Жизнь как компьютерная игра: философская гипотеза о природе реальности

Что если наша повседневная реальность — не более чем сложнейшая компьютерная симуляция? Эта идея выходит за рамки метафоры и предлагает взглянуть на мир как на буквально созданную кем-то или нами самими игру. Все наши переживания, цели и сама личность в таком случае могут быть частью грандиозного виртуального сценария.

Создание вселенной: проект высшего разума

Представьте существо или сознание, обладающее безграничными возможностями, превосходящими наше трёхмерное понимание. У него есть всё, и создавать новое можно простым намерением. В состоянии предельной скуки или творческого поиска оно затевает Великую Игру. Для этого требуется генерировать идеи, проектировать «компьютеры» реальности, налаживать энергоснабжение (законы физики), создавать «интернет» (поле информации), системы хранения данных (память вселенной), писать сюжеты, разрабатывать персонажей и графику, программировать правила. И наконец — запустить проект и привлечь «игроков».

Кто создаёт игру: один Творец или команда?

Возникает вопрос: откуда берутся «специалисты» — программисты, инженеры, художники этого мира? Есть два варианта. Первый: вы — не единственный высший разум, и можно пригласить коллег-создателей. Второй, более интригующий: вы единственный Творец, и тогда вы самостоятельно порождаете и воспитываете этих «специалистов», наделяя их свободой воли и лишь направляя развитие. Они растут, учатся, иногда ошибаются — но это часть процесса. Выращивание команды становится увлекательной игрой в себе.

Игроки и их роли: забывание как условие

Кто же становится игроками? Те же самые создатели, их «дети», «внуки», целые поколения разумных существ. Каждый выбирает себе аватар и задачу по вкусу и навыкам: сценарист лучше разбирается в сюжетах, программист — в алгоритмах. Но ключевое правило игры — «забывание» своей истинной природы. Даже создатели погружаются в симуляцию почти вслепую, рискуя «проиграть». Подростки, новые души, и вовсе начинают с чистого листа, не зная правил.

Цели игры: опыт, эволюция, карма

Какова цель? Прежде всего — сам процесс, удовольствие от игры. Но также — оттачивание навыков, сбор уникального опыта для будущих проектов или даже для «повышения» в иерархии творцов. Перед стартом игроки могут договариваться о совместных миссиях или даже конфликтах — например, чтобы прокачать «воинское мастерство». Выбирается персонаж, и начинается погружение.

Сначала ещё смутно помнится «реальный мир» — чашка кофе за компьютером, вечерние планы. Но игра захватывает, требует полной вовлечённости. Отвлечёшься — и вот ты уже повержен, приходится начинать уровень заново.

Кармические узлы: враги как союзники

Вот вы в бою, «уничтожаете» вражеского пилота, искренне ненавидя его. Забыв, что в «реале» это ваш сын или друг. «Поверженный» обижается, уходит с мыслью о мести — так завязывается кармический узел. В новой «сессии» он вернётся в другом облике, и при встрече произойдёт подсознательное узнавание через чувства. Пока вы не распознаете в нём союзника и не простите друг друга, битвы будут повторяться. Развязав узел через принятие, вы превращаетесь из врагов в команду. Поиск и распознавание таких кармических связей — одна из самых глубоких механик игры.

Программы и души: кто управляет персонажами?

А вот на пути возникает чудовище. Вы думаете, что за ним тоже стоит игрок, пытаетесь договориться. Но это оказывается просто NPC — запрограммированная сущность с одной задачей: уничтожить вас. Тут всё и проще, и сложнее: нужно научиться отличать живых игроков от алгоритмов, понять логику программ и пройти уровень. Это отражает важный аспект нашей жизни: не все «персонажи» обладают душой, то есть управляются высшим сознанием. Многие — бездушные сущности, часть декораций или системных процессов. Бывает и так, что душа теряется или «продаётся» в процессе игры — но это тема для отдельного глубокого исследования.

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Мы что, в компьютерной игре?!.