Семья – это самый главный институт в вопросах воспитания детей. Все что ребенок сможет приобрести в детские годы в своей семье, он пронесет через всю свою жизнь. В основном важность семьи при воспитании объясняется тем, что именно в ней проходит значительная часть жизни ребенка. Так что по длительности воздействия на развивающуюся личность с семьей, не сможет сравниться ни какой другой институт воспитания.
Все основы личности ребенка закладываются именно в семье, таким образом, в школу идет уже наполовину сформировавшееся личность. Однако семья может быть и положительным и отрицательным фактором воспитания. Положительное воздействие на формирование личности ребенка заключается в том, что только самые близкие для него люди, то есть члены его семьи, относятся к нему исключительно хорошо, заботятся о нем и любят его лишь за то, что он существует.
Однако при всем этом нет другого такого института воспитания, что способен нанести столь непоправимый вред воспитанию ребенка, какой может принести его собственная семья. Так, например, тревожные дети зачастую вырастают именно у тревожных матерей, а у честолюбивых нередко вырастают дети с комплексом неполноценности, поскольку их личность постоянно подавляется собственными родителями. Итак, выяснили, что роль семьи в вопросе воспитания неоспоримо особая, однако появляется иной вопрос: каким образом можно максимизировать ее положительное влияние и свести к минимуму отрицательное.
Чтобы как следует разобраться в этом, потребуется более точно определить социально-психологические факторы семьи, имеющие воспитательное значение. Самое главная цель в вопросе воспитания – это достижение душевного единения с ребенком, иными словами у родителей с ребенком должна быть нравственная связь. И уж тем более родители не должны пускать процесс воспитания «в свободное плавание», а уже повзрослевшего ребенка ни в коем случае нельзя оставлять наедине с собой.
Очень важно следить за тем, чему семья учит ребенка, ведь первые наблюдения о том, как можно и нельзя поступать в различных ситуациях, а так же первый жизненный опыт ребенок получает именно в семье. Все слова, которые родители говорят в воспитательных целях, должны подкрепляться конкретными примерами. И уж тем более воспитательная теория родителей не должна расходиться с их практическими действиями.