Исторические примеры романтических союзов
В истории можно найти яркие примеры браков, построенных на описанной динамике. Союз Иосифа Сталина (Кот) и Надежды Аллилуевой (Бык), брак Леонида Андреева (Коза) с Анной Андреевой (Петух), отношения Сергея Есенина (Коза) и Галины Бениславской (Петух), а также брак Михаила Булгакова (Кот) и Елены Булгаковой (Змея) демонстрируют общие черты таких отношений.
Суть романтического союза
В основе этих браков лежит не романтизация воли или свободы, как в других типах отношений, а восхищение иными качествами. Мужчина в таком тандеме идеализирует боевой дух и активность своей избранницы, в то время как женщина боготворит красоту души, слова и творческую натуру своего партнера. Классической иллюстрацией этого чувства стала любовь Мастера и Маргариты в романе Булгакова, который по сути является гимном его собственному браку. Чувства в таких парах часто вспыхивают внезапно и овладевают обоими целиком.
Женщина в таком союзе, подобно Маргарите, готова сражаться за своего избранника со всем миром, взваливая на себя все заботы и растворяясь в его делах. Ее жизнь сосредотачивается исключительно на муже, его творчестве и покое. Примеры Галины Бениславской, которая вела все литературные и финансовые дела Есенина, или вдовы Леонида Андреева, ревностно хранившей малейшие следы его увлечений, подтверждают эту жертвенную, всепоглощающую модель любви.
Условия и риски для брака
Главным условием существования такого союза является безоговорочная любовь жены. Однако эта же сила может стать и разрушительной. Обладая сильной волей, женщина может невольно начать давить на мужа, пытаться заглянуть в глубины его души или изменить его. Диктат и чрезмерная опека со стороны жены опасны для хрупкого баланса. Мужчине, в свою очередь, важно принять энергичную натуру супруги и не пытаться ее переделать.
Для гармонии жене следует избегать давления и навязчивости. Мужчине же вредны страсти и бури; ему необходимы спокойствие и внутренняя свобода. В такой атмосфере его инфантилизм может смениться ответственностью, а природный реализм — принести материальное благополучие. Семья постепенно становится для него тем самым «вечным покоем», о котором тоскует его душа.
Трагические грани романтической любви
Романтизм таких отношений не боится ни расстояний, ни времени, что ярко показано в «Мастере и Маргарите». Однако в реальной жизни все может быть трагичнее. Попытки Надежды Аллилуевой повлиять на Сталина привели лишь к напряжению и закончились ее самоубийством. Смерть Есенина лишила Галину Бениславскую смысла жизни, и она покончила с собой на его могиле.
Классический пример: Лоренс Оливье и Вивьен Ли
Ярчайшим воплощением такого романтического брака стал союз Лоренса Оливье (Коза) и Вивьен Ли (Бык). Их называли «самой романтической любовью века». Чувство вспыхнуло с первого взгляда и перевернуло их жизни, заставив разрушить предыдущие браки. Любовь преобразила обоих: Оливье стал общительным и веселым, а в Вивьен появилась особая глубина.
Они построили свой романтический мир в поместье Нотли и достигли невероятных творческих высот: мировая слава Вивьен после «Унесенных ветром» и признание Оливье величайшим актером века. Однако именно общее дело и ответственность разрушили романтические иллюзии. Вивьен осознала «духовную несовместимость», а Лоренс в изматывающих конфликтах потерял образ любимой. Их брак распался в 1960 году, но оба пронесли память об этой великой страсти через всю жизнь, сожалея лишь о последних, тяжелых месяцах совместной жизни.
Совместимость по конкретным парам знаков
Брак 64. Он — Кот, она — Петух
Восхищение друг другом и общие интересы создают прочную основу. Жена создает идеальные условия, а муж ценит ее активность. Однако со временем его может утомить ее суетливость и поверхностность. Расширение круга общения поможет избежать замкнутости и конфликтов.
Брак 65. Он — Кот, она — Змея
Замкнутость жены гармонирует с мечтательной натурой мужа. Ее любовь заменяет ему внешнее общение. Ключ к успеху — оградить друг друга от стресса и взаимных жалоб. Мужу важно проявлять активность ради семьи, а жене — не ограничивать его свободу чрезмерной опекой.
Брак 66. Он — Кот, она — Бык
В союзе возможны центробежные силы. Диктат со стороны жены бесполезен и опасен, он может разрушить брак. Ей лучше взять на себя быт, а ему — обеспечение семьи. Общее стремление к спокойному и солидному дому должно быть главным аргументом в спорах.
Брак 67. Он — Кабан, она — Петух
Союз держится на взаимном уважении и любви к общению. Однако жене стоит помнить о естественном эгоизме Кабана. Муж должен быть благодарен за домашний уют и направить свои таланты на материальное обеспечение семьи.
Брак 68. Он — Кабан, она — Змея
Брак носит закрытый характер. Муж становится более замкнутым под влиянием жены. Главный компромисс — в быту: неприхотливому Кабану придется считаться с изысканными вкусами Змеи. Ее истерики из-за невнимания могут разрушить романтику.
Брак 69. Он — Кабан, она — Бык
Диктат жены встречает жесткий отпор, конфликты могут быть разрушительными. Жене лучше сосредоточиться на хозяйстве, а мужу — на карьерных достижениях, которые укрепят его авторитет. Жене важно уважать его закрытость и не требовать полного отчета.
Брак 70. Он — Коза, она — Петух
Оба энергичны, но нуждаются в спокойствии. Прямолинейность жены может ранить чувствительную душу мужа. Их общая активность — залог благосостояния. Важно проявлять терпимость к слабостям друг друга и избегать ссор из-за разницы в эстетических взглядах.
Брак 71. Он — Коза, она — Змея
Союз, полный романтики и тонких чувств. Волевая жена становится служанкой капризного красавца-мужа. Со временем его капризы и ее болезни могут обостриться. Союз удержит сильная тяга обоих к семейному очагу и реализм мужа, ценящего домашний уют.
Брак 72. Он — Коза, она — Бык
Супруги ценят семейственность и постоянство. Они прекрасные практические партнеры. Главная задача — сохранить романтику за рутиной быта. Жене следует сдерживать диктаторские замашки и ревность (мужчина-Коза часто нравится женщинам). Взаимное упрямство и угасание иллюзий — главные риски.
Примеры:
И. В. Сталин — H. С. Аллилуева (Кот — Бык),
Л. H. Андреев — А. И. Андреева (Коза — Петух),
С. А. Есенин — Г. А. Бениславская (Коза — Петух),
М. П. Булгаков — Е. С. Булгакова (Кот —Змея).
Это тоже романтический союз, но если в главах 5 и 7 мы рассматривали браки, где романтизировались любовь и воля, то тут предмет для романтизации — боевитость, логика, с одной стороны, и красота, реализм — с другой. Но романтизация как основа такого союза остается неизменной. И, может быть, самой романтической книгой о любви является «Мастер и. Маргарита», роман, написанный как гимн любви Михаила Булгакова к Елене Сергеевне Булгаковой. Признак всех романтических браков — внезапность нахлынувших чувств. «Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину... Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих». Это первая встреча Мастера и Маргариты.
Но мужчина в таком союзе романтизирует не волю, не твердость избранницы, которые соответствуют ее сути, а лишь знаковые свойства — боевой дух. Недаром Маргарита становится ведьмой, нападающей на обидчиков Мастера. Романтизируя красоту своего избранника — красоту его души, красоту его слов, горячо любящая женщина готова сражаться за него хоть со всем миром. Оберегая его покой, она готова все дела взвалить на себя. Окружающий мир перестает существовать для нее. Она живет только делом мужа, его заботами, им самим.
«Галя делала для Есенина все: предлагала его новые стихи в редакции журналов, составляла сборники, получала по его доверенности деньги»,— так пишет Матвей Ройзман. Ее любовь была настолько жертвенной и всеохватной, что слова Есенина о том, что он «ценит ее как преданного друга, но не любит как женщину», не могли повлиять ни на что.
А. С. Эфрон писала о жене Леонида Андреева: «...странная это была женщина — гнетущая какая-то. Покойного мужа она любила без памяти — продолжала любить даже с вызовом, как бы стремясь защитить его, за него поспорить и отстоять... от кого? За границу она вывезла не только его рукописный архив, но и пуды его попутных увлечений: сделанные им снимки, написанные им картины, какие-то мудреные инструменты и приспособления,— все это хранила, охраняла — ревниво и ревностно».
И опять бессмертная книга Булгакова. «Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть Мастером. Она дожидалась этих обещанных уже последних слов о пятом прокураторе Иудеи, нараспев и громко повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом романе ее жизнь... Она гладила рукопись ласково, как гладят любимую кошку, и поворачивала ее в руках, оглядывая со всех сторон, то останавливаясь на титульном листе, то открывая конец».
Главное условие существования такого брака — любовь жены. Но ее чувство может стать силой, которая разрушит союз, так как жена, вольно или невольно, но попытается заглянуть в душу своего Мастера.Кроме того, вместе с жаром любви эти женщины обладают еще и сильнейшей волей. Воля жены, ее диктат могут стать причиной неприятностей, и потому в этом браке важно не переусердствовать с опекой над мужем. И наоборот, знаковая активность, хозяйственность жены могут стать основой благополучия. Булгаков отталкивался от своего реального брака, когда описывал отношения Мастера и Маргариты.
«Она приходила и первым долгом надевала фартук... и готовила завтрак, накрывала его в первой комнате на овальном столе...»
«Она поднялась и заговорила:
— Боже, как ты сильно болен... Но я тебя спасу, я тебя спасу... я тебя вылечу, вылечу...»
В конце книги Маргарита говорит: «Ты будешь засыпать... Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я». Жене надо помнить, что повлиять на мужа она не в состоянии, изменить его — тем более. Муж должен смириться со своей энергичной женой. Вся любовь Галины Бениславской не смогла заставить Есенина хоть ненамного поступиться своими интересами. Он ценил ее помощь, но не более того. Из письма Есенина Бениславской: «Галя, милая! Повторяю Вам, что Вы мне очень и очень дороги. Да и Вы сами знаете, что без вашего участия в моей судьбе было бы очень много плачевного... Привет Вам и любовь моя! Правда, это гораздо лучше, и больше, чем чувствую к женщинам...».
Для счастливого союза жена должна не давить на мужа, не допекать его своей любовью (ему страсти не нужны и даже вредны, целительно для него спокойствие и свобода). В спокойной обстановке исчезает инфантилизм мужа, появится ответственность за семью, его реализм принесет финансовое благополучие. У жены он научится целеустремленности, планомерности. Семья для такого мужа со временем начнет олицетворять тот «вечный покой», которого так жаждет его душа.
Мастер: «У меня нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет, ничто меня вокруг не интересует, кроме неё,— он опять положил руки на голову Маргариты».
В заключение надо сказать о том высоком романтизме, который связывает супругов, ему не страшны расстояния и время.
«Его не было рядом в этот день, но разговаривала мысленно Маргарита Николаевна все же с ним: "Если ты сослан, то почему же не даешь знать о себе?.. Ты разлюбил меня? Нет, я почему-то этому не верю. Значит, ты сослан и умер... Тогда, прошу тебя, отпусти меня, дай мне наконец свободу жить, дышать воздухом... Ты уйди из моей памяти, тогда я стану свободна"». Но Маргарита не в силах забыть Мастера, и недаром Азазелло говорит, что «вы порядочно постарели от горя за последние полгода, Маргарита Николаевна». Жизнь может быть еще трагичнее.
Не смогла укротить свою волю Надежда Аллилуева, ее попытки вмешаться в деятельность мужа привели только к напряженности для обоих. Самоубийство стало последней попыткой волевой женщины изменить хоть что-нибудь.
Смерть Сергея Есенина лишила и Галину Бениславскую радости жизни. Она написала воспоминания о нем (отдала долг делу и имени своего возлюбленного) и «в начале декабря 1926 года она покончила с собой на могиле Есенина, выстрелив в себя из старого револьвера системы "Бульдог", который дал несколько осечек. Она похоронена рядом с могилой Сергея Есенина» (М. Ройзман).
КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР.
Лоренс Оливье (Коза) (1907 — 1989) — выдающийся английский актер театра и кино, за творческие достижения пожалован рыцарским званием.
Вивьен Ли (Бык) (1913 — 1967) — выдающаяся английская актриса театра и кино. Главные роли в фильмах: «Унесенные ветром», «Леди Гамильтон», «Мост Ватерлоо».
Союз Лоренса Оливье и Вивьен Ли называли «самой романтической любовью века». Двадцатилетний брак двух выдающихся актеров продемонстрировал не только чудо любви, но и все сложности романтического брака. Они влюбились друг в друга с первого взгляда, даже не отдавая себе отчета в этом. Вивьен увидела Оливье в спектакле, который пришла посмотреть с подругой. Когда опустился занавес она прошептала: «Вот человек, за которого я выйду замуж». Так вспоминает подруга.
Лоренс также увидел Вивьен в спектакле. Он напишет в старости: «Впервые я остановил свой взгляд на обладательнице этой удивительной, невообразимой красоты на сцене "Амбассадора", где она выступала в "Маске добродетели"». А затем, после этой заочной влюбленности, раздался звонок судьбы — их пригласили сниматься в картине «Огонь над Англией».
«Три с небольшим месяца работы над фильмом круто переменили жизнь обоих актеров. Казалось, они и не подозревали о своей обоюдной любви, но для окружающих их чувство скоро перестало быть тайной-Дороти Мэсер, которая курировала актеров, вспоминает: "В Дэнгеме было принято, чтобы все сидели вместе за длинными обеденными столами, а не парами — во избежание сплетен. Вивьен и Ларри сидели вдвоем, совершенно поглощенные друг другом, и никто не мог даже подумать пристроиться рядом с ними. Их окружало бесконечное пустое пространство. Они были так влюблены, что вокруг возникала особая атмосфера. Видеть их вместе значило видеть чудо"».
Съемки фильма закончились, актеры расстались и... разлука еще сильнее разожгла пожар любви. Первой не выдержала Вивьен. Она приехала к Оливье на Капри, где он отдыхал со своей женой Джилл Эсмоид. «Акт отчаяния Вивьен, ее последняя надежда — эта встреча могла решить все. Для обоих. Так оно и слу чилось... Оливье тоже забыл о сомнениях. Присутствие Вивьен Ли преображало все вокруг — он сам становился веселее, остроумнее, обаятельнее. Жена находилась тут же, но он забывал о ней...»
Романтические чувства разрушили всю предыдущую жизнь Ларри и Вивьен. Он расстается после скандала с женой, она тоже после скандала уходит от мужа. Потом следуют совместные гастроли в Дании и отдых в Венеции. Один из друзей актеров вспоминает, что «никогда не видел людей, которые были бы так влюблены. Вивьен всегда была невероятно красива, но после Венеции в ней появилось что-то новое: как будто жизнь приобрела для нее более глубокий смысл».
Так же преобразился и Лоренс Оливье. «Из довольно мрачного пессимиста он превратился в веселого бонвивана и рассказчика... Теперь он стал общительным со всеми... Мы решили, что Ларри, вероятно, решил перестроиться и представить миру нового Оливье, составленного из всех тех черт, которыми он восхищался в других. Позднее мы поняли, что дело было во влиянии Вив».
Пять лет боролись Вивьен и Лоренс за свою любовь: муж одной и жена другого не хотели давать развода. Несмотря ни на что Вивьен и Лоренс строили свой романтический мир в обыденной жизни. Они приобрели старинный замок «Нотли», который стал центром их мира. «Друзья делили с ней [Вивьен] комфорт и обаяние ее дома. Хозяйка вкладывала в уикенды душу, стремясь, чтобы ни одна минута не прошла бесцветно...»
Вспомним, что в конце романа «Мастер и Маргарита» главные герои находят свой дом и в нем вечный покой, похожий на праздник. К этой мечте в реальности приблизились Вивьен Ли и Лоренс Оливье. Романтическое озарение любви дало двум актерам гигантский творческий импульс. «Унесенные ветром» принесли мировую популярность Вивьен Ли; театральный сезон 1945/46 годов заставил говорить об Оливье как о самом гениальном театральном актере XX века.
Романтическая любовь, дав творческий заряд, сыграла злую шутку. Как только появилась самая знаменитая актерская пара XX века Оливье — Ли, так сразу же распался брак Оливье — Ли. Общее дело, ответственность перед почитателями разрушили романтические иллюзии обоих по отношению друг к другу.
Вивьен Ли вдруг увидела «духовную несовместимость с мужем». Ее романтическая любовь не выдержала открытия, что за чувствами стоит абсолютное смысловое непонимание, исчезли иллюзии, исчезла и любовь. Лоренс Оливье так вспоминает это роковое объяснение:
«...Кажется, мы только что закончили ленч... Это напоминало несильный раскат грома среди ясного неба или ушат воды. Я не поверил ушам своим: "Я тебя больше не люблю!".
Вероятно, вид у меня был столь же ошеломленный, как и сразившее меня чувство удивления, ибо она продолжала: "У меня никого нет, ни о чем подобном не может быть и речи. Я хочу сказать, что все еще люблю тебя, но иначе, как брата". Так она и сказала. Я чувствовал себя так, как если бы мне зачитали смертный приговор. Движущая сила моей жизни (фактически мое сердце) была оторвана как бы рукой самого опытного в мире хирурга. Я стоял с раскрытым ртом, но не дыша: как будто окаменел внутри и меня, как рыбу, задвинули в холодильник. Никогда я не мог примириться с тем, что эта великая, эта славная страсть не могла быть вечной».
Брак актеры пытались спасти совместным творчеством, но этим они окончательно разрушили свою любовь. Напряжение от совместной жизни закончилось нервными припадками у Оливье и маниакально-депрессивным психозом и обострением туберкулезного процесса у Вивьен Ли.
За четыре года, прошедшие после первого решительного объяснения, уже и Оливье в бесконечных перепалках потерял образ любимой женщины. Он писал в своей книге «Признания актера»: «Я говорил, что около четырех лет назад ее чувства ко мне изменились и она сказала мне об этом. Но теперь это был вопрос не столько ее, сколько моих чувств. В такой же степени, в какой она не была больше человеком, которого я любил, изменилась моя любовь к ней. Теперь она стала чужой настолько, насколько я даже не мог себе представить. Что-то очень неуловимое, без сомнения, произошло с ней. Как бы ни изменились ее чувства ко мне, я никогда не мог поверить, что то же самое сможет произойти со мной».
В 1960 году два великих актера развелись. Через несколько лет забылся кошмар последнего периода совместной жизни, а память о своей любви они пронесли до конца дней. Вивьен Ли: «Если бы мне действительно дали снова прожить всю мою жизнь, я была бы уверена только в двух поступках. Уже в юности я стала бы актрисой. Несколько позже вышла бы за Лоренса Оливье. Будь это необходимо, я бы сделала предложение сама. Я бы хотела повторить все, кроме нескольких последних месяцев с Ларри». Лоренс Оливье всегда говорил, когда смотрел старые фильмы с участием Вивьен Ли: «Это была любовь. Это было настоящее!»—и... плакал.
Брак 64. Он — Кот, она — Петух
Любовь жены, восхищение друг другом и векторное кольцо. Казалось бы, страсти должны разорвать такой брак. Но нет, муж-хозяин является воплощением спокойствия, красоты и мечтательности в глазах жены. Она не устает восхищаться им, создает ему идеальные условия, сама не жалуется на трудности. Мул<у легко с такой женой, но со временем ему может и надоесть ее активность, взбалмошность, отсутствие глубины. Если супруги постараются не замыкаться в четырех стенах своей квартиры, больше будут общаться с друзьями, то они избегут многих сложностей. Им будет гораздо легче.
Брак 65. Он — Кот, она — Змея
Замкнутость жены не смутит мужа и станет еще одним источником его восхищения супругой. Ее любовь заменит мужу общение с окружающими. Надо только свести на нет взаимные жалобы на жизнь. Берегите нервы друг друга. Муж за своими мечтами не должен забывать, что жена нуждается в постоянном сопереживании. «Диванная» позиция в жизни мужчины-Кота должна смениться на активную деятельность во благо семьи. Воля и любовь жены — основа такого союза. Но, создавая уютное гнездышко для мужа, не перекройте ему кислород свободы полностью.
Брак 66. Он — Кот, она — Бык
В браке сильны центробежные тенденции, пусть любовь жены поможет ей избежать диктата. Навязать свою волю мужу она не сможет, а вот потеря семьи станет реальностью. Не надо требовать от мужа активности, не надо его ревновать, пытаться привязать к семье. Он все равно все сделает по-своему. Пусть жена целиком возьмет на себя бытовые хлопоты, муж же всегда обеспечит семью деньгами.Ваше желание иметь солидный, спокойный дом совпадает — помните об этом, когда возникнут конфликты.
Брак 67. Он — Кабан, она — Петух
Брак основан на взаимопонимании и уважении. Мужу не будет в тягость открытость жены, он сам очень любит гостей, обычно бывает душой компании. Но жена должна помнить, что на первом плане у него всегда его желания. Эгоизм мужа может быть непрошибаем. Муж должен быть благодарен жене за возможность постоянного отдыха дома. Хозяйство будет в ее руках. Пусть муж обеспечит семью, направит свои многочисленные таланты на зарабатывание денег. Он чемпион по скромности, но ведь жене надо немного больше.
Брак 68. Он — Кабан, она — Змея
Брак носит закрытый характер. Попадая под влияние жены, муж становится внешне более замкнутым, его эзотеризм приобретает более углубленный характер. Здесь главное — найти компромисс в быту: Кабан — самый неприхотливый знак, Змея, наоборот, самый привередливый. Мужу все-таки лучше побольше помогать жене и зарабатывать деньги. В противном случае ее истерики негативно скажутся на ваших романтических отношениях. В этом браке мужу надо учиться чуткости, а жене — сдержанности.
Брак 69. Он — Кабан, она — Бык
У такого мужа диктат жены может встретить очень суровый отпор. Любой конфликт может принимать ужасные формы. Ни интеллигентность мужа, ни добропорядочность жены в таком случае не спасут. Жене лучше взять хозяйство на себя. Муж пусть помнит, что чем больше будут его достижения в работе, тем выше поднимется его авторитет в глазах жены и сильнее будет ее любовь. Жене надо знать, что муж — закрытый человек, и потому не стоит требовать досконального отчета во всем, он может взбунтоваться.
Брак 70. Он — Коза, она — Петух
Супругам хочется пожелать спокойствия, вы оба слишком суматошные люди. И пусть жену не обманет внешняя солидность мужа. У него очень нежная и ранимая душа. Прямолинейность жены он может воспринимать болезненно. Энергичность обоих служит залогом благосостояния семьи. Только эстетические манеры супруга вряд ли будут оценены женой. Пусть муж не переживает. Ему же не надо быть столь упрямым по этому поводу, ссоры не укрепят вашу любовь. Будьте терпимы к слабостям друг друга.
Брак 71. Он — Коза, она — Змея
Опять любовь, романтика и векторное кольцо. Волевая и любвеобильная жена становится слугой и заложницей красавца-мужа, полного капризов и прихотей. Этот союз весь соткан из душевной тонкости и чувствительности. Со временем мужу может и надоесть житейская мудрость жены, ее же никогда не перестанут восхищать его упорство, непосредственность, красота. Муж будет все взбалмошней, капризнее; депрессии, болезни жены станут постоянными. Что же поможет сохранить союз? Сильное стремление к семье у обоих, реализм мужа, который вряд ли променяет уютный дом на неизвестность.
Брак 72. Он — Коза, она — Бык
Супруги — сторонники семейственности и постоянны в привязанностях. Они прекрасно понимают друг друга, когда заняты практической деятельностью. Главное для них — за милым их сердцу бытом не потерять романтический огонь своих отношений. Пусть любовь жены, восхищение мягкой и чуткой натурой мужа помогут ей избежать диктата. Жене не стоит ревновать мужа, он не виноват, что очень нравится женщинам.Взаимное упрямство супругов не укрепит этот союз, а иллюзии могут потускнеть.