Подростковый период — трудное время и для родителей и для детей: часто между ними вырастает стена непонимания, недоверия, которая на некоторое время может отдалить их друг от друга. Ребенок восстает против ласки и нежности, становится замкнутым и своенравным — трудновоспитуемым. Уже одни только физиологические изменения, происходящие в нем, приводят его в замешательство, выбивают из колеи детства. Такое состояние часто сопровождается появлением определенных комплексов. Нередко молодые люди, желая скрыть от окружающих свои трудности, дерзят взрослым. К сожалению, многие родители боятся говорить со своими детьми о значении этого периода в жизни молодых людей. Они не говорят с детьми о вещах интимного характера, тем самым заставляя ребенка плутать в потемках и получать соответствующую информацию в весьма сомнительной интерпретации школьных товарищей. Естественные вещи преподносятся при этом как нечто грязное и низменное, становятся предметом глупых шуток. Кроме вреда, такие «разъяснения» ничего принести не могут. Достоинство матери или отца не пострадает, если они в дружеском, товарищеском тоне поговорят с детьми об их проблемах. Это создаст между родителями и детьми атмосферу доверия и сблизит их.
Однако этот процесс изменения поведения в подростковый период развития нельзя объяснять одним половым созреванием. В возрасте от 13 до 17 лет гораздо более глубокой причиной, чем чисто биологический процесс созревания, является изменение в социальном статусе ребенка, что должны учитывать взрослые, и прежде всего родители, когда они неожиданно сталкиваются с противоречиями в поведении молодых людей. Необходимо помнить следующее: в наши дни уже четырнадцатилетние дети как в физическом отношении, так и в духовном достигают такой степени зрелости, которая во многом соответствует уровню взрослых людей; а благодаря школьному образованию подростки в интеллектуальном отношении даже превосходят некоторых взрослых. С другой стороны, они до 17 лет все еще школьники, учащиеся, и к тому же материально зависят от родителей. Этот статус для родителей часто повод заставить молодых людей «повиноваться» (при этом они приводят в пример себя в этом же возрасте).
Часто случается, что взрослые даже между собой не могут договориться, что же они должны требовать от подростков. Например, в школе преподаватели стремятся научить детей самостоятельно мыслить. А если дома к подросткам относятся как к «желторотым птенцам», которые ничего не смыслят, то чья же вина, что дети становятся трудными, замкнутыми? Умные родители должны приспосабливаться к образу мышления своих детей и понимать, что он, без сомнения, отличается от их собственного.
Конечно, у молодого человека на этой, промежуточной стадии его развития еще не хватает жизненного опыта и знания людей, которыми обладают взрослые. Однако со свойственным молодости увлечением он стремится иметь свое собственное мнение, не стараясь взвешивать и анализировать происходящее, часто переходя от восторга к разочарованию, то презирая, то восхищаясь. Он защищает свое мнение, с которым взрослые должны считаться, видя в этом искреннее стремление подростка разобраться в окружающем. Если родители относятся к своим подрастающим детям дружески, делясь с ними своими соображениями по всем вопросам и давая дельные советы, то между родителями и детьми будет всегда царить взаимопонимание.
Вот нарушители спокойствия в возрасте между пятнадцатью и двадцатью годами собираются вечером группами по четыре-пять человек, в немыслимых одеяниях, со странными прическами, в руках — магнитофон, мощное звучание которого возвещает на всю округу, что великая встреча началась. Вслед проходящим мимо девушкам отпускаются плоские шуточки. Словом, выставляется напоказ «сильный мужчина».
И в таком явлении можно разобраться, учитывая сказанное выше. Эти молодые люди под нарочитой грубостью хотят скрыть то, что с ними происходит. Многих из них ценят на работе как хороших работников; там они — люди надежные и верные товарищи. Трудно поверить, что образованный рабочий и разболтанный бузотер — одно и то же лицо.
Смелость и озорство подростков могут проявляться и в другом. Какой же ты герой, думают многие из них, если не можешь говорить со старшими так же дерзко, как со своими сверстниками...
Ни в коем случае нельзя делать из подросткового периода «проблему». Чем больше говорят о дерзости подростков, тем сильнее у них потребность показать себя.