Язык без слов: как воспитатели общаются с детьми молча

Наследие "совиного взгляда"

Когда в детстве я вела себя неподобающе, мама бросала на меня особый взгляд. Это был безошибочный сигнал — пора прекращать шалости и менять поведение. Годы спустя, в институте, я наткнулась на статью французского автора, который с теплотой вспоминал свою няню и её уникальный, пронизывающий взгляд, названный им «совиными глазами». Описание было настолько точным, что я сразу узнала в нём взгляд моей мамы.

Теперь и я часто пользуюсь этим приёмом. Я знаю, как выгляжу в этот момент — особенно с очками на носу, которые я снимаю, чтобы посмотреть поверх них. Это действует безотказно на моих озорных мальчишек. Тот, на кого пал этот взгляд, моментально попадает в так называемый «список». Раньше это могла быть любая бумажка с каракулями, а теперь его роль играет список дней рождений. Рядом лежит жёлтая прищепка, принесённая из дома. По группе ходят таинственные слухи, будто её цепляют на язык тем, кто слишком много болтает. Правда, никто этого никогда не видел, или, по крайней мере, не признался.

Магия невербального общения

Наш музыкальный руководитель может заставить детей петь громче или тише, просто делая вид, что крутит невидимую ручку громкости. Как они понимают, в какую сторону её «крутят», остаётся загадкой.

Если у меня возникает подозрение, что ребёнок говорит неправду (а такое, к сожалению, бывает), я просто пристально смотрю на него, не моргая, скрещиваю руки на груди и могу даже надуть верхнюю губу. Этот комплексный подход работает безотказно — вскоре следует вздох «Эх!» и чистосердечное признание.

Как создать тишину и успокоить

Когда в группе нужно установить тишину, один из самых действенных способов — сесть за детский столик и начать что-то увлечённо рисовать. Главное — никому не говорить, даже по секрету, что именно ты делаешь. Уже через пять минут практически все дети присоединяются, увлечённые творческим процессом. Ещё можно всем вместе «делать йогу на ковре», усевшись по-турецки в кружок.

Пока тепло, рисовать можно и на улице — это отличный способ переключить внимание и успокоить расшумевшуюся группу.

Иногда слова бывают лишними. Куда важнее просто молча держать за ручку ребёнка, которому страшно в первый день в саду, пока он ждёт маму. Или ободряюще кивнуть, когда он даёт долгий, неуверенный ответ. А как иначе успокоить тревогу, кроме как молча и незаметно прикрыть глаза в ответ на молящий взгляд «не рассказывай маме про драку»?

Воспитатели действительно говорят очень много, целый день напролёт. У многих от этого першит в горле и садится голос. Но значительная часть нашего общения происходит невербально — через взгляды, жесты, мимику и действия. И этот безмолвный диалог часто бывает куда ценнее и понятнее любых слов.

Любите своих детей!!!