Уилки Коллинз - убежденный феминист


        Уилки Коллинз - убежденный феминист          Во времена повального брежневского дефицита роман Уилки Коллинза «Женщина в белом» можно было купить только в обмен на 20 килограммов макулатуры. Классический триллер английского писателя вошел в список самых читаемых литературных произведений, которые публиковались и продавались в рамках популярной акции «Сдай макулатуру - сохрани дерево».

ЖЕНЩИНА В БЕЛОМ ПРИ СВЕТЕ ЛУНЫ

Что ж, это говорит лишь об одном: роман выдержал проверку временем и стол классикой. Вес любители увле кательного чтения его знают и проглатывают с тем же нетерпением, что и в свое время подписчики диккенсовского журнала «Круглый год», который первым опубликовал триллер в 1859 году.

Вот только мало кому известно, что захватывающий сюжет - не просто выдумка писателя. Он навеян реальными событиями, которые не только легли в основу произведения, но и определили всю последующую личную жизнь писателя, сознательно построенную вразрез с моралью общества.

Удивительная встреча произошла лунной ночью на пустынной лондонской улице. В тот вечер Коллинз принимал у себя гостей-художников, после чего решил их проводить. Внезапно ночную тишину разорвал истошный крик. Мужчины замерли от неожиданности, и тут у ворот какого-то особняка возникла, по воспоминаниям писателя, «фигура очень красивой молодой женщины в развевающихся белых одеждах, мерцающих при свете луны». Казалось, что она не бежала, а плавно летела и являла собой ужас и мольбу о помощи. Коллинз, оставив друзей на улице, побежал вслед за женщиной. Он объявился только на следующий день. По его словам, беглянка оказалась несчастной молодой вдовой, которую некие злоумышленники держали в заточении в течение нескольких месяцев, чтобы заставить отказаться от наследства. Красавица произвела такое впечатление на писателя, что он поселил ее у себя и не расставался с ней до конца своих дней.

Однако совместная жизнь с Кэролайн Грейвз - так звали музу писателя - стала источником скандальных сплетен. Прелестная женщина, которую он приютил у себя вместе с ее маленькой дочкой Элизабет Харриет, так и не стала его законной женой. Коллинз был принципиальным противником брака и считал, что незаконное сожительство честнее оформленных уз. Писатель был уверен, что официальный супружеский союз давал мужчине полную власть над женщиной - и право присвоить ее состояние. Какой-нибудь негодяй мог попросту извести несчастную, чтобы прибрать к рукам ее денежки. Собственно, на этой идее и был построен сюжет «Женщины в белом». Коллинз фактически стал одним из первых мужчин-феминистов, выступавших за свободу и равноправие женщин.


        Уилки Коллинз - убежденный феминист          ЭКОНОМКА И СУПРУГА

Таким вызовом обществу он даже смутил своего лучшего друга - Чарльза Диккенса, благодаря которому и смог публиковать свои произведения. Впрочем, именно Диккенс внес немалую лепту в дело переосмысления начинающим писателем общественных ценностей. Они познакомились в 1851 году, когда Коллинз был еще никому не известным литератором. Будущий феминист пока еще писал «в стол» и с ужасом думал о том, что ему придется работать юристом, как хотели его родители. Правда, они напрасно пытались убить в сыне творческую жилку - ведь она передалась Уилки по наследству. Отец Коллинза был известным художником-пейзажистом, членом Королевской академии художеств. Мать, Харриет Геддес, тоже была из семьи художников. Брат будущего писателя Чарльз и сестра Маргарет пошли по родительским стопам. Одного лишь Уилки толкали на стезю юриспруденции.

Однако судьба очень вовремя свела Коллинза с Диккенсом. Тогда и началась настоящая жизнь. Вдвоем они занимались сочинительством, путешествовали и по родной стране, и по Европе, представляя публике спектакли своего любительского театра, и ходили по мюзик-холлам. Диккенс, уже маститый автор, сразу распознал в молодом приятеле писательский талант и взялся ему помогать. И кто знает, сумел бы Коллинз прославиться, если б не его знаменитый друг, предложивший в качестве трибуны собственный журнал.

Однако начинающий писатель в своей борьбе с общественной моралью обошел даже учителя. Диккенс не одобрял открытого сожительства Коллинза с Кэролайн и, конечно, вряд ли предполагал, что его друг способен преподнести еще более скандальный сюрприз. В середине 1860-х годов Коллинз, к тому времени ставший знаменитым, сошелся с... еще одной женщиной - Мартой Радд. И фактически стал двоеженцем.

А что же Кэролайн? «Женщина в белом»» бросила своего гражданского мужа и в октябре 1868 года официально вышла замуж за некоего Джозефа Клоу. Кэролайн казалось, что лондонский бизнесмен сумеет дать ей семейное счастье и стабильность. Коллинз искренне желал ей добра и даже пришел на свадьбу. В том же году он снял квартиру, в которой поселился вместе с Мартой Радд под вымышленным именем.

Однако спустя два года Кэролайн ушла от мужа и вернулась к Коллинзу, чтобы уже остаться с ним навсегда.

И Коллинз снова - и навсегда! - стал двоеженцем. Он был счастлив, что воссоединился со своей музой. Но и с Мартой ему тоже не хотелось расходиться. Оставалось одно - просто жить на два дома. Впрочем, Коллинз свою связь сразу с двумя женщинами все-таки скрывал. В одном доме его знали под настоящим именем, а Кэролайн соседи знали как экономку. В другом снимал квартиру уважаемый адвокат Уильям Доусон со своей «супругой» Мартой. Похоже, обеих женщин он любил одинаково сильно. Но ни на одной так и не женился. Исходя из его теории, женившись на Кэролайн, он изменил бы Марте, и наоборот. Жить с обеими, не заключая брака, по его мнению, было куда честнее...


        Уилки Коллинз - убежденный феминист          ОДИН МУЖ НА ДВОИХ

В своих убеждениях Коллинз был последователен и как в личной жизни, так и в своих произведениях всегда осуждал институт брака, который таил в себе угрозу свободе и благосостоянию женщины. Его подруги, если даже и не разделяли взглядов своего спутника жизни, смирились с тем, что у них один мужчина на двоих. Ну а, в общем-то, обеим не о чем было жалеть. Они прожили с Коллинзом долго и счастливо. Он вырастил малышку Элизабет, дочку Кэролайн, которую считал своей приемной дочерью. Марта родила ему троих детей - сына и двух дочерей.

Писатель умер в возрасте 65 лет. Долгие годы он мучился подагрой и пристрастился к опиуму - единственному средству от нестерпимой боли. На случай смерти он заблаговременно составил завещание, в котором все состояние, нажитое литературным трудом, поровну поделил между обеими своими подругами и их детьми. Через шесть лет ушла из жизни Кэролайн. И вот что удивительно: оставшаяся в живых Марта совершила неожиданный поступок. Она договорилась с кладбищенским священником, чтобы тело покойницы было тайно захоронено в одной могиле с Коллинзом. Все оставшиеся годы Марта исправно ходила на кладбище и ухаживала за могилой.

Вот только уберечь собственных дочерей от произвола мужчин Коллинз все равно не смог. Поборник женской свободы, в своем завещании он строго оговорил, что деньги, причитавшиеся девушкам, ни при каких условиях не могут перейти к их мужьям. Однако его падчерица Элизабет не избежала участи бесправной женщины. Ее мужем стал не кто иной, как один из попечителей фонда, в котором содержались деньги Коллинза. А попечитель, как известно, имеет законный доступ к наследству своих подопечных. Он влез в долги и расплачивался с кредиторами деньгами своей жены. Мало того, этот негодяй, олицетворявший все то, что так ненавидел в мужчинах Коллинз, бросил жену незадолго до ее смерти ради другой, более молодой женщины. Косвенно пострадала и Марта. После смерти Кэролайн и Элизабет именно Марте полагалась их доля наследства, но хитроумный попечитель нашел способ присвоить себе эти деньги.

Зато родные дочери Марты и Коллинза избежали столь печальной участи -они просто не вышли замуж. Сестры дожили до глубокой старости и умерли почти одновременно в 1955 году. До конца жизни они носили вымышленную фамилию своих родителей - Доусон.


Елена ГАЛАНОВА

Тайны ХХ века № 8 (март 2013)