Что наша жизнь? Игра. Точнее, детская игра. С пелёнок, а нынче с памперсов мы начинаем эту игру, длиною в жизнь. В детской игре скрыто всё – и воспитание, и развитие, и познание мира, и становление личности, и характер, и эмоции, и даже, если хотите, все последующие успехи и неудачи в жизни. Поэтому, детская игра сложна, как сама жизнь. Игра в куклы, прятки или кубики – это не просто игра в куклы, прятки или кубики.
Это, прежде всего, приобретение навыков в распределении ролевых функций в коллективе. В зависимости от того, в какие игры мы играем в детстве, и главное, как мы играем в эти игры, происходит структурирование нашей психики, нашего душевного состояния на весь дальнейший жизненный путь. Именно в детской игре уже проступают контуры всех наших последующих комплексов, фобий и невротических состояний. Уже в нашей детской игре видны прологи наших будущих психосоматических заболеваний.
Что главное в игре? Это прежде всего отношение к самой игре и эмоции, которые проявляются во время игры. По этим факторам мы можем судить о глубинных душевных состояниях ребёнка, о богатом неисчерпаемом мире его бессознательного. Уже в первые месяцы жизни отношение к игре и эмоциональная окраска игры нам укажет на будущего холерика или «ребёнка дождя», честолюбца, страдающего от собственных комплексов или «ребёнка солнца». В детской игре кроются все наши последующие навыки поведения и адаптации во «взрослом» коллективе. Так уж Создателем устроена Природа, что определённое количество новорождённых относится к тем или иным психическим аномалиям. Из года в год, из столетия в столетие варьируемый в малом диапазоне один и тот же процент, скажем, новорождённых мальчиков показывает склонность к гомосексуализму. Такой же примерно процент – к садизму. Психиатры и психологи хорошо знают, что склонность к суициду и шизофрении – это зачастую врождённый феномен. Почему это так, никто доподлинно не знает. Это одна из тайн мироздания. Бездна человеческой души наряду с бездной космоса – самые глубокие и непознаваемые вещи во Вселенной. Эта теза Иммануила Канта и по сей день является квинтэссенцией теории познания – от педагогики до физики элементарных частиц. Так вот, самая ранняя и самая безошибочная диагностика тяжёлых психопатологий, это ни что иное, как детская игра.
Наблюдая за игрой 2 – 3 летних мальчиков, можно выявить за много лет раньше потенциальной трагедии и склонность к таким тяжёлым психопатологиям, как, скажем, навязчивая серийная педофелия или некрофелия. Ведь в будущем это станет тяжкой болью не только для десятков и сотен жертв, но и для него самого и его близких. Поэтому Творец и дал человеку вместе с первыми глотками материнского молока потребность к игре. Потому что детская игра – это панорама человеческого характера, эмоций, чувств, склонности к тому или иному виду деятельности. Кроме этого, детская игра – это и диагностика, и обучение, и воспитание, и развитие, и обретение навыков социальной адаптации.
Безусловно, огромная, главенствующая роль в детской игре с точки зрения развития личности и её будущего душевного здоровья принадлежит родителям, и в первую очередь матери. Особенно это касается мальчиков. При неправильном построении игровых отношений, а отношения с ребёнком в первые месяцы и годы жизни зиждятся на игре и только на игре, мальчик, а затем юноша и мужчина будет «по жизни» инфантильным, вялым, зависимым, замкнутым, закомплексованным и ранимым или же агрессивным, злобным, нелюдимым. А за всем этим следует полный «букет» несчастий, включая и тот же алкоголизм, и ту же наркоманию, и ту же проституцию.
Не случайно играм с детьми отводится такое огромное значение во всех культурах мира. Дело ведь в том, что наша с вами психическая деятельность, от которой, собственно, и зависит наша социальная состоятельность, базируется на коллективном бессознательном. Коллективное бессознательное имеет архаико – мифологический характер. Детская игра, как и сказки – это трансформация в сознание ребёнка архетипов коллективного бессознательного. Это – мостик между коллективным бессознательным, которое присутствует у каждого из нас от рождения, если не от зачатия, и нашим сознанием. Сказки – это, кстати, неотъемлемая часть детской игры.
Механизм этой трансформации посложнее ядерной физики и квантовой механики вместе взятых. Если он будет нарушен, то будет нарушено и всё наше сознательное мировосприятие. Только опыт воспитания детей в разных культурах мира даёт нам и методики и подходы к организации «открытой», позитивной, развивающей детской игры. Кстати, уже давно замечено, что все основные детские игры, как сюжеты и персонажи многих сказок встречаются и у русских, и у немцев, и у аборигенов Австралии, и у исландцев, и у индейцев устья Амазонки. Целая большая и интереснейшая научная дисциплина – структурализм – как раз и занимается выявлением и изучением, так называемых, инвариантных структур в сказках, мифах и детских играх во всех культурах мира. Более того, на структурах, «кирпичиках», составных частях детских игр наряду со сказками и мифами строится вся человеческая коммуникация, включая языки, и компьютерные языки в том числе.
Поэтому наша жизнь – детская игра без всякого преувеличения. В сущности, мы продолжаем свои детские игры до самой смерти. Ведь и работа, и семья, и наша «социально – общественная» деятельность» – это всё продолжение всё той детской игры. Мы всю свою сознательную жизнь вынуждены играть в ролевые игры. Копирайтинг, кстати, это тоже игра родом из детства. Если хорошенько покопаться в памяти, то можно будет даже вспомнить её название. Но от нас теперь мало что зависит. Холерики мы или сангвиники, экстраверты или интроверты – обо всём этом позаботились когда-то наши родители, воспитатели и матушка – Природа. А вот какими вырастут наши дети, зависит пока что во многом исключительно от нас. Так что достаём скакалки и кубики, куклы и конструкторы, мячики и книжки со сказками – и вперёд к нашим детям и внукам. Вперёд, пока не поздно!