

Заняться сексом — как водички попить


Теория «стакана воды», также известная как «бескрылый эрос», зародилась еще в XIX веке, но ее отголоски слышны и в современном обществе. Суть этой концепции заключается в радикальном переосмыслении любви и секса. Согласно ей, романтическая любовь — это иллюзия, миф, созданный поэзией и культурой. На самом же деле секс — это базовая физиологическая потребность, такая же естественная, как жажда. Удовлетворить ее должно быть так же просто и безлично, как выпить стакан воды. В рамках этой теории неважно, с кем, когда и как часто — главное, освободиться от социальных условностей и моральных предрассудков. Многие исследователи отмечают, что подобный подход, пусть и без упоминания самого термина, сегодня практикует значительная часть общества, предпочитая свободу от обязательств.


Особую популярность эта теория приобрела в первые годы после Октябрьской революции в России. Молодое советское государство стремилось сломать все устои «старого мира», включая и традиционные семейные ценности. В этой атмосфере вседозволенности теория «стакана воды» стала для многих руководством к действию. Историки до сих пор спорят о масштабах ее реального воплощения: одни считают ее скорее мифом, другие приводят свидетельства о радикальных изменениях в отношениях между полами, вплоть до разговоров об отмене брака. Как бы то ни было, идея о том, что физическую близость можно искать с кем угодно, без оглядки на чувства, получила широкое хождение, оставив после себя лишь предостережение о венерических болезнях.
Интересно, что, несмотря на ассоциацию с ранним СССР, корни этой теории уходят гораздо глубже и лежат далеко за пределами России.
Жорж Санд имела в виду не это


Фраза «любовь, как стакан воды» впервые прозвучала в контексте отношений знаменитой французской писательницы Жорж Санд (Авроры Дюдеван) и композитора Фредерика Шопена. Однако изначальный смысл, который вкладывала в эти слова сама Санд, был далек от вульгарного понимания. Будучи ярой поборницей женской эмансипации, она выступала за право женщины на свободу чувств и выбора партнера без осуждения со стороны общества. Ее метафора «стакана воды» означала, что любовь должна быть доступна тому, кто в ней нуждается, подобно тому как утоляют жажду. Это был призыв к эмоциональной независимости, а не оправдание беспорядочных связей.
«Любовь, как стакан воды, дается тому, кто ее просит», — говорила она, отстаивая идею искренности и отсутствия лицемерия в отношениях.
Как в СССР запретили секс


Каким образом романтическая идея французской писательницы трансформировалась в СССР в лозунг сексуальной вседозволенности, точно неизвестно. Однако в 1920-е годы теория «стакана воды» обрела второе дыхание и крайне радикальное звучание. Молодежь, особенно комсомольцы, восприняла ее как руководство к действию, отрицая любовь как «буржуазный пережиток». В печати появлялись письма, где молодые люди с псевдонаучным пафосом заявляли, что любовь — это «физиологическое явление природы», а вся поэзия на эту тему — «плешивость».
Дошло до того, что в 1925 году в Москве возникло «Общество радикальных нудистов», члены которого, стремясь к полному освобождению от предрассудков, практиковали совместное проживание без одежды, рассматривая это как естественную среду для свободных сексуальных отношений. Женщинам, впрочем, в виде исключения разрешалось носить сумочку.


Подобная «свобода» вызывала резкое неприятие у старших революционеров, получивших образование еще в дореволюционную эпоху.
Обратите внимание: Новые факты о любви.
Владимир Ленин, Анатолий Луначарский и немецкая коммунистка Клара Цеткин яростно критиковали теорию «стакана воды». Цеткин, в частности, писала, что эта теория «взбесила молодежь» и стала «злой судьбой» для многих, а Ленин называл ее «буржуазным развлечением».

Итогом этого противостояния стала не победа свободы, а, по иронии судьбы, установление жесткого контроля над интимной жизнью граждан. Секс был фактически «отменен» как проявление распущенности и поставлен на службу государству. Психиатр Арон Залкинд даже разработал «12 половых заповедей революционного пролетариата», которые призывали к аскетизму, сублимации сексуальной энергии в труд и строгой регламентации отношений.
Концепция новой женщины


С теорией «стакана воды» тесно переплеталась и концепция «новой женщины», которую активно продвигала революционерка и дипломат Александра Коллонтай. Для нее независимость женщины означала не только экономическую свободу, но и радикальную перестройку личных отношений. В своей статье 1913 года «Новая женщина» Коллонтай призывала избавиться от «мелкобуржуазных» чувств вроде ревности и собственничества.


Ее лозунги, вроде «Жены, дружите с любовницами мужа!», шокировали современников. Коллонтай рассматривала отношения как товарищеский союз, где оба партнера свободны в выборе связей на стороне. Такие взгляды делали ее в некотором роде предшественницей современных радикальных течений феминизма, хотя ее личная жизнь, полная страстей, не всегда соответствовала провозглашаемым идеалам рациональности.
«Стакан воды» сегодня


Сегодня о теории «стакана воды» как таковой мало кто вспоминает, но ее основные принципы — отрицание обязательств, разделение любви и секса, стремление к личной свободе — стали частью современной культуры отношений. Гостевые браки, полиамория, осознанная безбрачность — все эти формы можно рассматривать как отдаленное продолжение идей, озвученных век назад. Примечательно, что современные женщины зачастую легче мужчин принимают эти новые модели, что отчасти воплощает мечты Жорж Санд и Александры Коллонтай о женской независимости. Таким образом, теория, зародившаяся в XIX веке, пережившая взлет и падение в Советской России, продолжает жить в новых, адаптированных к современности формах.
Фото: Гетти Изображений
Больше интересных статей здесь: Психология.