Журналистка издания VELVET.by проанализировала популярные детские песенки и обнаружила в них тревожные посылы, способные нанести вред детскому восприятию мира.
«Про папу и меня»: история, внушающая чувство вины с рождения
Песня «Про папу и меня» преподносится как милая история, но на деле может внушить девочке мысль о её неполноценности по сравнению с мальчиками. В основе сюжета — отец, который горюет из-за рождения дочери.
День, когда семье родной Бог меня послал
Говорят, что папа мой очень горевал.
Говорят, четыре дня он не пил, не ел,
Потому что не меня, мальчика хотел.
Текст формирует у ребёнка установку, что сам факт её появления на свет стал разочарованием для отца. Это может подорвать базовое чувство безопасности и самоценности.
В припеве ситуация усугубляется:
Но ему сказали сразу, это вам не стол заказов,
Не задерживайтесь тут, забирайте что дают.
Использование слова «что» вместо «кого» дегуманизирует новорождённую девочку, представляя её нежеланным «приданым».
Автор песни продолжает эту мысль, словно оправдываясь за существование женщин:
Как же мне упрямому папе рассказать,
Где на всех желающих мальчиков набрать.
У кого-то девочки тоже быть должны,
Для чего-то ведь они на Земле нужны.
Подобные строки закрепляют гендерную иерархию, где девочки — это уступка обстоятельствам, а не полноценные и желанные дети.
«Песня о папе»: пособие по возложению вины на ребёнка
Следующая композиция — это, по сути, руководство по виктимблеймингу (обвинению жертвы) в стихотворной форме. Она учит ребёнка, что распад семьи — это его прямая ответственность.
Я узнавала у своих друзей, подружек,
Мы вместе ходим в нашу группу, в детский сад,
У всех у них один ответ,
Никто не хочет папам петь,
Да и у многих видно просто нету пап…
Я полагаю, что мы сами виноваты,
В том, что растут без папы множество детей!
Ведь если любят пап и ждут,
И если песни им поют,
То не уходят папы из таких семей!
Песня транслирует опасную идею: чтобы отец остался в семье, дети должны постоянно демонстрировать свою любовь и преданность. В противном случае его уход — их вина. Особенно травмирующей такая песня может стать для ребёнка, чьи родители действительно в разводе, заставляя его чувствовать себя ответственным за действия взрослых.
Логика песни абсурдна: сначала отец огорчается рождению дочери, а позже может уйти из семьи, если она недостаточно его восхваляет. Это формирует у ребёнка искажённое представление о здоровых отношениях и личных границах.
«Если был бы я девчонкой»: гимн гендерным стереотипам
Казалось бы, безобидная шуточная песенка Эдуарда Успенского «Если был бы я девчонкой» на самом деле закрепляет вредные стереотипы о гендерных ролях.
Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял.
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел.
Перемыл бы чашки-ложки,
Сам начистил бы картошки.
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам.
Текст противопоставляет «правильное» женское поведение (труд, обязанности по дому) и «бесполезное» мужское (игры, отдых). Девочке якобы стыдно веселиться — её удел работа. Проблема не в самом приучении к бытовым навыкам, а в том, что они преподносятся как исключительно женская обязанность.
В результате такие установки могут вырастить из мальчиков так называемых «бытовых инвалидов» — мужчин, уверенных, что домашняя работа не их удел. А с женщин будет взыскиваться двойная мера ответственности: они обязаны всё успевать, не имея права на усталость. Общество часто осуждает мать, которая позволяет себе минутку отдыха, в то время как отцу такое поведение прощается по умолчанию.
Важно критически относиться к контенту, который потребляют дети. Кажущиеся безобидными песенки могут нести в себе скрытые, деструктивные установки о гендерных ролях, чувстве вины и самоценности, которые способны оказать долгосрочное влияние на формирование личности ребёнка.
VELVET: Юлия Василюк