Ниже - статья с полезными рекомендациями от практикующего психолога-педагога! Дочитай до конца! А в моем блоге еще больше полезной информации из сферы психологии, переходи и если понравиться - подписывайся! https://www.instagram.com/talk_about_psy/?utm_medium=copy_link
Особенности сопровождения семей, воспитывающих детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях инклюзии.
Семья оказывает огромную роль на целостное благополучное личностное развитие ребёнка с ЗПР. В семье должны быть построены положительные модели детско-родительских отношений, оказана грамотная психологи-педагогическая помоешь семье, ведь при таких условиях, ЗПР у детей может в значительной степени компенсироваться. Но при этом, некоторые семьи могут сталкиваться с трудностями в построении благоприятной внутрисемейной ситуации, могут не до конца понимать свою важность в воспитании детей с задержкой психического развития. Для исключения таких трудностей, с которыми может столкнуться семья, воспитывающая ребенка с ЗПР, должна быть осуществлена грамотная своевременная помощь и поддержка таким семьям.
Несмотря на более благоприятные перспективы развития у детей с ЗПР, по сравнению с другими категориями детей с ОВЗ, важно создавать для таких детей специальные условия обучения и воспитания, полагаясь на их особые образовательные потребности. Важно создавать не только специальные условия для обучения таких детей, но и необходимо работать комплексно с семьей, воспитывающей ребенка с задержкой психического развития.
Для каждого ребенка с ЗПР необходимо создавать благоприятные условия для личностного развития, образования и воспитания. Учитывать индивидуальные потребности и способности. Такие оптимальные условия осуществляются в школах с инклюзивным образованием. Сейчас достаточное количество детей с ЗПР обучается именно в таких школах, так как специальных школ для детей с ЗПР уже не существует. Такие условия будут положительно влиять не только на развитие ребенка, но и на семью в целом.
Специальные условия, которые должны реализоваться в учебных учреждениях, для благополучного развития, воспитания и обучения ребенка с ЗПР:
- целостная коррекционно-развивающая система работы;
- содержание работы и методы работы в условиях школьного образования и развития должны быть направлены на преодоление или частичное устранение отклонений в развитие детей с ЗПР;
- тесное сотрудничество всех участников данного процесса, а именно: учителя, педагога-дефектолога, психолога, врачей, логопеда, социального работника, врачей и тд. И самое важное активное участие и сотрудничество с семьей ребенка, в особенности с родителями;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- наличие в учебном учреждение адаптированных программ обучения для детей с ЗПР;
- индивидуальный дифференцированный подход к обучению ребенка с задержкой психического развития, беря во внимание структуры нарушений, коммуникативные возможности ребенка, индивидуальные особенности и темп развития, способности к обучению;
- использование специализированых приемов и методов коррекционной работы;
- использование комбинированных методов и приемов обучения для возможности смены видов деятельности ребенка (использование наглядного материала, понятных для усвоения образцов, вспомогательные и опорные сигналы);
- индивидуальный темп обучения, в некоторых случаях возможна смена сроков обучения;
- объективная оценка усвоения материала и освоения обучающей программы;
- комфортный темп и режим нагрузок обучения и отдыха.
Все данные критерии будут способствовать усвоению и осуществлению специального коррекцинно-развивающего образования в условиях инклюзии, которые будут положительно влиять не только на само благополучное развитие ребенка с ЗПР, но и на детско-родительские отношения и на семью в целом.
Благоприятное развитие ребенка с задержкой психического развитие лежит не только на коррекционной работе, но и во многом зависит от семьи. Важно учитывать эмоциональный климат в семье, учитывать семейную ситуацию, социальный статус семьи, родительско-детские отношения в таких семьях. Для этого необходимо целостное взаимодействие школьных сотрудников не только с ребенком с ЗПР, но и, как минимум, с родителями. При работе с ребенком с задержкой психического развития учебному учреждению важно организовать или хотя бы постараться осуществить целостное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ЗПР. Помимо образования и коррекции развития самого ребенка с ЗПР, необходимо проводить совместную работу с социальными работниками, школьными педагогами - психологами, учителями, так и с родителями. Важна подготовка кадров, способных работать с данной категорией детей и семей.
Обратите внимание: Формирование личности ребёнка. .
В ряде случаев педагоги образовательных учреждений понимают, что воспитание ребенка с ЗПР лежит на родителях, поэтому стараются помогать родителям в осуществление психолого-педагогического сопровождения, но при этом они могут не иметь достаточных знаний и подготовки для осуществления такой помощи семье. Поэтому для учебного учреждения, осуществляющего инклюзивное образования, где обучаются дети с ЗПР важно осуществлять специальную подготовку и повышение психолого-педагогической компетентности школьного состава специалистов.Так как семья является важной структурой для благоприятного развития ребенка с ЗПР, учебная организация должна проводить работу не только со своими специалистами, но и с самими родителями. Для осуществления комплексного образования и развития ребенка с ЗПР немаловажным будет подготовка и работа с родителями по некоторым важным направлениям.
Необходимая работа, которую может осуществлять образовательное учреждение:
1. Консультативно-рекомендательная работа с родителями.
Которая будет включать в себя обследование специалистами, а затем повторные психолого-педагогические обследования. Стоит так же учитывать состояние родителей (растерянность, переживания, жалобы, поиск решения проблем и тд.), обращать внимание на то, как родитель строит свое взаимодействие с ребенком (помощь, поддержка, указания, безучастность и тд.). Совместное составление планов дальнейшей работы, эмоциональная поддержка самих родителей.
2. Лекционно-просветительская работа.
Включает в себя лекционные занятия для получения знаний по вопросам развития и воспитания ребенка с ЗПР. Важно проводить теоретические лекции об особенностях детей с задержкой психического развития. Посещая такие лекции, родители смогут приобрести не только знания, но и поддержку друг от друга, понимание того, что они не одиноки, что есть другие семьи с похожими проблемами, данные занятия придадут родителям спокойствие, будут снимать напряжение.
3. Индивидуальные занятия с родителями.
Важно использовать личностно-ориентированный подход, который направлен на выявление поддержку положительных качеств личности родителей. Данные качества будут влиять на успешность сотрудничества родителей со своим ребенком. Необходимо учитывать психологическое состояние родителей и психологический тип родителей. Индивидуальная работа с родителями совместно с их детьми включает следующие формы:
- демонстрация родителям приёмов работы с ребёнком;
- конспектирование родителями занятий, проводимых педагогом;
- выполнение домашних заданий со своим ребёнком;
- чтение литературы, рекомендованной специалистом;
- реализация творческого подхода родителями в работе с ребёнком.
4. Групповые совместные занятия родителей и детей.
Целью таких занятий будет являться обучение родителей умению сотрудничать с другим ребёнком, сотрудничество и коммуникация детей друг с другом и самих взрослых между собой. Важно организовывать такие группы только тогда, когда проведена работа на индивидуальных занятиях с родителями и детьми.
Основные направления работы с родителями:
- необходимо налаживать доверительный контакт между учебной организацией в целом, педагогическим составом школы и родителями;
- совместное составление планов комплексной работы, необходимо чтобы родители могли ознакомиться с образовательной программой по которой планируется обучение их ребенка, необходимо донести до родителей всю информацию о планируемом образование и развитии ребенка с ЗПР;
- важно формировать у родителей адекватное представление об эмоциональном климате внутри семьи, о родительско-детских отношениях и о семье в целом, формировать адекватное отношение к своему ребенку;
- необходимо доносить до родителей информацию о важности их участия не только в самом развитие их ребенка, но и огромную важность их участия в учебно-воспитательной работе учебного учреждения;
- проводить консультирующую работу с родителями;
- содействовать и помогать родителям в получение информации об особенностях развития ребенка с задержкой психического развития и дальнейших перспектив;
- оказание эмоциональной поддержки родителям, возможно, в индивидуальных случаях, оказание целостной психологической помощи родителям;
- давать установки на сотрудничество со школьными специалистами;
- соблюдение рекомендаций специалистов;
- совместный анализ результатов ребенка, составление следующих этапов работы.
Спасибо, что дочитали до конца, надеюсь Вам была полезна моя статья. Подписывайся на канал!
Подписывайся на мой блог, там много полезной информации из сферы психологии, переходи и если понравиться - подписывайся! https://www.instagram.com/talk_about_psy/?utm_medium=copy_link
Далее планирую выложить статью "Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ЗПР".
#психология семьи #детский психолог #инклюзивное образование #инклюзия #психолог-педагог #зпр #детско-родительские отношения #задержка психического развития #рекомендации для родителей #рекомендации психолога
Еще по теме здесь: Психология.
Источник: Трудности в обучении ребенка с зпр? Возможно, специальные условия в школе организованы неверно!.