоит прочитать ради мастерских описаний природы — вы буквально почувствуете соленый бриз и услышите шум моря у скал Мандерли. Ради тонкого психологизма в изображении переживаний героини, попавшей в «сказку» с трудными испытаниями. И, конечно, ради красивой, хоть и непростой, истории о любви, верности и победе над призраками прошлого.

А как вы относитесь к подобным книгам? Доводилось ли вам читать «Ребекку»? Делитесь своим мнением в комментариях.

На этом все. До новых встреч!

#обзор книг #обзоры #книги о любви #книжный обзор #книжная полка

Больше интересных статей здесь: Отношения.

Источник статьи: Готический роман с замком, роковыми отношениями и смыслом, который может не порадовать феминисток.