«Я есть», единство самосутей, переживает окружающий мир не так, как сознательное «я», отождествляемое очень многими людьми с самим собой. «Я есть» воспринимает мир субъективно, через ощущение энергетических полей. Если «Я есть» воспринимает какой-нибудь объект, то воспринимает не только то, чем является этот объект, но еще и то, как он воздействует на чувства, ощущения, мысли и сознание наблюдателя. Переживаются не только свойства объекта, но и сложное хитросплетение взаимоотношений с объектом, собственное отличие от него, род объекта, причинно-следственные связи, его ритм и вибрации. Если смотреть с той позиции, с которой «Я есть» относится к миру, то жизнь существует всюду, и в одушевленной и в неодушевленной материи, на любом уровне сознания. Все дышит, во всем бьет жизнь. Всюду есть дух, и через этот дух (энергетическое поле) «Я есть» соприкасается и входит во взаимодействие со всем, что есть в объективном мире.
Чтобы дать своему «Я есть» возможность переживать взаимодействие с кем-то или с чем-то, человек должен в первую очередь развить в себе восприятие тонкой энергии, излучающейся из объектов восприятия в виде полей и лучей. Человек приходит к этому, развивая в себе второе внимание.
Пребывая в своей человеческой оболочке, мы воспринимаем мир двумя способами. Первый способ — сенсорный (через пять органов чувств). Информация из материальной среды, в том числе и из нашего физического тела, воспринимается одним или более чем одним органом чувств, проходит по нервной системе и оценивается рациональным умом. Эта оценка зависит от накопленного знания и опыта. Я называю этот способ восприятия первым вниманием, и его главные органы познания, сенсорные органы чувств и рациональный, оценивающий ум (рассудок), являются инструментами сознательного. Взгляд сознательного на реальность есть наше «я», претендующее на роль важнейшего центра реальности, участие которого в делах реальности полностью зависит от всего, что обеспечивает нам физическое благополучие и выживание.
Второе внимание — это внимание «Я есть», воспринимающее мир интуитивно, сердцем, и в этом случае получаемая информация пропускается не по нервной, а по тонкой энергетической системе (чакрам, аурам, нади), которая воспринимает мир с энергетической стороны, через энергетические поля. Система измерения этих полей направлена внутрь и не ограничивается пространством и временем. Вместо того чтобы в толковании свойств взаимопроникновения полей полагаться на прошлый опыт, второе внимание воспринимает мир напрямую, непосредственно.
Первое внимание рассматривает все, что есть на свете, с точки зрения причины и следствия. Оно считает, что находится в трехмерном мире, связанном воедино причинно-следственными отношениями в течении реки времени. Первое внимание видит мир как закономерное и предсказуемое явление, словно это — огромная машина, подчиняющаяся логико-математическим правилам. Оно предсказывает будущее, опираясь на оценку настоящего и память о прошлом.
А второе внимание, наоборот, воспринимает мир как неделимое и подвижное целое, состоящее из множества измерений, проникающих друг в друга и неподвластных причинно-следственным отношениям во времени; как целое, которое можно определять только признаками постоянно меняющегося спектра взаимодействий. Второму вниманию требуется полная сопричастность, а это значит, что мы должны чувствовать, ощущать и соприкасаться с миром, позволять миру затрагивать наше второе внимание и каждое мгновение оказывать на нас глубокое воздействие.
Расхожее выражение «это задело меня за живое» хорошо иллюстрирует мои слова. Развивать второе внимание — значит делать себя более податливым, отзывчивым и восприимчивым к любым своим переживаниям ради своего участия в них на всех уровнях причинности.
Суть второго внимания прекрасно видна на аналогии с голограммой. Пока в самом сердце первого внимания идет процесс разделения и оценки, второе внимание уже с самого первого мгновения начинает воспринимать объект неразрывным целым. Мир второго внимания как голограмма «...захватывает своей универсальностью... в каждой части с определенной точки зрения заключено единое целое. Если посветить на одну из частей голограммы, воспроизведется все изображение целиком». Второе внимание точно так же видит целое в каждой отдельной части и каждую часть — в целом. Оно воспринимает мир интуитивно, «...разум и объект предстают взаимозависимыми и взаимоотносительными... Сообща они дают намек на устройство высшей реальности...».
Второе внимание — естественная способность каждого из нас ощущать внутреннее и внешнее пространство интуитивно, сердцем и бессознательным умом. Второе внимание играет роль окна, сквозь которое «Я есть» видит и воспринимает объективный мир. Совершенствуя второе внимание, «протирая» это окно и не давая препятствиям возникать перед ним, мы позволяем «Я есть» достичь очищенного видения, понять, что есть что. Развивая второе внимание и не позволяя чему-либо заслонять, мы открываем перед «Я есть» свободу проявления в нас, а это — важнейший залог психодуховного воссоединения.