Очень сложно объяснить малышу, как правильно относиться к детям во дворе, которые дразнятся, к учителям в школе, которые могут обозвать «тупицей», к родственникам, которые без причины отругают. Не менее сложно сформировать правильное отношение к таким «несправедливостям» и у взрослого ребенка. Сложно, но реально. И здесь главное – умение ребенка посмотреть на трудную ситуацию по-другому.
Благодарим своих учителей.
Поясните ребенку, что если кто-то сделал что-то плохое или сказал обидное в его адрес, то этот человек своеобразный учитель, который дал урок, после которого малыш узнал, что и такие люди есть. А значит, ребенок стал сильнее. Поэтому пусть скажет этому человеку «спасибо» и не держит зла на него.
Прощаем и отпускаем.
Суть этой методики, так же в том, чтобы не дать проблеме осесть в подсознании ребенка, трансформировавшись со временем в комплекс, страх или болезнь. Больше подходит для более сознательных подростков. Пусть ребенок вспомнит мельчайшие подробности неприятной ситуации и свои чувства в тот момент. А потом пусть скажет про себя: «Прости! Прощаю! Отпускаю!» - прости, что сердился на тебя, прощаю за твое поведение, отпускаю все негативные мысли о тебе. Эти три слова нужно осознанно повторять до тех пор, пока тяжелый груз отрицательных эмоций не упадет с души.
Создаем приятную ассоциативную привязку.
Этот метод работает по принципу опыта «Собака Павлова». Получая какое-либо радостное известие, подарок, хорошую отметку в школе, или становясь свидетелем чего-либо хорошего, испытывая при этом радость, счастье, легкость, нужно про себя говорить, например: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж». Прочно привязав этот звук к положительным эмоциям, пусть ребенок произнесет его мысленно вновь, но уже в неприятной ситуации, которая чрезвычайно сильно задела его. Удивительно, но ему стало легче! Главное, чтобы привязка была устойчивая, крепкая и базировалась на сильных положительных эмоциях.
Играем в трудности.
Пожалуй, один из самых действенных и простых методов. Объясните ребенку, что «школа», «двор», «дом» - это игры, в которые человек играет. Таково устройство мира. Поэтому ссоры, драки, обидные слова и действия – это всего лишь часть игры, методы «плохих» героев, а у «хороших» есть свои способы игры, которыми они, как правило, побеждают.
Как видите, наше подсознание достаточно легко обмануть, зная, как оно работает. Поэтому не бойтесь экспериментировать, используйте различные методы, чтобы не позволять трудностям управлять жизнью вашего ребенка.