Мало кто из королевских особ мира сравнится с французской королевой Марией-Антуанеттой в любви к роскоши, расточительности, веселью и моде.

Версаль был не только центром французской власти, но и центром французской моды. Со времен правления Людовика XIV именно члены королевской семьи были законодателями мод, и аристократы с интересом наблюдали за ними, чтобы быть в курсе последних тенденций. При французском дворе существовали строгие правила, которые определяли, какие платья, ткани и аксессуары следует носить в зависимости от сезона, времени суток и случая.

Австрийской принцессе Марии-Антуанетте суждено было выйти замуж за представителя династии Бурбонов — этот династический брак был необходим для укрепления отношений между Францией и Австрией. Правда, французские королевы не играли важной политической роли, не могли наследовать престол или осуществлять власть, хотя и предпринимали попытки ее захватить. Прибыв в Версаль, Мария-Антуанетта обнаружила, что двор разделен на фракции, у нее мало сторонников, и совет ее матери вскоре оказался бесполезным. Мария-Антуанетта считала, что ее образ жизни и личный стиль - единственный способ повлиять на страну.

Мария Антуанетта
Мария-Антуанетта, королева Франции, в коронационном платье от Жана-Батиста Готье Даготи

Как новая жена наследного принца, ее главная роль в то время заключалась в рождении наследников. Это произошло не сразу. Первого ребенка она родила только через восемь с половиной лет; и вскоре она решила сосредоточиться на развлечениях и одежде. Она не изобретала моду и тренды — она продвигала новые идеи через свою публичную персону, что очень похоже на современную модель, с которой сейчас работает мода. Вполне возможно, именно по этой причине французская королева чаще восхищает и вдохновляет дизайнеров, чем удивляет или вызывает отторжение.

Расточительность и бунтарство

В XVIII веке наряд Марии-Антуанетты обсуждали все, и французская публика очень быстро стала воспринимать ее как законодательницу моды. Самым поразительным в королеве Марии-Антуанетте была ее экстравагантность. Французы назвали супругу короля легкомысленной и аморальной и в конце концов стали презирать ее, называя ее «мадам Дефицит» и «мадам Вето». Французская казна истощалась, дефициты увеличивались, люди протестовали против непосильных налогов, но Мария-Антуанетта, которую никогда не учили прислушиваться к народным проблемам, об этом не догадывалась. Расходы на одежду и счета портнихи были колоссальными, и королева никогда ничего не надевала дважды. По оценкам экспертов, бюджет на одежду составлял 3,6 миллиона долларов и часто превышал его в разы. В день на наряды тратилось около 20 000 долларов. Каждый день она носила как минимум три наряда: бархатное или шелковое утреннее платье, легкое дневное платье, а затем вечернее платье. Она редко повторяла наряды, вместо этого раздавая их фрейлинам или публично демонстрируя их в своих трех гардеробах в Версале.

Портрет Марии-Антуанетты с розой, 1783 г
Портрет Марии-Антуанетты, королевы Франции с ребенком, работы Адольфа Ульриха Вертмюллера

В выборе образов Мария-Антуанетта была настоящей бунтаркой. На одной из утерянных картин 1771 года изображена будущая королева в мужском костюме для верховой езды. Портрет был написан по просьбе ее матери, которая хотела, чтобы изображение ее шестнадцатилетней дочери, одетой в роскошные наряды, показывало ее положение в жизни и статус. Молодая и мятежная Мария-Антуанетта выглядела бы как раз наоборот. Позже художник-портретист Йозеф Кройцингер написал еще один портрет царственной особы, на котором Мария-Антуанетта была одета в «андрогинный красный юстокорпус» — пальто до колен с бриджами и жилетом, которые мужчины носили на протяжении 18 века.

Королева Мария-Антуанетта в охотничьем костюме, 18 век
Портрет Марии-Антуанетты в охотничьем наряде, 1788 г

Один из самых противоречивых предметов одежды, которую носила Мария-Антуанетта, был запечатлен Элизабет Виже-Лебрен на ее картине 1783 года под названием «Мария-Антуанетта в сорочке» или «Мария-Антуанетта в платье». Королева была изображена в легком драпированном белом муслиновом платье.

Обратите внимание: Сумки Di Gregorio - сочетание классики, грации и роскоши.

Однако критики сочли это слишком рискованным и совершенно неуместным в качестве повседневного наряда для королевы. Из-за того, что картина вызвала столько споров, Элизабет Виже-Лебрен написала аналогичный портрет королевы с розой в том же году, но в парадной одежде. Вторая картина называлась «Мария-Антуанетта dit à la Rose» («Мария-Антуанетта с розой»).

Скандальный портрет «Мария-Антуанетта в сорочке» Элизабет Виже-Лебрен
Мария-Антуанетта с розой Элизабет Виже-Лебрен

«Министр моды» Роза Бертен

Одной из близких подруг королевы была Мари-Жанна Бертен, также известная как Роза, которая в конце 18 века стала пионером французской высокой моды и помогала королеве с ее гардеробом. В 1777 году Роза открыла собственный модный магазин в Париже на улице Сент-Оноре и быстро стала известной портнихой. Бертен продавала парижским аристократам украшения, кружева и другие безделушки, и вскоре среди ее клиентов были многие члены французского двора, которые ценили ее советы и строго им следовали. В 1972 году ее представили новой королеве Франции Марии-Антуанетте. Королева построила для нее мастерскую в Версале, где Роза, ее новый «министр моды», создавала для королевы самые экстравагантные наряды.

Роза Бертен также разработала для нее провокационное «платье а-ля полонез» с лифом, подчеркивающим бюст, и юбкой до щиколотки. Кроме того, Бертен создавал куклы из воска, дерева или фарфора, называемые «пандорес». Куклы были одеты по последней моде и отправлены в другие страны, чтобы продемонстрировать последние парижские тенденции и передать все эти идеи местным портнихам. Их также преподносили в дар другим европейским дворам.

Мария-Антуанетта, 1787 г
Портрет королевы Марии-Антуанетты, 1773 г

После революции Бертен потеряла свой бизнес и была вынуждена переехать в Лондон, где открыла еще один магазин. Когда революция закончилась, Роза вернулась в Париж и вскоре вернула себе статус престижной портнихи: одной из ее новых клиенток стала Жозефина Богарне, будущая императрица Франции.

Коллекция обуви

Королева любила одежду, но ее аппетит к обуви был скромнее. Одной из немногих сохранившихся пар обуви были шелковые туфли с чередующимися зелеными и розовыми полосами и плиссированной шелковой тесьмой из того же материала. Эти туфли также имели деревянный каблук, обтянутый белой кожей, и острый носок. Размер соответствует 36 европейскому. Говорят, что эти туфли подарил ей придворный слуга Александр-Бернар Жю-де-Ре, когда ей было двадцать лет. В 2010 году они не были проданы за 50 000 евро на парижском аукционе Drouot.

Туфли французской королевы Марии-Антуанетты, Музей Консьержери в Париже, 15 октября 2019 г

Репутация, которую не удалось спасти

Разумеется, Мария-Антуанетта знала о своей репутации — и часто предпринимала усилия для ее улучшения. При этом она также использовала одежду. По мнению историков, эту роль сыграла картина, написанная художницей Элизабет Виже-Лебрен в 1787 году, где королева изображена с детьми. Полотно было призвано разрушить ее образ легкомысленной и распутной королевской особы и улучшить ее репутацию. На картине она изображена как любящая мать и изображает Марию-Антуанетту в красном бархатном платье, подбитом соболем. Выбор красного и бархатного цветов, вероятно, был преднамеренным, потому что во Франции красный цвет символизирует королевский статус, храбрость и силу, а бархат символизирует власть.

Мария-Антуанетта с ребенком на картине художницы Элизабет Виже-Лебрен в 1787 году

Однажды брат Марии-Антуанетты Иосиф II заметил, что сложный парик, который носила его сестра, был «слишком легким, чтобы носить корону». Так австрийский император провел параллель между стилем одежды своей сестры и ее ролью королевы: роскошный гардероб Марии-Антуанетты только укрепил ее образ легкомысленной расточительницы, что стало одной из причин, по которой французы начали ее презирать. Эта антипатия в конечном итоге свергла монархию и привела к ее смерти на гильотине в 1793 году.

Фото: Getty Images, Legion Media

Виктория Гринько

Больше интересных статей здесь: Мода и красота.

Источник статьи: Мало кто из королевских особ мира сравнится с французской королевой Марией-Антуанеттой в любви к роскоши, расточительности, веселью и моде..