Вальс

Огонь созвучий, Аккордов пенье, О вальс певучий, Мое забвенье-Кольцом неверным Сомкнуты звенья, В движенье мерном Покой забвенья. В огне созвучий, В живом стремленье — И трепет жгучий, и утоленье.

М. Лохвицкая. О вальсе

Название танца происходит от немецкого слова walzen — «вращаться», «кружиться». Ближайшими предшественниками вальса можно считать быстрый «немецкий танец» и медленные вальсы — андлеры, которые вошли в моду около 1800 года.

Услышав вальс, мы никогда не спутаем его с другими танцами. Одно из самых первых описании вальса в художественной литературе дал Иоганн Гёте в романе «Страдания юного Вертера», написанном в 1774 году. В письме к другу Вертер рассказывает о знакомстве с Шарлоттой и о том, как они отправились на загородный бал, затеянный молодежью, где танцевали менуэт, англез, контрданс — и вальс.

«Танец начался, и мы некоторое время с увлечением выделывали разные фигуры. Как изящно, как легко скользила она! Когда же в вальсе закружились все пары, поднялась сутолока, потому что мало кто умеет вальсировать. Мы благоразумно подождали, чтобы наплясались остальные, и, когда самые неумелые очистили место, выступили мы с еще одной парой... Никогда я еще не двигался так свободно. Я не чувствовал собственного тела. Подумай, Вильгельм, — держать в своих объятиях прелестнейшую девушку, точно вихрь носиться с ней, ничего не видя вокруг...»

Против вальса были официальные и неофициальные выступления. В Вене первое десятилетие XIX века запрещалось танцевать вальс более десяти минут. Джордж Байрон написал в 1813 году шуточную поэму «Вальс», высмеивающую этот входивший в моду танец. Байрона поддержал автор одной из статей в газете «Тайме», высказавший возмущение тем, что в программе королевского бала — это было в 1816 году—оказался и вальс, «чувственный и непристойный танец».

На балах, которые давались во дворцах немецких кайзеров, вальс был под запретом на протяжении почти всего XIX столетия. Запрет снял лишь кайзер Вильгельм II при вступлении на престол в 1888 году.

Консервативное английское общество допустило вальс на четверть века позднее, чем большинство других европейских стран.

В России вальс также подвергался гонениям. Его невзлюбила Екатерина II, а при императоре Павле было опубликовано полицейское предписание, запрещавшее «употребление пляски, вальсеном именуемой». Но официальная критика, как это часто бывает, только увеличила тягу к танцу. XIX век прошел под символом вальса, его танцевали везде, во всех кругах общества; он проник во многие жанры профессиональной музыки — оперу, байт, симфонию, сюиту, его музыка приобрела самостоятельное концертное значение. Вальс оказал могущественное влияние на развитие всей европейской музыки и следующего века.

Постепенно во всех европейских столицах установилась негласная традиция: первый бал — это белое платье, смокинг и вальс, Поколения эстафетой передавали этот поэтичный танец Одно другому. И вот он дошел до нас.

Вальс входит во многие другие танцы: краковяк, вальс-мазурка, падекатр, миньон, молдавская полька и подгорка, медленный вальс, венский вальс...

Французские танцоры считают, что природная легкость и живость их национального характера нашли свое отражение в мюзете и яве. В Южной Америке танцуют «креольский вальс». В Северной Аргентине «Сьашате вальс» так же популярен, как танго в Буэнос-Айресе.

Вальсом пронизана вся наша жизнь. Порой мы лаже не замечаем этого, к примеру, распевая детям «жил-был у бабушки серенький козлик...» А ведь

Школа танцев для детей это — мелодия одного из вальсов Моцарта — № 3 из цикла «Шесть немецких танцев»!