«Универсальный солдат»: архетип нового сказочного принца

Кто краше всех "крашей" на Руси. Архаичный Иван-царевич и современный "царевич" Николай Лукашенко

Неумолимое горе постигло римского императора Адриана в последние дни месяца октября – в глубоких водах Нила утонул его возлюбленный фаворит по имени Антиной, прекрасный юноша из Греции, не проживший и 20 лет. Безутешный Адриан дал приказ возвести по всей Империи тысячи статуй Антиноя из камня. И много веков спустя образ молодого грека считался эталоном юношеской красоты.

Но не любовная драма римского правителя в центре данного повествования, а русская народная сказка, вернее, современный герой новой общеславянской сказки, порожденной интернет-средой и частично женским романтизмом. Нами с рождения, из поколения в поколение, правят архетипы*. В древности архетипы воплощались в сказочных и мифических сюжетах, в наши дни роль «сказителя» перешла к интернету и средствам массовой информации.

С подачи СМИ и в результате народного видеоотворчества сын президента Беларуси Николай становится «славянским принцем», «крашем* всея Руси», известным сначала в российском, потом в мировом интернет пространстве. Николаем можно эстетически любоваться. Точеные по классическим канонам строгие черты лица, спокойная невозмутимость во взгляде, прохладная голубизна глаз и волосы цвета пшеничного поля. Добавить к портрету еще 195-сантиметровую фигуру модельных параметров, - и у девушек по всему миру не оставалось шансов быть равнодушными. В старину почести воздавали в виде скульптур, воспевая красоту в камне, в наши дни дела вершат видео и комментарии.

Слева - Николай, справа - Антиной. Даже похожи...

Но вспомним сказки. Где, как ни в них, находить идеальные архетипические образы, на подсознательном уровне формирующие дальнейшие модели поведения. Положительно прекрасный мужской персонаж в сказках обычно либо царевич, либо крайне удачливый выходец из народа. Что ж, внешность и статус «белорусского принца» совпадает с традиционным описанием фольклорного царевича, только вместо расшитого кафтана – деловой костюм. На самом деле в сказочную мифологическую реальность Николая вписали еще сызмальства: третий младший сын «царя» (дублируется фольклорный мотив). Современный царевич так же наделен с детства «особой» ролью. Народу Беларуси Коля был явлен посредством СМИ в возрасте трех лет. И далее уже не исчезал с телеэкранов, рос на глазах всей страны. Вообще уникальный мировой прецедент сложился, когда ребенка внедряют в мир Большой политики.

Папа на переговорах. В четыре года один приветствую гвардейцев Ватикана

За милую непосредственность на фоне озабоченных политическими делами взрослых умилённый китайский народ окрестил 10-летнего Колю «золотоволосым маленьким принцем».

Июль-август 2020 года. Российский интернет захлёбывается от переизбытка эмоций и восторженных слов. Будто сошедший со страниц глянца статный блондин, видео с участием которого множатся тысячами, завоёвывает внимание пользовательниц сети возрастом от школьного до пенсионного.

Обратите внимание: Новогоднее желание.

Молодым арабкам, итальянкам, китаянкам живущий за тридевять земель, в тридесятом государстве златоволосый славянин напоминал то диснеевского принца, то второго принца Уильяма. Но Николаю на тот момент всего 16 лет, и он ни о чём не подозревает.

По такому "принцу" плачут не только девочки, но и подиумы

Вернёмся к фольклору. В сказках главный мужской персонаж не только красив, но непременно отважен и силён. В произведениях народного творчества положительный герой обязан быть готовым к любым жизненно-бытовым испытаниям. Кого видят все те девочки в лице Николая – не иначе, как идеальный образ, воплощение мужского архетипа, выражаясь языком психологических терминов, – бессознательной установки, существующей в психике любого человека. Большой умник и полиглот, хоккеист и пианист, стреляет метко, дрова рубит, сено косит; и ледяная вода, и жар стоградусный ему ни по чём. Переводим всё в сказочную плоскость: такой герой воду «студёную, да варёную» одолеет, супостатов перестреляет, и в горящую избу на куриных ногах войдёт. Тысячи юных девиц мечтали бы взять такого доброго молодца под белы рученьки и увести подальше от конкуренток.

Четыре шайбы на счету. Хоккейный турнир, в котором принимают участие президенты России и Беларуси. 2021г.

Но в чём же подвох? Реальность и сказка, равно как человек и персонаж нетождественны друг другу. Подвоха не найти, ведь образ «царского» ребёнка мифологизировался много лет. Однако, несмотря на возможность в наше время «слива» любой порочащей информации, никаких инсинуаций в адрес Николая не выявлено. К популярности своей равнодушен, на публике в эмоциях сдержан, доступа никому не даёт, соцсетей не ведёт, и по уверениям главного мифологизатора – своего отца – в приоритет ставит исключительно саморазвитие. И пока юные воздыхательницы монтируют видео со своим «крашем», следят за хоккейными матчами, сам Николай стоит на пороге выбора своего будущего. Нет никаких предпосылок быть уверенными, что он выберет публичность. Тот, кому с детства прививали интерес к политике, отказывается вступать в любые околовластные структуры в будущем.

Политика – тоже театр, где официальная сцена, доступная глазам большинства зрителей, прикрывает закулисные тайны. И только одному Коле известно, не является ли жизнь в привилегированном статусе жизнью в «золочёной клетке». У статуса и публичности имеется обратная сторона – обилие критики и нехватка спокойствия. Возможно, уставший от камер и необходимости всегда быть на виду, Николай предпочтёт исчезнуть с радаров, фигурально выражаясь, кануть в непубличную жизнь, как в Лету. Как две тысячи лет назад красивый юный грек канул в Ниле.

*краш– молодёжное сленговое словечко, смесь англицизма «crush» (разбивать) с добавочным в русскоязычной среде старославянским корнем, означающее «красавец/красавица, недоступный (ая) и вызывающий (ая) интерес»

* архетипы - врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Термин «Архетип» впервые предложил швейцарский психиатр Карл Густав Юнг в 1919 г.

Он же высказал гипотезу, что коллективное бессознательное (единое для народности и общества) состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов, обнаруживающих себя не только в психике отдельного индивида, но и в трудах коллективного творчества (древние мифы, сказки и т.д.), культуре, религии.

Свое мнение по теме статьи можете оставить в комментариях. Буду признательна за подписку и лайки.

#николай лукашенко

#беларусь

#принц

#психология женщин

#фольклор

#архетипы

Еще по теме здесь: Психология.

Источник: «Универсальный солдат»: архетип нового сказочного принца.