Учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности

Подпишись на нас:

Научная деятельность И. П. Павлова началась рано. В крайне неприспособленной, плохо оснащенной лаборатории терапевтической клиники Медико-хирургической академии, которую возглавлял М. П. Боткин, оставивший огромный след в деле развития медицинской науки. Именно он и стал первым учителем и руководителем И. П. Павлова на трудном и ответственном поприще самостоятельных научных исследований высшей нервной деятельности.

Свыше 60 лет отдал И. П. Павлов научно-исследовательской работе, и результаты ее огромны.

Путем длительных и упорных изысканий ему первому удалось осуществить то, над чем работали и к чему стремились лучшие умы многих столетий,— найти пути к объективному исследованию высшей нервной деятельности, при помощи которых изучены основные закономерности физиологических процессов, происходящих в коре больших полушарий головного мозга.

Открытие И. П. Павловым условных рефлексов дало возможность создать стройное и последовательное учение о высшей нервной деятельности, познать ее удивительные особенности, где безусловные рефлексы представлены как основа, над которой в течение индивидуальной жизни надстраиваются разнообразнейшие условные рефлексы, основной смысл и значение которых в понимании, налаживании и обеспечении взаимосвязей организма с окружающей средой.

Что касается условных рефлексов, то стало возможным расценивать их, как наиболее тонкое и совершенное приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней среды, дающее возможность улавливать малейшие изменения еще задолго до непосредственного с ними столкновения, что обеспечивает своевременность принятия мер для новой формы приспособления.

В этих же лабораториях установлено, что работа высшей нервной деятельности заключается в чередовании процессов возбуждения и торможения. Удалось установить, что именно центральная нервная система является главным «хозяином и распорядителем» всех видов деятельности внутренних органов и систем организма. Выделены отдельные типы высшей нервной деятельности не только экспериментальных животных, но и человека, в основу которых положены сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Путем длительных исследований, изысканий и наблюдений И. П. Павлову совместно со своими сотрудниками, учениками и последователями удалось прийти к положению о единстве процессов возбуждения и торможения.

Были изучены также причины возникновения механизма сна, которому с отдаленнейших времен справедливо придавали огромное значение в общем благополучии организма, так как именно сон предоставляет клеткам коры головного мозга покой, предохраняет их от возможного и опасного для них истощения.

Блестящие по четкости и красоте экспериментальные исследования явились неоспоримо объективным доказательством, что психическая деятельность, проявляющаяся в способности познавать окружающую действительность и вступать с ней во взаимосвязь, представляет собой не что иное, как функцию высоко организованной материи — головного мозга.

«Да, я рад, — писал И. П. Павлов, — что вместе с Иваном Михайловичем (Сеченовым) и полком моих дорогих сотрудников мы приобрели для могучей власти физиологического исследования вместо половинчатого весь нераздельно животный организм. И это—целиком наша русская неоспоримая заслуга в мировой науке, в общей человеческой мысли».

Дальнейшие результаты экспериментальных исследований позволили физиологически обосновать неразрывную связь мышления и языка.

И. П. Павлов писал о том, что разгадка деятельности нашего человеческого мозга является наиболее волнующей проблемой. К решению ее можно пойти разными путями.

Но все эти пути в своей сути должны основываться на строго объективном изучении деятельности даже тогда, когда речь идет о нашем собственном мозге.

Ученик И. П. Павлова академик К. М. Быков указывал, что никто сейчас уже не сомневается в том, что психические процессы являются по своей природе материальными. Концепция материалистического понимания единства соматических и психических процессов в организме имеет не только теоретико-познавательное значение, но и подводит базу под ежедневную практическую работу врача и биолога.

В. И. Ленин высоко ценил научные исследования И. П. Павлова. В 1920 году, в тяжелые годы гражданской войны, был издан специальный декрет о создании максимально благоприятных условий для бесперебойной работы в лабораториях И. П. Павлова.

Знаменательно, что председателем комиссии по осуществлению декрета, подписанного В. И. Лениным, был великий русский писатель А. М. Горький.

Крохотная, бедно оснащенная лаборатория, в которой начал свои исследования И. П. Павлов, так же как и времена, когда молодому исследователю нередко приходилось уводить к себе домой зябнувших от стужи экспериментальных животных, приобретаемых в основном за свои скромные средства, стали давно пройденным этапом...

В Ленинграде, где провел всю свою жизнь И. П. Павлов, в его распоряжении были прекрасно оборудованные лаборатории, оснащенные новейшей аппаратурой, сложнейшими приборами и безупречными вивариями для экспериментальных животных, к которым он всегда относился с большой теплотой и заботой, требуя того же и от Других.

Недаром у главного входа в научный городок, которому присвоено имя его выдающегося основателя,   стоит мраморный постамент с сидящей на нем собакой — символ должного и глубокого уважения к ней, как к скромному I! незаменимому помощнику в деле великих научных изысканий и открытий.

В последние годы своей научной деятельности II. П. Павлов особенное внимание уделял изучению патофизиологических механизмов психических заболеваний, н чем собственно и заключается одна из основных задач современной советской психиатрии, стремящейся к наиболее правильному пониманию сущности психической деятельности как в норме, так и в патологии.

Однако научные интересы И. П. Павлова, его сотрудников и последователей заключаются не только в изучении процессов, происходящих в коре головного мозга. Все они стремятся к тому, чтобы, своевременно выявляя болезненные нарушения, научиться изменять их в нужном для здоровья направлении. «Не натурально ли, видя отклонение от нормы и глубоко вникнув в их механизм, желать повернуть их к норме? Только это и есть последняя проба полноты вашего физиологического знания и размеров вашей власти над предметом», — писал И. П. Павлов.

Дальнейшая серия работ по изучению экспериментально вызываемых неврозов у животных и способов их излечения явилась наглядным подтверждением взлета его мысли.

Величайшей заслугой И. П. Павлова является и его учение о второй сигнальной системе, раскрывающей социальную сущность человека во всем его многообразном величии.

Десятки и сотни научных работников не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами продолжают развивать и претворять в жизнь научные идеи выдающегося основоположника учения о высшей нервной деятельности.

Ширится сеть научно-исследовательских институтов, лабораторий, специализированных кабинетов, где кропотливо, изо дня в день, ведется многообразная и сложная работа по дальнейшему изучению физиологических процессов, происходящих в коре головного мозга как в норме, так и при различного рода болезненных изменениях в психической деятельности.

Оснащаются сложнейшей аппаратурой, снабжаются новейшими лекарственными препаратами клиники, больницы, психоневрологические диспансеры, в которых широко претворяются в жизнь получаемые научные данные, способствующие быстрейшему восстановлению нарушенной психической деятельности.


Следующее: О ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИИ

Предыдущее: Специфические особенности центральной нервной системы

Интересное: Обручение
ПОДЕЛИСЬ!


Подпишись на нас, чтобы ничего не пропустить: