Оговорки практически неизбежны. На каждые 1000 слов, которые мы произносим, мы делаем одну или две ошибки. Учитывая, что средняя скорость речи составляет 150 слов в минуту, оплошность неизбежна примерно раз в семь минут непрерывного разговора. Большинство из нас совершают от 7 до 22 оплошностей каждый день. Этот вопрос мы исследуем вместе с психологом Ольгой Романив.
Зигмунд Фрейд, тесно связанный с такими упущениями, в своей книге 1901 года «Психопатология повседневной жизни» назвал их Fehlleistungen (ошибки). Он считал их заслуживающими внимания, поскольку они раскрывают бессознательные мысли, убеждения, желания и мотивации. «Большую часть времени я ощущаю тревожащее влияние чего-то иного, чем предполагаемая речь», — пишет он. «Факторами тревоги являются отдельные неосознанные мысли, возникающие в результате определенных ошибок».
Оговорка Фрейда используется для объяснения какого-то странного и запутанного поведения. Фрейд уточнил анализ ошибок в психопатологии. Спустя более века после того, как они были впервые обнаружены, и спустя долгое время после того, как идеи Фрейда, особенно о повсеместном распространении сексуального влечения, были опровергнуты, оплошности Фрейда все еще обладают невероятной силой пугать публику. Эта теория угрожает раскрыть страсти, мотивации и проблемы, которые лежат глубоко под поверхностью и о существовании которых мы даже не подозреваем. Если Фрейд был прав, каждый из нас несет в себе бомбу, которая вот-вот взорвется.
Хорошим примером того, какими могут быть оговорки, является выступление президента США Дональда Трампа.
Обратите внимание: Искусство жизни в соответствии со своими истинными желаниями.
Руководитель аппарата Белого дома неоднократно допускал оплошности, которые большинство экспертов правильно интерпретировали как подсознательное желание выразить позицию президента по тому или иному вопросу (Статья по теме: Президентские оплошности: 5 самых громких конфузов Дональда Трампа).Но даже современник Фрейда, филолог Рудольф Мерингер, нашел гораздо менее тонкое объяснение этой оплошности. По его мнению, это всего лишь «банановая кожура» в предложении, случайная подмена языковых единиц. Для Мерингера, опубликовавшего две книги о словесных оплошностях, ошибка — это просто ошибка, а банан — это просто банан. Мы все боимся, что нас выдадут даже самые невинные слова, но сегодняшняя наука поддерживает точку зрения Меллинджера на наши ошибки.
Недавние исследования были сосредоточены в первую очередь на производстве речи, то есть на том, как мозг переводит мысли в слова. Ученый-когнитивист Гэри Делл, профессор лингвистики и психологии в Университете Иллинойса, утверждает, что оплошности на самом деле раскрывают способность человека использовать язык и его компоненты. Это совершенно нормальное поведение.
По его мнению, понятия, слова и звуки связаны между собой в трех сетях мозга (семантике, лексикологии и фонологии), а речь является результатом их взаимодействия. Но иногда действующие сети спотыкаются друг о друга в результате процесса, который он называет «пропагандистской активацией». Результат – бронь. И, по его мнению, это хорошо. Склонная к ошибкам система производства языка является свидетельством гибкости языка и огромной ловкости человеческого разума, а также, как считал Зигмунд Фрейд, наших скрытых мыслей и желаний.
Кроме того, некоторые исследователи полагают, что речевые ошибки могут быть связаны со сторонними процессами в организме. Например, когда вы нервничаете или устали, ваш мозг неосознанно отключает функцию проверки орфографии, путая буквы и даже слова. К числу таких состояний исследователи относят состояния алкогольной интоксикации. Как мы все знаем, люди более склонны к оговоркам под воздействием алкоголя.
Фото: Гетти Изображения
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Многие слышали в ответ на собственные ошибочные изречения: «оговорочка по Фрейду!», и даже те, кто не увлекается психологией, понимают, о чем идет речь..
- Почему современные дети так рано взрослеют и надо ли из-за этого бить тревогу? Светлана Кольчик провела собственное расследование (и немного успокоилась).
- Почему мы так тяжело переживаем длительное ожидание ответа собеседника в интернете? Как правильно вести себя в подобных ситуациях? Разбираемся вместе с психоаналитиком.