Вы хотите устроиться на отличную работу, вам нужно подписать выгодный контракт? Договор о долгосрочном сотрудничестве вашей фирмы с желаемым партнером на вашей совести? Ваш карьерный рост, уровень зарплаты, ваш авторитет?.. Да, мало ли, что еще может оказаться в списке целей вашего личного бизнес-плана! А, если цель поставлена, подумайте о возможных путях ее достижения. Ваш профессионализм, компетенция, креативность мышления – факторы наиважнейшие, но есть еще и некоторые секреты человеческого общения. Постарайтесь вспомнить в нужный момент: на вашего собеседника всегда воздействуют четыре магических фактора. Это ваши глаза, ваша улыбка, ваш голос и комплименты в его адрес! Вы хотите быть успешным? Тогда применяйте эти знания - успех любит заботу!
Глаза.
Глаза – это, как известно, зеркало души человека. Больше 50% информации о человеке мы получаем через его глаза. Последите за своим собеседником. Может быть, он избегает контакта глаз? У него сужаются зрачки - первый предвестник агрессии. Будьте бдительны! Если он смотрит в упор – вы его интересуете больше, чем предмет коммуникации. Вообще, сознание не может управлять поведением зрачков, это неоспоримый факт. Внимательный человек всегда оценит реакцию на беседу. Расширились зрачки – ваш партнер удивлен, появился блеск – видит то, что хочется иметь! Смотрит на вас, но вас не видит – думает о своем. Просто выбирает вас, как точку, на которой концентрирует взгляд - не смущайтесь! Просто отодвиньте голову. Он продолжает смотреть в ту же точку, следовательно, вы правильно оценили обстановку. Ну, а если взгляд вдруг стекленеет, значит, интерес потерян, и ваш визави – отсутствует! Нормальной реакцией коммуникабельного собеседника считается, если он готов смотреть в ваши глаза, и слушать, не перебивая. Хорошо, если при этом он еще кивает головой, тем самым подтверждая понимание сути разговора. Так вот все просто – читайте глядя!
Улыбка.
Природа дала человеку улыбку только для других людей. Сам человек свою улыбку не видит. Но, улыбаясь, мы выражаем свое эмоциональное состояние и отношение к партнеру при встрече. Мы, как бы говорим: я тебе рад! Я готов к контакту!
Когда человек не искренен, в нем нет гармонии. Его выдают мимика и жесты. Улыбка получается не приветливой, а «кислой». Уловив такое поведение, вы будете способны быстро перестроиться. Правильным будет все-таки попытаться этого товарища к себе расположить и заставить действовать по вашим правилам. Вспомните устоявшееся словосочетание «обезоруживающая улыбка». Это практически всегда срабатывает. Идите от простого: ваша улыбка, взгляд, мимика, жесты, телодвижения, походка, в конце концов - весь этот арсенал способен сотворить чудо! Анализируя позже результаты общения, вы с удивлением обнаружите, что добились в этой встрече максимального успеха! Быть может, даже большего, чем того, на который рассчитывали…
Голос.
Считаем дальше. Около 40% информации о человеке мы получаем через голос, а оставшиеся примерно 10% - через слово. На что обратить внимание? Тут важен тембр, четкость и темп речи, интонация, паузы. В природе так устроено, что человек имеет два уха и один язык. Как следствие, возникает мысль: лучше и правильнее - меньше говорить и больше слушать. Кстати, если «говорить» нас еще где-то пытаются учить, то «слушать» вообще никто не обучает. Вспомните, родитель не часто говорит с ребенком на равных. «Или слушай меня, или иди вон!». Так или похожим образом решаются многие проблемы поколений отцов и детей. Вот и растет человечек в твердой уверенности, что никто никого не слушает, а значит можно и соврать… похоже, что врут все… Но это совсем не страшно, потому, что врут все и никто никого не слушает…
Иногда, пытаясь вспомнить какое-то важное событие своей жизни, я ловлю себя на мысли, что не могу вспомнить картинку, но отлично помню звук, т.е. помню чью-то интонацию и тембр голоса, а через это всплывает в памяти и общее значение момента. Детали обстоятельств туманны, а значение предельно ясно и четко.
То, что мы говорим, чрезвычайно важно! Есть мнение, что мозг человека опережает слово в 4 раза! А это значит, что мы можем успеть просчитать последствия произносимого вслух и отвечать за свои высказывания. Мы можем вполне осознанно влиять на происходящее и словом и голосом. Тут есть о чем поразмышлять. Вспомнить цитаты мудрецов. А пословицы и поговорки? «Вначале было слово…». «Нет слов!». «Слово – не воробей! Вылетит – не поймаешь!». «Глаголом жечь сердца людей!». «Доброе слово и кошке приятно!».
Комплименты.
Так от пословиц и поговорок мы плавно переходим к комплиментам. Тут, главное, не переборщить! Избегайте примитивной лести. Можно воспользоваться домашними заготовками или импровизировать. Будьте оригинальны. Старайтесь, чтобы ваши слова были максимально достоверны, произносите их с уважительной и искренней интонацией. И, повторюсь, улыбайтесь! Прежде всего, комплимент направлен на создание доброжелательной, доверительной атмосферы. Важно в самом начале расположить собеседника к себе. Первые слова, как и манера вашего поведения, внешний облик, обстановка и повод встречи составляют и первое впечатление. А оно, как известно, способно перерасти в симпатию или антипатию, в ненависть или любовь…
Кто-то может сказать, что все это для деловых отношений не имеет большого значения. Чем меньше эмоций, тем лучше работа, более адекватное восприятие ситуации и человека, меньше психологических барьеров… И все же… Проблемы сотрудничества только тогда решаются, когда возникает взаимопонимание. Вступив в партнерское взаимодействие, понаблюдайте за собой и другими. Это не только увлекательно, но и не бесполезно!