Синдром Варвары Шмыковой: Почему общество перестало ценить индивидуальную внешность?

Недавно я посмотрела откровенное интервью Ксении Собчак с актрисой Варварой Шмыковой, где главной темой стал болезненный для артистки вопрос — агрессивная критика её внешности в интернете. Это заставило меня задуматься о глубинных проблемах нашего восприятия красоты.

Первое впечатление: свежесть непохожести

Когда я впервые увидела Варвару на экране, её облик показался мне необычным и по-настоящему интересным. После бесконечного потока однотипных, «отполированных» образов, её лицо с характерными чертами стало глотком свежего воздуха. Мне было искренне приятно наблюдать за её игрой, которая казалась живой и настоящей.

Коллаж автора

Однако моё удивление не знало границ, когда я прочитала комментарии зрителей под сериалом с её участием.

«Корова», «Страшная как война», «Где вы её отрыли», «Жирная тварь», «Таким сниматься кино противопоказано» — это лишь малая часть оскорбительных высказываний в адрес талантливой актрисы, которая, на мой взгляд, блестяще справилась со своей ролью. Но, видимо, для многих зрителей её внешность оказалась важнее профессионального мастерства.

Корень проблемы: шаблонное восприятие

Этот случай заставил меня задаться вопросом: откуда в обществе столько неприятия и даже ненависти к людям, чья внешность не вписывается в навязанные медиастандарты?

Неужели наше восприятие настолько искажено, что человек с веснушками, особенными чертами лица, неидеальным носом или телом, выходящим за рамки мифических «50 килограммов», автоматически причисляется к категории «некрасивых»?

Первое, что приходит на ум, — это повальное увлечение знаменитостей пластической хирургией, причём часто по единому шаблону. Само по себе желание что-то изменить в своей внешности не является чем-то предосудительным. Проблема в том, что сегодня запрос идёт не на коррекцию индивидуальных особенностей, а на создание универсальной, «инстаграмной» маски, которая соответствует усреднённым, часто нереалистичным канонам.

Коллаж автора

Таких «масок» становится всё больше. Они заполонили телевидение, YouTube и ленты социальных сетей. Одинаковые лица мелькают повсюду — уместно и не очень, создавая ощущение искусственного, лишённого разнообразия мира.

Абсурд в искусстве и эффект привыкания

Яркий пример абсурда — исторические фильмы, где на роль крестьянки или дворянки прошлых веков берут актрису с гипертрофированными губами, острыми скулами и рельефным прессом, явно навеянными современными трендами, а не реалиями эпохи. Вместо того чтобы использовать типаж, идеально подходящий по духу (как у той же Варвары Шмыковой для образа русской красавицы), мы видим анахронизм, который разрушает атмосферу.

Коллаж автора

Здесь уместно вспомнить слова Владимира Познера: «Если каждый день показывать по телевизору лошадиную задницу, то она станет знаменитой». Этот механизм сработал и с нашим восприятием красоты. Только вместо «задницы» нам ежедневно демонстрируют один и тот же стандарт внешности с такой настойчивостью, что любое отклонение от него начинает восприниматься как нечто чуждое и даже уродливое.

Есть ли выход? Диверсификация образов

Как же бороться с этой тревожной тенденцией? Ответ лежит на поверхности: необходимо больше показывать в медиа людей с самой разной, нешаблонной внешностью. Публика должна заново научиться видеть и ценить многообразие форм, черт и типажей. Красота — это не монолит, а богатая палитра.

Обнадёживает, что после искреннего интервью Варвары Шмыковой, где она не скрывала слёз, тон комментариев в её адрес стал заметно добрее. Возможно, мы не безнадёжны. Всё больше людей начинает понимать простую истину: критиковать человека за данную от рождения внешность — верх несправедливости. Гораздо важнее то, что находится внутри — характер, талант, поступки, над которыми мы имеем власть.

А как вы относитесь к необычной, индивидуальной внешности? Вызывает ли она у вас отторжение или, наоборот, интерес? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Так же вам может быть интересно: Почему в России все так зациклены на внешности