Внутренний источник счастья: почему исполнение желаний не гарантирует радость

ВОПРОС: Что на самом деле определяет, счастлив человек или нет? Порой внешне всё складывается благополучно, но внутреннего удовлетворения нет. А бывает и обратная ситуация, когда в непростых обстоятельствах человек ощущает глубокую радость и гармонию.

Исполнение желаний — это не рай

ОТВЕТ: Существует поучительная история о человеке, попавшем в место, где любое его желание исполнялось мгновенно. Он с первого удара забивал все шары в бильярде, всегда выигрывал в азартных играх и моментально получал всё, чего хотел. Однако уже через несколько дней его охватила скука, а через неделю — настоящее отчаяние. В исступлении он потребовал отправить его хоть в ад, лишь бы изменить обстановку. На что хранитель этого места с улыбкой ответил: «А как вы думаете, где вы находитесь? Вы уже в аду». Эта притча наглядно показывает, что постоянное исполнение желаний не ведёт к счастью. Напротив, возможность стремиться, преодолевать и ценить делает нашу жизнь наполненной.

Счастье — это внутреннее состояние

Ощущение счастья в значительной степени зависит от нашей способности находить его не во внешних событиях или материальных благах, а внутри себя. Хотя эта истина многим знакома, внешний мир часто оказывает на нас гораздо более сильное влияние, чем внутренний голос. Развитие умения обращаться к своему внутреннему миру, находить в нём опору и радость — это и есть суть эволюции сознания. Этот процесс не имеет отношения к биологической эволюции по Дарвину. Речь идёт о качественном преображении: разница между человеком, полностью зависящим от внешних обстоятельств, и тем, кто обрёл внутреннюю свободу и удовлетворение, настолько велика, что это подобно переходу в новую форму существования.

Путь эволюции сознания

Развитие сознания — центральная цель любых духовных практик. Однако с психологической точки зрения эволюция происходит с каждым из нас постоянно — через накопление жизненного опыта. С годами этот опыт становится богаче, и старшее поколение часто стремится передать его младшему, хотя молодёжь не всегда готова его принять. И это естественно, ведь чужой опыт редко воспринимается как свой собственный. Как показано в притче о блудном сыне, ценность осознания, добытого через собственные ошибки и поиски, несоизмеримо выше простого следования чужим советам. Эволюция сознания на каждом новом витке проходит через три ключевые стадии: действие (или поступок), его последствия и последующий анализ, который ведёт к новому пониманию и обогащает наш жизненный опыт.

Роль желаний и последствий

Наши поступки рождаются из желаний. Подавлять их не стоит — их нужно прожить и осознать, чтобы понять, к каким результатам они приводят. Последствия же определяются универсальными законами природы, главный из которых — закон причины и следствия: что посеешь, то и пожнёшь. Сталкиваясь с результатами своих действий, мы получаем возможность задуматься и сделать выводы. Чем реже мы это делаем, тем дольше и болезненнее может быть процесс обучения. Жизнь имеет обыкновение повторять одни и те же уроки, пока мы не усвоим их. Говорят, что умные учатся на чужих ошибках, а глупые — на своих. Наблюдение за жизнью других, анализ их опыта через книги или фильмы может быть полезным, но он редко даёт ту же глубину понимания, что и личные переживания. Отсюда и поговорка «испытать на собственной шкуре».

Относительность «хорошего» и «плохого»

Последствия наших действий мы часто делим на хорошие и плохие. Однако такая оценка может быть весьма условной. Классическая восточная притча рассказывает о бедняке, у которого был прекрасный конь. Когда конь сбежал, соседи сочувствовали хозяину, но тот лишь говорил: «Не спешите с выводами». Конь вернулся с целым табуном, сделав бедняка богачом. Когда же сын хозяина, объезжая одного из скакунов, стал инвалидом, соседи вновь посчитали это несчастьем. Но когда началась война и всех молодых мужчин забрали на фронт, где они погибли, калека-сын остался единственным, кто выжил. Мораль притчи в том, что спешить с оценками событий не стоит. То, что кажется неудачей, может обернуться благом, и наоборот. Более того, по-настоящему «плохих» последствий, возможно, не существует вовсе, поскольку именно в трудностях и кризисах часто происходит мощнейший скачок в развитии сознания, когда человек мобилизует все свои силы или обращается за помощью к чему-то большему, чем он сам.

Уроки жизни и наша школа

В древнем священном тексте «Шримад-Бхагаватам» царица Кунти обращается к Богу с необычной молитвой: просит, чтобы её всегда преследовали беды, так как они помогают ей помнить о Высшем. Это пример радикально иного, глубоко осознанного взгляда на жизненные испытания. Нам, возможно, не хватит смелости просить о трудностях, но мы можем научиться видеть в них возможность для роста, а не просто несчастье. Жизнь сама позаботится о том, чтобы дать каждому и радость, и испытания, необходимые для его развития. Каждый из нас находится на своём уникальном пути и проходит свою «школу». Нет смысла осуждать других или слепо им подражать — у каждого свои уроки, и именно через их освоение мы движемся вперёд.

ОТВЕТ: Я слышал одну интересную историю о человеке, который попал  в  рай, где любые его желания исполнялись немедленно. Он, например, подходил к бильярду и первым же ударом загонял все шары в лузы, потом подходил к игровому автомату, бросал монетку с сразу выигрывал все деньги, какие там были. Ему попадались только выигрышные лотерейные билеты и, вообще, все его желания исполнялись сразу же. Через несколько дней он начал скучать, а через неделю уже сходил с ума. Тогда в состоянии помешательства, он прибежал к человеку, который там все устраивал, и закричал: «Я больше не могу здесь находиться, отправьте меня куда-нибудь в другое место, ну, хотя бы в ад для разнообразия!» Тот в ответ ему снисходительно улыбнулся и сказал: «А как вы думаете, где вы находитесь? Вы уже в аду». Так что исполнение желаний – это еще не признак рая.  А если не все желания там исполняются, то  мы уже в какой-то степени в раю.

Похоже, что ощущение счастья зависит, в значительной мере, от способности не искать его во внешних вещах, а находить внутри себя. Конечно, все мы это знаем, но магия притяжения внешнего мира, как правило, намного сильнее нашей способности погружаться внутрь себя (как правило). Развитие же такой способности и называется процессом эволюции сознания. Этот процесс не имеет ничего общего с представлениями об эволюции Дарвина. Кроме того, пожалуй, того, что между человеком, вообще не способным наслаждаться своим внутренним миром, и человеком, способным делать это в полной мере, - настолько колоссальная разница, что когда мы постепенно преображаемся из 1-го во 2-го – можно говорить об эволюции одной формы жизни в другую.

Развитие сознания – это цель, которую ставят пред собой все духовные практики. Но, с точки зрения психологии, даже если человек не занимается никакими видами духовной практики, он все равно эволюционирует, так как получает опыт … Которого с годами становится все больше и больше, и которым старшие так хотят поделиться с молодежью, а молодежь так не хочет его перенимать. И это понятно, ибо чужой опыт – это не опыт. Блудный сын (по Библии) дороже отцу, так как на собственной жизни осознал те ценности, о  которых говорил отец, в отличие от другого сына, поверившего на слово, хотя тот тоже получил своей опыт. В целом процесс эволюции сознания проходит всякий раз, на каждом новом уровне, через 3 стадии: действие (пли поступок), последствие (или реакция) и анализ, который должен привести к определенному пониманию, что станет новым вкладом в копилку нашего жизненного опыта.

Действия человека продиктованы его желаниями. Они могут быть самыми разными. Их не рекомендуется подавлять, их надо пережить, осуществить, пройти. Иначе мы никогда не узнаем, к каким последствиям они приводят. Последствия определяются законами природы, главный из которых: «Что посеешь – то и пожнешь». Этот закон абсолютен, и человек, сомневающийся в нем, просто получит необходимый жизненный опыт. Столкнувшись с последствиями наших собственных деяний, мы поневоле должны задуматься, ведь чем реже мы будем  размышлять в подобных случаях, тем больше времени для обучения нам понадобится. Обычно жизнь преподносит нам одни и те же уроки до тех пор, пока мы не научимся тому, чему должны научиться. Повторения будут продолжаться до тех пор, пока мы не научимся. Про разумных людей говорят, что они учатся на ошибках других (а дураки – на своих). Поэтому очень полезно наблюдать за окружающими, за их жизнями, как они складываются; выявлять закономерности, анализировать и таким образом получать опыт тоже. Можно читать книги, смотреть фильмы, но все равно научиться чему-то, наблюдая за другими, очень сложно,  нет той остроты, интенсивности и глубины переживаний, как в случае  самим собой. Неслучайно же в народе бытует поговорка «испытать на собственной шкуре». Своя шкура – это своя, а чужая – это чужая. Про самых глупых говорят, что они и на собственных ошибках не учатся. Может быть, они просто не знают, что надо учиться, что жизнь для того нам и дана, в этом ее высший смысл, в этом наше предназначение как разумных существ. Однако, это их дело. Но согласитесь, каждый день своей жизни проводить одинаково – довольно скучное занятие.

Вернемся к последствиям наших поступков. Они бывают хорошие и плохие, например, если  вы падаете на ровном месте и ломаете себе ногу – это плохое последствие, если падаете и находите на земле стодолларовую купюру – это хорошее. Так? Не совсем. Есть одна древняя восточная притча о человеке, у которого был удивительный, просто невероятный конь. Он стоил очень дорого, а человек был очень беден. Богачи со всей округи предлагали ему за коня огромные деньги, но безрезультатно. И вот однажды конь исчез. Односельчане стали говорить этому человеку: «Зря ты не продал коня, сейчас у тебя были б, по крайней мере, деньги, а так – ни коня, ни денег…» Он ответил им: «Не спешите с выводами…». Через несколько дней конь вернулся и привел с собой целый табун. Его хозяин был бедняком, а стал богачом. Односельчане заговорили: «Смотри-ка, как тебе повезло, теперь ты богат…» Он ответил то же самое: «Не спешите с выводами». Спустя какое-то время, его сын объезжал одного из новых скакунов, неудачно упал и остался инвалидом на всю жизнь. Земляки сказали: «Смотри-ка, как тебе обернулись эти лошади, какое несчастье они принесли в твою семью…» Ответ был тот же: «Не спешите», Через год началась война, молодых людей забрали в армию, и все они погибли. Не забрали только калеку, он оказался единственным, кто остался жив…

Эту притчу можно продолжать без конца, но смысл ее уже понятен, поэтому мы остановимся. Спешить с выводами никогда не надо. Любое плохое последствие может обернуться хорошим и наоборот. Но что интересно, в действительности,  плохих последствий вообще не бывает, так как из самых тяжелых жизненных ситуаций, как правило, случаются невероятные прорывы, взлеты сознания, скачки эволюции. Наверное, потому, что в критические моменты человек мобилизует все свои силы или, что еще эффективнее, обращается за помощью к высшим силам. Когда гром гремит – мужик крестится. В одном из самых древних священных писаний Индии «Шримад-Бхагаватам» приводятся молитвы царицы Кунти, которая обращается к Господу с такой просьбой: «Мой дорогой Господь, пусть меня всегда преследуют беды и неудачи, поскольку они помогают мне лучше помнить о тебе!» Не правда ли, очень неординарное восприятие жизни?! Мы, конечно, не царица Кунти, нам, может быть, и не хватит духу просить о бедах и неудачах, у многих из нас, их и так достаточно. Но почему бы нам не научиться смотреть на беды и неудачи совсем с другой, позитивной точки зрения?

Жизнь обо всем позаботится: и о счастье и о горе. Каждый из нас находится на своем уровне развития. Нет смысла осуждать кого-либо за что-либо или стремиться подражать кому-то: они на своем уровне и должны получить свои уроки, таким образом, они прогрессируют, а у нас своя школа.