Ярмарка тщеславия: как родительские амбиции крадут детство у детей

Пятилетний Серафим уже ходит на плавание, дзюдо, английский, подготовку к школе и к музыкальной школе. Его мама горит идеей добавить в этот плотный график ещё и китайский, называя его «языком будущего». Этот случай — не исключение, а тревожная тенденция.

Гонка за успехом или детство под завязку?

С одной стороны, есть родители, полностью полагающиеся на детский сад и школу. С другой — формируется целая армия мам и пап, которые с младенчества загружают ребёнка всевозможными занятиями. Кажется, они живут в постоянном страхе что-то упустить. Создаётся впечатление, что если к школе ребёнок не освоит пару языков, не научится играть на музыкальном инструменте и не получит спортивный разряд, то он автоматически станет неудачником. При этом базовые навыки вроде чтения и счёта уже воспринимаются как нечто само собой разумеющееся и даже не считаются достижением.

Эта гонка порой принимает совершенно нездоровые формы. Молодые и амбициозные мамы вовлекаются в негласное соревнование с не меньшим азартом, чем когда-то демонстрировали свои карьерные успехи или дорогие покупки. Теперь предметом гордости становятся престижные школы, дорогостоящие репетиторы и высокорейтинговые секции для их детей. Конкурс на звание «самой лучшей мамы» идёт полным ходом, но зачастую он имеет очень отдалённое отношение к реальным интересам и потребностям самого ребёнка. Главное — быть в тренде, соответствовать модным веяниям и не отставать от других.

Фото с сайта Pixabay

Наблюдая за этой тенденцией, сложно не испытывать тревогу.

Тот самый мальчик Серафим — худенький и грустный. Его дни расписаны по минутам: он постоянно перемещается по городу с мамой или бабушкой, осваивая новые знания и навыки. Родители и родственники постоянно предлагают новые идеи: китайский, робототехника, ментальная арифметика, шахматы, горные лыжи… Ребёнок послушно следует этому графику, но счастья в его глазах не видно.

Уроки прошлого: как учились раньше?

Я не удержалась и напомнила его бабушке, что в её поколении большинство детей шли в первый класс, не умея читать. А поколением ранее это было и вовсе нормой.

Задумайтесь: все великие советские учёные, инженеры, врачи и деятели искусства пошли в школу в 7-8 лет, часто не зная ни букв, ни цифр. И тем не менее, страна была полна высококвалифицированных специалистов. Как же так вышло, что они успели и полноценно побыть детьми, и затем блестяще освоить профессию?

Великий хирург Николай Амосов в своих мемуарах писал: «в детстве у меня было время думать, фантазировать и мечтать». Это ключевой момент, который сегодня упускают из виду.

Почему детям нужно «ничего не делать»?

У современных детей, загруженных под завязку, этого времени просто нет. Им некогда просто быть, мечтать, тихо рисовать или строить фантастические миры из подручных материалов. Для появления собственных идей, для творческого осмысления мира ребёнку необходимы паузы и возможность побыть наедине с собой.

Кроме того, детям критически важно успеть побыть детьми. Им нужно научиться играть, заводить друзей, ухаживать за питомцем, выстраивать отношения с окружающими и с самим собой. Этому не учат на специальных курсах, и слава богу.

Обратите внимание: Все мы родом из детства.

Всё, что нужно, — это дать ребёнку немного времени и свободы.

Традиционный взгляд vs современные реалии

В православной традиции ребёнок до 7 лет считался младенцем, с 7 до 14 — отроком, а после 14 — уже взрослым. Соответственно выстраивалось и отношение: до школы — время игр и минимальных требований, с 7 лет начиналось обучение ремеслу или наукам, а с 14 лет человек нёс полную ответственность за свои поступки.

Сегодня же всё перевёрнуто с ног на голову: развивающими занятиями пичкают чуть ли не с пелёнок, но при этом до совершеннолетия, а то и дольше, относятся как к несмышлёному ребёнку.

Результат предсказуем: мы получаем уставших, перегруженных детей, которые к подростковому возрасту начинают отчаянно бунтовать, демонстрируя полное отсутствие интереса ко всему и желание лишь одного — чтобы их наконец оставили в покое.

Развитие vs интерес: история Серафима

Безусловно, хорошо, когда у ребёнка есть одно или несколько увлечений, которые искренне его захватывают — будь то музыка, спорт или программирование. Но невозможно объять необъятное и стать мастером во всём, постоянно перескакивая с одного занятия на другое.

…Когда я спросила Серафима, какое из его многочисленных занятий ему нравится больше всего, он, не задумываясь, ответил: «Подготовка к школе». На уточняющий вопрос «почему?» мальчик объяснил, что там есть пятнадцатиминутная перемена, когда можно просто поиграть и пообщаться с другими детьми. А на вопрос о его самой заветной мечте этот умный малыш с грустными глазами признался: «Я мечтаю о лошадях. Очень хочу научиться ездить верхом и ухаживать за ними. Я уже читал о них книги. У меня всё с лошадками: и портфель, и пенал, и карандаши… Но мама говорит, что это совсем не нужно». Увы, мама «знает лучше». Китайский и шахматы — это престижно и развивает интеллект, а лошади — это, в её понимании, пустая трата времени. Странно, неужели в погоне за мнимым счастьем и успешностью ребёнка родители перестают замечать его истинные, горящие глаза?

Вопрос для размышления

Как вы считаете, раннее развитие — это благо или скрытый вред? Если развивать детей, то с какого возраста, в какой форме и как найти баланс между полезными навыками и счастливым, беззаботным детством?

#семья #воспитание детей #раннее развитие #проблемы воспитания #психология детей #психология родительства #обучение детей #кружки и секции #детство #история из жизни

Еще по теме здесь: Психология.

Источник: Ярмарка тщеславия. Родители хвастаются ранним развитием детей, лишая малышей детства.