Виды трудных жизненных ситуаций студенческой молодёжи

В рамках рассмотрения трудных жизненных ситуаций у современной студенческой молодёжи, необходимо в первую очередь определить те характеристики этой социальной группы, которые не только позволяют дифференцировать её от других групп по роду деятельности или возрасту, но и позволяют судить о специфике трудных жизненных ситуаций именно у данной социальной группы. В современной психологической науке под молодежью понимается социально-демографическая группа населения, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых и адаптацию к автономной самостоятельной жизни. Проблематичным в использовании понятия «молодежь» представляется возрастной аспект. До сих пор в социологической, психолого-педагогической науках не существует единой точки зрения на естественные границы молодежного возраста, адекватные психологическому, физиологическому, социальному возрасту человека. Но представители различных научных школ едины в том, что определение этих границ связано с началом и завершением оформления полноценного самосознания личности молодого человека. Начало этого возраста колеблется от 14 до 16 лет, а конец приходится, на 24, 30, 35 лет, либо на момент рождения первого ребёнка.

Тем не менее, формальный возраст не является единственной и основной характеристикой данной социальной группы. Его следует оценивать не только формально, как количество прожитых лет, но и содержательно, по тем основным ролям и функциям, которые люди выполняют на определенном жизненном этапе. К ним можно отнести формирующееся мировоззрение и жизненную позицию, процесс знакомства с социальной структурой общества и приобщение к нормам морали и права, ценностям культуры, а также реализацию дифференцированного отношения к людям и явлениям мира. Иначе говоря, существенным признаком поколения является не только формальный возраст, но и единство убеждений, целей, общность переживания и отношения к жизни. С возрастом поколение не утрачивает социальных черт, воспитанных эпохой. Общность убеждений, интересов, ценностей, стремлений, симпатий – важный показатель позиции молодежи в обществе Особенности возраста и социально-психологических особенностей данной возрастной группы определяют и характерные личностные качества молодёжи. Н. Н. Симонович выделяет такие качества современной молодёжи, как особая эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, бескорыстие, высокая обучаемость, способность к приспособлению и адаптации, стремление к идеалу и др. Среди прочих характеристик, относящихся к теме данной работы, можно назвать высокую декларируемую (в самоотчётах) ценность собственного здоровья для современной молодёжи, однако отсутствие или слабая выраженность субъектной позиции и личной ответственности за него. Таким образом, И. В. Федосова и А. В. Кибальник предлагает выделить следующие универсальные свойства молодежи как поколения:

  • люди, проходящие стадию социализации;
  • носители новых идей и программ;
  • стремление к самоопределению,
  • самоутверждению, саморазвитию и самореализации;
  • активный трудоспособный возраст;
  • открытость инновациям, экспериментам, всякого рода изменениям;
  • стремление к отказу от устоявшихся моделей, норм, постулатов;
  • незначительный багаж личного и социального опыта;
  • доминанта будущего в структуре личности;

Особой когортой молодёжи является студенческая молодёжь. Эта социальная группа представляет интерес как поколение, которое в ближайшем будущем займёт место основной интеллектуальной и производительной общественной силы. Стоит отметить, что студенчество является вполне самостоятельной социальной группой, поскольку это совокупность индивидов, объединенных общими интересами, находящимися во взаимодействии, оказывающими друг другу помощь в достижении личных целей. Студенчество занимает промежуточное положение между младшей и старшей возрастными категориями населения. Адаптация к инновациям происходит в студенческой среде более осознанно, чем у детей, и в то же время более мягко, чем у людей зрелого возраста. Являясь наиболее прогрессивной частью молодёжи, студенчество особенно остро ощущает происходящие перемены в жизни общества. Е. Л. Гуничева определяет термин «студенчество» как собственно студентов, представляющих социально-демографическую группу, которая характеризуется определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.; определенным общественным положением, ролью и статусом; особой фазой, стадией социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями.

А. С. Власенко указывает: «Студенчество – это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием». Т. В. Ищенко акцентирует внимание на том факте, что отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению – молодежи.

Однако эти высказывания тяжело считать отвечающими современному положению вещей. Во-первых, в опросе 2014 года 64,6% опрошенных старшеклассников на вопрос о том, зачем они хотят получить высшее образование, выбрали вариант «получить корочку».

Обратите внимание: Как с честью выйти из неловких ситуаций.

Сходные результаты были получены в работе 2018 года, проведённой на студентах различных городов, в т.ч. города Томска: вариант «я поступил потому что нужен диплом» оказался третьим по популярности. Во-вторых, студенчество открывает широкий круг возможностей для современной молодёжи, в круг которых включается не только сам процесс обучения, но и общественная и творческая деятельность, волонтёрство и участие в массовых студенческих мероприятиях. Для многих студентов сам процесс обучения и получения знаний в таких условиях может быть отодвинут на второй план, и не представляться главным или тем более единственным родом деятельности.

Тем не менее, невозможно описать данную социальную группу без привлечения основного рода деятельности (такого, как академическая и практическая учебная деятельность) и сопутствующих ему психологических феноменов. К ним можно отнести (в дополнение к вышеперечисленным универсальным свойствам молодежи):

  • открытость студентов инновациям, экспериментам, всякого рода изменениям;
  • отказ от устоявшихся моделей, норм, постулатов, если они не соответствуют реальной социокультурной ситуации;
  • более высокая готовность студенческой молодёжи к плюрализму мнений, направленности на одобрение этого плюрализма;
  • способность анализировать сложные ситуации в личной и общественной жизни, сопоставлять разные точки зрения, критически их оценивать;
  • умение отчуждать неприемлемые для себя ориентиры, подвергать их критическому осмыслению также соответствует рассматриваемой группе параметров;
  • стремление к социальному престижу;
  • близость по характеру деятельности, интересам, ориентациям к социальной группе интеллигенции, специалистов.

Современных студентов в целом, как особую социальную группу, характеризуют две особенности: ведущий тип деятельности – учебно-профессиональная (это относится и к неуспевающим студентам); включенность в социальные взаимодействия, которые опосредованы принадлежностью к определенным социальным институтам – ВУЗам. Все остальные характеристики студентов, приведенные в данной главе, опосредованы ими.

Таким образом, на основании вышеприведённых особенностей социальной группы молодёжи, и в частности студенческой молодёжи, можно предположить и сконструировать вероятные трудные жизненные ситуации, характерные для данной социальной группы. В первую очередь, описывая трудные ситуации определённой возрастной группы, стоит уделить внимания возрастным кризисам. Традиционно основные трудности в развитии человека принято относить к подростковому, или более ранним возрастам. Кризисные процессы, приходящиеся на возраст студенчества, реже, чем остальные (в частности, более ранние кризисы) попадают в сферу внимания психологов и педагогов. Более того, зачастую этот возраст вообще лишают кризисности. В научной литературе можно встретить следующие понятия: кризис юношества (юности), кризис идентичности, кризис встречи со взрослостью, кризис связанный с обучением профессии, кризис профессионального становления (по Э. Ф. Зееру). Кризисность возраста проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и ее реальном протекании. Центральной проблемой становится нахождение молодым человеком индивидуального отношения к своей культуре, к социальной реальности, к своему времени, авторство в становлении своих способностей, в определении своего собственного взгляда на жизнь.

На этом основании можно выделить первую трудную жизненную ситуацию в жизни студенческой молодёжи: смена социальной ситуации. Многие абитуриенты с радостью воспринимают смену своего статуса «школьника» на статус «студента». Но, в первые же дни пребывания в учебном заведении, они сталкиваются с рядом проблем: взаимоотношения с новым коллективом, незнакомые формы обучения, новые учебные предметы и дисциплины, адаптация в новой учебной группе. Кроме того, в вузах обучается большое число иногородних студентов и студентов из сельской местности. Для них кроме массы психологических проблем добавляется также социально-бытовая неустроенность и самостоятельная жизнь в отрыве от привычной родительской опеки. В этом же контексте можно выделить и один из последних трудных жизненных ситуаций, с которыми сталкивается студенческая молодёжь, а именно поиск работы. На современном этапе развития общества студенты столкнулись с проблемой трудоустройства, которая проявляется в том, что молодежь не всегда может найти работу, и не только по полученной специальности. У современных выпускников нет достаточно точного представления о рынке труда, как нет и опыта общения с работодателем. До сих пор подавляющее большинство студентов полагают, что сам факт наличия высшего образования гарантирует престижную работу (или трудоустройство по специальности в принципе), что приводит к формированию трудной ситуации, т.е. к условиям, при которых личность сталкивается с невозможностью реализации необходимых мотивов, стремлений, ценностей и пр.

Иные трудные жизненные ситуации, обусловленные социально-экономическим положением молодёжи, В. А. Анчарская классифицирует следующим образом:

  • трудности на психофизиологическом уровне (неустойчивость эмоциональной сферы, высокий уровень ситуативной тревожности и др.);
  • наличие дефектов личностной сферы (неадекватность самооценки и уровня притязаний, несформированность мировоззрения, отсутствие конкретных жизненных целей и др.);
  • трудности, возникающие в процессе взаимоотношений с другими людьми (максимализм, скептицизм, эгоистичность и т.д.).

Согласно А. Я. Анцупову, жизненная ситуация может рассматриваться как сложная субъективно-объективная реальность, где объективные составляющие представлены в виде субъективного восприятия и личностной значимости для участника ситуации.

Трудная ситуация характеризуется наличием сложной обстановки, активностью мотивов личности, нарушением соответствия между требованиями деятельности и профессиональными возможностями. Отсюда автор выделяет следующие группы трудных жизненных ситуаций:

· Трудные ситуации деятельности:

  • — Проблемные ситуации деятельности;
  • — Критические (аварийные) ситуации;
  • — Экстремальные ситуации;

· Трудные ситуации взаимодействия:

  • — Проблемные ситуации взаимодействия;
  • — Предконфликтные ситуации;
  • — Конфликтные ситуации;

· Трудные внутриличностные ситуации:

  • — Внутриличностные затруднения;
  • — Внутриличностные конфликты;
  • — Внутриличностные кризисы;

· Трудные бытийные ситуации:

  • — Ситуации неизвестности;
  • — Ситуации опасности;
  • — Ситуации потери.

Все вышеперечисленные трудности относятся к молодёжи в целом, но могут быть перенесены и конкретизированы в социальной группе студенческой молодёжи, исходя из специфических её характеристик, в том числе таких, как основной род деятельности. Например, неадекватность самооценки юношей и девушек в студенчестве может выражаться в контексте переживаемых ими в данный момент затруднений, связанных с необходимостью своевременного выполнения всех заданий и преодоления контрольных процедур, предусмотренных учебным планом: от рефлексивных эссе до курсовых и дипломных работ.

Как результат, мы можем составить краткую классификацию трудных жизненных ситуаций. Всего мы решили выделить 5 групп трудных ситуаций:

  1. Псхофизиологические трудные жизненные ситуации – связаны с состоянием организма в целом (эмоции, ощущения и т.д.).
  2. Трудности, возникающие в межличностных взаимоотношениях (к ним можно отнести часть бытийных трудностей, трудные ситуации взаимодействия).
  3. Трудные внутриличностные ситуации или дефекты личностной сферы.
  4. Трудные ситуации, возникающие в деятельности (трудовой, профессиональной, любой) – не связанные с людьми или переживаниями самого человека (например, что-то не выходит сделать из-за отсутствия тех или иных навыков).
  5. Особая группа трудных ситуаций, связанных с кризисами (кризис юности, кризис идентичности, кризис встречи со взрослостью, кризис в связи с обучением профессии, кризис профессионального становления и другие).

Классификаций трудных жизненных ситуаций достаточно много, все они имеют различные основания, а также при их составлении учитывались различные параметры как жизненных ситуаций в целом, так и трудных жизненных ситуаций. Благодаря такому количеству информации мы можем заключить, что понятие трудной жизненной ситуации включает в себя достаточно широкий спектр явлений, проявляется на разных уровнях и в разных плоскостях жизни, а также является одним из факторов становления личности всех людей, а особенно студенческой молодежи. Для выделения более конкретных примеров трудных жизненных ситуаций у молодёжи в задачи данного исследования также было включено создание ситуационных кейсов, построенных на основе рассмотренной специфики трудных жизненных ситуаций. Такой формат рассмотрения проблемы позволяет не только гораздо более полно рассмотреть реальные случаи трудных жизненных ситуаций, но и позволит в будущем реализовать тренинговую программу, по итогу которой будет получен разбор кейсов с комментариями участников тренинга. Этот подход, согласно нашему предположению, поможет сформировать у молодежи когнитивные структуры, которые включаются в поиск адекватных решений преодоления реальных трудных жизненных ситуаций.

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Виды трудных жизненных ситуаций студенческой молодёжи.