Руководство по адаптации ребенка в новой среде: дом, детский сад и школа


В основе воспитания лежит формирование у ребенка базового доверия к миру через отношения со взрослыми. Биологический ребенок, как правило, интуитивно чувствует, что родители — это его надежная опора и защита. Он знает, что может рассчитывать на их внимание и поддержку, даже если не всегда согласен с их требованиями. У детей, переживших опыт сиротства или потери, эта картина мира нарушена. Для них взрослые — это не гарантия безопасности, а источник потенциальной угрозы новой утраты. Поэтому приемным родителям предстоит долгий и кропотливый путь завоевания доверия, где каждым действием они должны доказывать ребенку, что рядом с ними он в безопасности, и его не бросят.

Первые дни ребенка в новой семье

Появление нового ребенка в доме, будь то новорожденный из роддома или приемный ребенок, всегда влечет за собой серьезные изменения в укладе жизни всей семьи. Родителям приходится перестраивать режим, уделять много времени уходу и адаптации. Часто это вызывает ревность старших детей, что может привести к конфликтам между братьями и сестрами.

Чтобы смягчить этот переход, психологи рекомендуют заранее обсуждать грядущие перемены со всеми членами семьи. Важно проговорить, как изменится распорядок дня, какую помощь могут оказать старшие дети и как будет распределяться личное время каждого. Полезно спланировать, как компенсировать старшим детям временное снижение внимания — например, выделить специальное время только для них или поручить им посильную и важную роль в заботе о младшем. Такие договоренности помогают предотвратить многие конфликтные ситуации и дают всем чувство понимания и включенности в процесс.


Для ребенка с травматическим опытом сиротства этих общих рекомендаций может быть недостаточно. Пережитая утрата формирует у него гипербдительность и постоянную тревогу рядом со взрослыми. Ребенок подсознательно боится повторения травмы, поэтому его поведение может быть более требовательным и тревожным. Он может громко и настойчиво привлекать внимание, панически сопротивляться уходу родителя, даже в другую комнату.

Родители могут столкнуться с яростным сопротивлением при установке любых правил и режима. Особенно ярко это проявляется вокруг сна — ребенок может бояться засыпать, опасаясь, что за это время произойдет что-то страшное или родитель исчезнет. Аппетит также может быть нарушен: ребенок может требовать еды постоянно или, наоборот, отказываться от нее, как бы «запасаясь» впрок или проверяя, будет ли еда доступна завтра. Важно понимать, что за этим поведением стоит не каприз, а глубокий, панический страх. Осознание этого помогает родителям сохранять спокойствие и не чувствовать себя беспомощными, хотя такая ситуация, безусловно, является серьезным испытанием.


В процессе адаптации у приемного ребенка нередко наблюдается регресс в поведении: подросток может начать вести себя как малыш, просить покормить с ложки или говорить детским голосом. Это нормальная и даже здоровая реакция психики. Таким образом она пытается «добрать» тот опыт безопасного детства, которого ребенок был лишен, и заново пройти этапы взросления уже в надежных условиях новой семьи. Однако взрослые часто бывают к этому не готовы и пытаются прекратить «детское» поведение, что только усугубляет тревогу ребенка. Крайне важно, чтобы в первые годы жизни приемного ребенка в семье у родителей была поддержка: общение с другими приемными семьями и консультации с компетентными психологами, которые помогут разобраться в подобных ситуациях.

Адаптация в детском саду

Начало посещения детского сада — стресс для любого ребенка, но для приемного он может стать травмирующим событием. Обычный ребенок может быть не готов надолго расставаться с родителем, но у него нет опыта, что взрослые исчезают навсегда. У приемного ребенка такой опыт есть, и его страхи абсолютно реальны. Разлука с родителем может активировать старую травму потери, вызывая панику и отчаяние.

Для успешной адаптации в саду родителям нужно быть особенно внимательными и изобретательными. Важно четко говорить ребенку, когда вы за ним вернетесь (связывая это с понятными событиями, например, «после прогулки»), придумать особый ритуал прощания (объятие, секретное рукопожатие), дать с собой «частичку» дома — свою фотографию или платочек с маминым запахом. Все эти действия помогают ребенку сохранить ощущение связи с родителем, даже когда тот не рядом.


Реакция приемного ребенка на сад может быть очень острой. Часто она выражается в агрессивном и протестном поведении: ребенок может драться, кусаться, ломать игрушки. Иногда происходит обратное: внешне ребенок ведет себя в саду идеально, «замирает», а всю накопленную тревогу и напряжение выплескивает дома, становясь неуправляемым. Процесс адаптации может затянуться на месяцы и даже годы. Хорошим компромиссом может стать посещение детского сада не на полный день, а на несколько часов, или выбор небольшой частной группы, где воспитатель сможет уделить ребенку больше индивидуального внимания.

Обратите внимание: Какое место в процессе духовного развития занимает телесная сторона?.

Подушка на стул Mia Cara

купить

Начало школьного обучения

Поступление в первый класс — это новый этап и серьезное испытание для всей семьи. Требования школы, домашние задания, оценки — все это может внести разлад в детско-родительские отношения. Главная задача родителей в этот период — оставаться для ребенка прежде всего родителем, источником безусловной поддержки и любви, а не превращаться в строгого контролера-учителя.

Ключевая рекомендация для родителей школьников — по возможности делегировать учебные вопросы третьему лицу: репетитору, педагогу на продленке. Когда родитель берет на себя роль учителя, ребенок теряет свою главную «тихую гавань». Учеба начинает ассоциироваться с напряжением в отношениях с самым близким человеком, что убивает всякий интерес к познанию. Родитель же должен транслировать веру в силы ребенка, помогать ему справляться с неудачами и сохранять интерес к самому процессу обучения.


Для приемного ребенка школьные требования и оценки могут быть восприняты как условие родительской любви: «будешь хорошо учиться — будем тебя любить». Страх снова оказаться «недостаточно хорошим» и быть отвергнутым может парализовать его. Ребенок может саботировать учебу: срывать уроки, конфликтовать с учителями, отказываться делать домашние задания. Школьная обстановка сама по себе может напоминать ему казенное учреждение детского дома, вызывая чувство опасности. Вся энергия уходит на контроль среды, а на учебу сил не остается. Накопленное напряжение может выливаться в агрессию дома или в кружках.

Адаптация приемного ребенка к школе редко проходит гладко. Важно тщательно выбирать учебное заведение: небольшая школа с маленькими классами и понимающими педагогами предпочтительнее. Если есть возможность, стоит отложить поступление на год, давая ребенку больше времени на укрепление чувства безопасности в семье. Стоит минимизировать академические ожидания и сосредоточиться на сохранении эмоционального контакта и интереса к учебе. Если для обычного ребенка нежелательно, чтобы родитель был репетитором, то для приемного это правило становится строгим запретом.


Пока ребенок боится, что его разлюбят из-за плохой оценки, совместное выполнение домашнего задания превращается в многочасовую борьбу без результата. Ситуация часто кардинально меняется, когда помощь с уроками начинает оказывать приходящий педагог. Ребенок отделяет учебную деятельность от отношений привязанности, и угроза отвержения исчезает. Он может расслабиться и начать учиться.

В некоторых случаях оптимальным решением становится переход на семейную или индивидуальную форму обучения (с педагогом, но не с родителем). В спокойной, безопасной домашней обстановке многие дети демонстрируют значительный прогресс. Позже, когда привязанность укрепится, а тревога снизится, можно будет вернуться к обсуждению очного обучения в школе. Главное — дать ребенку время и создать условия, в которых его базовые потребности в безопасности и принятии будут удовлетворены.

Фото: Шаттерсток

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Как помочь ребенку привыкнуть к новой обстановке и сделать так, чтобы процесс адаптации прошел гладко, — рассказываем в материале..