...Танец, в первую очередь, бунтующая сила духа, воли, нервной энергии, которую можно выразить, отдать, высказать в разного рода телодвижениях, и тело в моменты этих духовных вспышек подчиняется жажде душевного откровения.
Л. А. Авдеева
Еще в Древней Греции полагали, что для формирования творческой, гармонически развитой личности необходимо всестороннее образование, включающее, помимо обучения арифметике и астрономии, музыку и танцы. В XX веке швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак Далькроз разработал систему музыкально-ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире. По Далькрозу через общение с музыкой и танцем человек учится познавать окружающий мир и себя в этом мире, а занятия танцами не только развивают музыкальность, по и помогают воспитать силу волю, коммуникабельность и развить творческий потенциал.
Действительно, многие исследования психологов доказали, что дети, занимающиеся танцами, добиваются больших успехов в учебе, чем их сверстники, а также опережают их в общем развитии. Танец помогает формировать начальные математические и логические представления ребенка, тренирует навыки ориентирования в пространстве; развивает речь. Занятия танцами помогают развить такие качества, как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Ритмика, пластика формируют основные двигательные умения и способности, препятствуют нарушению осанки. Такие занятия обогащают двигательный опыт ребенка, совершенствуют моторику, развивают активные мыслительные действия в процессе физических упражнений.
Даже самые замкнутые дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными. С помощью танца можно решать многие психологические проблемы. Приведем один пример. Мальчик с заиканием, который всего боялся и у которого, естественно, были трудности с общением, преодолел свои комплексы и полностью раскрылся только после того, как стал заниматься танцами. Подчеркнем, что до этого мама не раз пыталась помочь своему ребенку, прибегая к помощи логопедов и психологов.
Конечно, вовсе не обязательно, разучивая дома с ребенком всевозможные па и движения, ставить перед собой какие-либо психотерапевтические задачи. Однако само собой свершается маленькое чудо — ребенок через танец начинает смотреть на мир другими глазами. Конечно, проблемы просто так никуда не исчезают, но воспринимать их человек начинают уже по-другому, гораздо более позитивно.
В литературе можно встретить идеи космического, сакрального, эзотерического смысла танца, которые основаны на понимании танца как искусства движений, выражающих ритмы Вселенной, ритмы самой жизни. Философы, великие исполнители считают, что настоящий танец — это процесс, в ходе которого в человеке достигается единство внешнего и внутреннего мира. Вот что пишет М. М. Бахтин: «В пляске сливается моя внешность, только другим видимая и для других существующая, с моей внутренней самоощущающейся органической активностью; в пляске все внутреннее во мне стремится выйти наружу, совпасть с внешностью, в пляске я наиболее оплотневаю в бытии, приобщаюсь бытию других; пляшет во мне моя наличность (утвержденная ценностно извне), моя софийность, другой пляшет во мне».
Танец как способ раскрытия внутреннего мира ребенка
Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных упражнений у ребенка повышается самооценка. Он начинает верить в то, что способен чего-то добиться, что-то сделать здорово и красиво. Видя довольное лицо мамы, радующейся, когда ее чадо преодолевает очередную трудность в осваивании танца, ребенок понимает — он нравится! Значит, он нужен, его ценят! Он — любим.
Помните, что в ваших домашних опытах постижения танцевальной науки есть все предпосылки для формирования позитивно ориентированной личности. При создании репертуара обязательно учитывайте, что танец надо видеть глазами ребенка, который будет его исполнять. Если малыша увлечь, он будет воспринимать ваши уроки с удовольствием и проявлять завидное усердие и терпение в выполнении упражнений. Создайте на занятии атмосферу дружелюбия и взаимопонимания, и пусть ребенок учится проявлять самостоятельность и инициативу.
Ребенок учится творить и воплощать свои фантазии. Старайтесь использовать сказочные сюжеты и образы веселых персонажей, наглядно показывайте правильные артикуляционные движения, пальчиковые игры, гимнастику, танцевальные па.
Одним из условий успешных результатов является внимательное, доброжелательное отношение к начинающему танцору, умение внушить ему веру в его возможности. Пусть ваш ребенок никогда не станет артистом и хореографом, но он на протяжении всей своей жизни будет вспоминать эти уроки, его первое постижение музыки и грациозных движений под руководством любящих родителей.
Если ваша дочурка наряжается в мамино вечернее платье и танцует перед зеркалом, представляя себя принцессой на балу, не спешите назвать ее «кривлякой». Если ваш сын, вооружившись спицей и дуршлагом, играет в космонавта, не стоит смеяться над ним и недооценивать его тягу к творческому процессу. К подобным проявлениям нужно относиться с пониманием.
Артистизм свойственен человеческой природе, особенно детской. Многие из нас с годами теряют это качество. Многие взрослые даже в компании близких друзей стесняются что-то спеть, а уж тем более сплясать. Но неужели наши дети должны расти такими же закомплексованными? Такого ни в коем случае нельзя допустить! Лучше присоединяйтесь к выступлениям маленьких танцоров хотя бы в качестве зрителя. От этого выиграют все. Ведь поощряя в ребенке артистизм, мы меняемся сами.
Не пройдет и месяца, как мама с папой или дедушка с бабушкой с удивлением обнаружат, что ребенок стал чаще улыбаться, движения приобрели пластичность, изменился даже голос. С ребенком происходят поистине чудесные метаморфозы! Он перестает бояться высказывать свое мнение, начинает непринужденно себя вести, окружающим с ним легко и весело. Это не значит, конечно, что в доме, где растет ребенок, должна звучать только мажорная классика и детские попевки. Малыш до трех лет вряд ли заинтересуется музыкой, присутствующей в его жизни только как фон. Такого кроху в процесс слушания нужно вовлечь, наложив музыку на другие занятия и впечатления, отвечающие характеру музыки: попрыгать, покачаться или покружиться. Слушать музыку по-взрослому, без всяких дополнительных уловок и занятий наиболее продвинутые малыши начинают года в три; некоторые маленькие меломаны влюбляются в музыку настолько серьезно, что уже лет в пять-шесть их можно брать на концерты.
Музыка и танец — вот что нужно, чтобы воспитать в ребенке хороший музыкальный слух, чувство ритма. Давно доказано, что существует связь между движением и мышлением — через тренировку каждого нового движения малыш развивает мощнейшие нервные сети. Когда репертуар движений расширяется, каждый шаг в развитии дает органам чувств (в особенности слуху, осязанию и зрению) все большие преимущества в восприятии окружающей информации.
О пользе развития артистизма у детей можно говорить часами и писать газетными разворотами. Но самое главное: у маленьких артистов возрастет уверенность в себе, повысится самооценка, на полную мощность начнет работать абстрактное мышление и образное восприятие мира. А мама и папа смогут гордиться творчески развитым ребенком.