Что мы обычно делаем, когда наш партнер сердится и срывается на крик?
Отдаляемся и заползаем в свою «норку», начинаем контратаку, пытаемся донести логические доводы. Извиняемся, плачем, объясняем неправоту. А иногда извиняемся безо всяких объяснений, лишь бы это все поскорее закончилось. Знакомая история?
Тем не менее, ни один из этих сценариев не успокоит и не уменьшит напряг между вами так, как это сделать одна простая вещь. Имя ей — эмоциональная проверка.
Что это за проверка?
Эмоциональная проверка подразумевает понимание того, что чувствует человек, и признание того, что он имеет полное право на это.
Да, говорить кому-то, кто расстроен или зол на нас, что он имеет полное право на это, кажется крайне нелогичным.
Может показаться, что это только сделает его еще более злым или расстроенным.
Тем не менее, когда мы передаем такой простой посыл, происходит прямо-таки психологическое волшебство. Вместо того, чтобы разжигать огонь в другом человеке, эти простые слова могут фактически погасить пламя.
Что за чудеса?
И вот почему: эмоциональная проверка — это то, чего мы все жаждем гораздо больше, чем осознаем. Когда мы расстроены, рассержены, разочарованы или обижены, мы больше всего хотим, чтобы другой человек понял это. Правильная расшифровка ваших чувств другим человеком и сопереживание им сильно катарсичны, и получатель, скорее всего, испытает значительное и немедленное чувство внутреннего облегчения.
Проблема в том, что такого рода истинные катарсические переживания на самом деле трудно найти, потому что эмоциональная проверка — это навык, который большинство из нас еще не развили. Но его на самом деле стоит практиковать. Когда оба члена пары используют этот навык, их разногласия будут мягче и могут стать гораздо более продуктивными.
5 шагов эмоциональной проверки
Важно выполнить все пять шагов правильно для достижения желаемого эффекта.
Шаг первый. Позвольте человеку завершить его гневную тираду, чтобы у вас были все факты, и что более важно, чтобы он знал, что вы знаете о его чувствах; в противном случае ваши усилия по их проверке сойдут на нет и не покажутся другому человеку настоящими.
Шаг второй. Скажите, что вы понимаете, что с ним происходит. Вы можете дать понять, что вы понимаете точку зрения партнера и все еще отстаиваете другую точку зрения. То есть, это не будет являться признанием вашей вины.
Шаг третий. Скажите, что вы понимаете, что он чувствовал в результате произошедшего, с его точки зрения. Попытайтесь назвать конкретные чувства, а не констатировать обобщения.
Шаг четвертый. Скажите, что его чувства абсолютно разумны — какими они являются, учитывая его точку зрения.
Шаг пятый. Передайте сострадание или сочувствие к обиде или гневу собеседника. Опять же, выполнение этого шага не является признанием собственной вины, потому что вы всегда можете добавить свою точку зрения позже.
Например?
Я понимаю, как ты злишься — меня тоже раздражает, когда кто-то опаздывает.
Тебе было ужасно неприятно и утомительно ждать меня после работы, тем более, что мы опаздывали на встречу с друзьями. И это вполне разумно — никто не хочет заставлять других людей чувствовать себя некомфортно и самому от этого терпеть неудобства. Но смотри, я ведь написала сообщение, что задержусь на 15 минут из-за совещания.
Какой вывод?
Благодаря такому простому способу можно грамотно свести на нет все конфликты, которые возникают «на эмоциях». Погасите состраданием и принятием чужого состояния гнев вашего партнера — и скоро таких вспышек гнева станет гораздо меньше.
Эмоциональная проверка еще более эффективна, когда оба члена пары практикуют ее. Так что не забудьте показать этот важный текст своему партнеру.