В конце 1980-х в СССР появились первые Барби.


Куклы времен молодого Советского Союза

В 1928 году в Москве закрылись Императорская фабрика кукол, фабрики Журавлева и Кочешкова, производившие детские игрушки. До 1930-х годов кукла в СССР считалась вредной игрушкой, развивающей у детей буржуазную мораль. Воспитатели в детских садах резко поставили игрушечных Тана и Катенека в угол, чтобы показать советским детям, что не следует следовать их примеру.

Наиболее прагматичные требования к детским игрушкам были сформулированы в постановлении Трудовой и Крестьянской инспекции от 26 августа 1933 года: «Советская детская игрушка, технически и внешне хорошо изготовленная, должна расширять кругозор ребенка, ясно отражать социалистическое строительство, технику, защиту СССР, и знакомить их с национальностями, повседневной жизнью в СССР, с революционной борьбой пролетариата».



В 1936 году в СССР вышла книга «Кукла Катина» — фоторассказ кукольного дня на текст известного детского поэта Александра Введенского. В этой книге кукла Таня просыпается, завтракает со своим игрушечным кроликом, кормит кроликов, убирает квартиру, управляет лодкой и пишет письма своим близким. Однако советские критики писали, что фарфоровый тазик игрушки и милые туфельки заставляли маленьких советских пионерочек восхищаться старомодным идеалом жизни благородных девиц, но так быть не должно:

Элегантная белорукая барышня в локонах, бантиках и кружевах, с напудренными губами — игрушка с ярко выраженным мелкобуржуазным уклоном. Советским детям не нужны такие книги и такие куклы!

Журнал «Советская игрушка» в 1936 году описал, какие игрушки нужны советским детям: «парашютисты», «представители народа», «краснофлотцы», «рабочие». Партия очень ценила куклу Машеньку, созданную в мастерской «Сатурн»: она была одета в пионерскую форму и могла отдавать честь поднятой рукой, показывая верность идеалам коммунизма.


Партия рекомендовала художникам не делать кукол с большими ртами и наивными глазами: новые куклы должны напоминать современных детей. Изменилось отношение страны к благополучной жизни: она больше не считается позорным пережитком прошлого, а игрушечные Катя и Оля в красивых платьях стали символизировать советское благополучие. В магазинах появились куклы в английских сарафанах, платьях, плиссированных юбках, чулках и шляпках (читайте также: Сказка и реальность: трагическая история любви Петруса и Екатерины Гонсалвус — настоящих Красавицы и Чудовища).

Кукольная индустрия в послевоенные годы

В послевоенный период советская игрушечная промышленность была частью развития плановой экономики, но не являлась приоритетной. Игрушки были очень низкого качества, поскольку изготавливались из опилок и дешевого картона, а костюмы изготавливались из остатков швейного производства. При этом куклы были довольно дорогими: цена одной куклы превышала 30 рублей, что сопоставимо с ценой предметов роскоши.

Кукла Карапуз

Покупка

Ситуация начинает меняться с появлением целлулоидных пупсов, ручки и ножки которых были на резинках, а сами были наполнены опилками.Почти одновременно с ними в СССР стали поставляться куклы из ГДР. С 1950 по 1980 год Аришек играл в Советском Союзе — АРИ от компании August Riedeler GmbH & Co. КГ.

Обратите внимание: Первые шаги к завоеванию сердца мужчины.

Они выглядели скорее смешно, чем красиво, но обладали нетрадиционной кукольной красотой, которую ценило советское правительство. Они были недорогими, легко доступными в магазинах, и играть в них было очень весело.


Еще все мечтали об огромной шагающей Нине московского завода «Кругозор», которую можно было бы нести рядом с собой на руках. У Нины были круглые голубые глаза, вьющиеся волосы и милое платье в горошек. Она не могла сидеть, но при каждом шаге поворачивала голову. С такой куклой каждая девочка чувствовала себя королевой двора.

Немецкие куклы отличались шелковистыми волосами, необыкновенной красотой лица, закрытыми глазами с красивыми ресницами, а на руках и ногах выделялся каждый пальчик. Они были очень хорошо одеты: советские девушки любили менять платья, белые носки и туфли (читайте также: Кукольный гардероб: самые модные наряды Марго Робби в стиле Барби, которые вы обязательно повторите).


В «Эпоху Тена» начали выпускать красивых кукол с интересными стрижками или двумя хвостами, модно одетых в короткие платья-трапеции. Им были свойственны перевернутые ладони, длинные ноги, большие глаза, маленькие носы и пухлые губы (читайте также: Барбикор: что это такое и как повторить главный тренд этого года, от которого все без ума).


Их выпускали на заводе «Красный Боевик» в городе Котовске, выпускавшем порох, а попутно и куклы-неваляшки. Дело в том, что целлулоид и порох производятся из одного и того же сырья, поэтому два производства были объединены под одной крышей. В этот же период появилась серия вырезов «Одень куклу», включавшая формы с купальными костюмами и одеждой с «ручками», свисающими над плечами. Одежда для кроя печаталась в детском журнале «Мурзилка» и в женской «Работнице».

В конце 1980-х годов в СССР появились первые Барби. Поначалу их воспринимали как элемент роскоши: они были дорогими и обозначали принадлежность к определенному социальному статусу. Теперь Барби стала частью нашей жизни, как и сотни аналогов, наводнивших рынок. Несомненно, советские куклы не были такими идеальными, как европейские и американские: у них не было домов, машин и сменной одежды. А ведь они были любимыми игрушками наших мам и бабушек, а потому вызывают приятное чувство ностальгии.

Фото: Getty Images, Shutterstock

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: В конце 1980-х в СССР появились первые Барби..