Весенние праздники

Среди населения Пинеги, Холмогор, Мезени и Лешуконья долгое время сохранялись обряды, приуроченные к 1 мая как рубежу между зимой и летом. В ночь на 1 мая за деревней на самом высоком угоре (горе) жгли костры. Молодежь водила вокруг костра хороводы, пела песни, танцевала, иногда прыгала через него. Когда огонь разгорался, кричали: «Лето встречаем, зиму провожаем!» В некоторых местах у костров пили чай из самоваров с шаньгами. Первомайские костры этих мест, вероятно, можно соотнести с проводами Масленицы. Не случайно, что здесь их не жгли в Масленичную неделю. В суровых природных условиях Севера проводы зимы были перенесены на более позднее время, когда весна действительно наступала. Это гуляние традиционно осмыслялось как встреча лета.

Важное место в народном календаре занимал весенний праздник Егоръев день (23 апреля/6 мая). В сознании северянина прочно укоренилось правило: первый раз выгонять скотину нужно обязательно на Егория. Нередко в это время еще лежал снег, и такой выгон носил чисто символический характер: по-настоящему начинали пасти скот с Николы Вешнего (9/22 мая), но основные обряды совершали все-таки в Егорьев день. Во многих местах устраивали крестные ходы, весь скот приводили к храму, служили молебен.

Обряды этого дня повсеместно имели животноводческую направленность: обязательное кормление скота хлебом, шаньгами, обряды с шерстью домашних животных (перед тем как вывести корову за ворота, хозяйка крестообразно выстригала шерсть на загривке животного), обычай выгонять скот освященной вербой, одаривание пастухов, обходы пастухами стада. Особую роль в обрядах первого выгона играл пастух. Он обязан был знать заговоры и молитвы, крестьяне особенно обращали на это внимание.