159. Прошло 40лет, как ушла моя Тетушка. а душа по-прежнему болит

Фотографии из собственного архива

Тетушка в молодости была душой во всех компаниях, куда ее считали за честь пригласить многие знакомые и родственники, - она была начальником почты, что по тем временам считалось очень высоким статусом. Любила попеть и классно выплясывала дроби, забравшись на табуретку. А еще у нее был патефон и грампластинки Апрелевского завода, что было признаком богатства и культуры.

В эту ночь, ровно 40 лет назад, во сне остановилось изношенное сердце моей любимой Тетушки, той самой Крестной, которая, на пару с акушеркой, выдавила меня полотенцем из чрева моей матери, поскольку роды уже критически затянулись, и надо было спасать обессиленную роженицу и ребенка.

Схватив выпавшего головастика на руки, зарыдала над ним, назвав его именем старшей сестры, первенца бестолковой снохи, увидев их полное сходство. Та племянница была ее любимицей, родилась в один год с ее сыном, но умерла в 7 месяцев, за 7лет до моего появления.
Тетушка Свет-Валентина Ивановна. Теперь я уже на 5лет ее старше.

Вот так судьба свела меня с самым близким и родным человеком, которому на роду было писано стать спасительницей и пастырем всех своих племянников. И моей самой любимой и умной наставницей на протяжении всей ее жизни.

А потом она передаст эту эстафетную палочку мне, назначив наблюдателем и летописцем Рода, и "всехней Тетушкой" своих племянников, каковой она была для нас, детей старшего и младшего брата. получается, что мы с тетушкой обе - средние по рангу в своей семье, которым предстояло стать стержнем своего Рода на разных этапах.

И это мой любимый отцовский род. Двоюродные сестры моего отца. Я, конечно же, на ручках у бабки Поли, матери отца, тетушка в черном стоит над нами. Мать стоит 3-я справа, а моя старшая сестра сидит в беленьком платьице.Справа от нее - тетушкин сын, Володя.

Сидит старший брат тетушки, в сарафане, слева от него. - его жена, которой не станет, когда мне будет чуть поболе года.

И тогда на руки тетушки упадет весь его выводок - моя двоюродная сестра Аллочка(сидит рядом с моей старшей сестрой), ее брат Толик(первый слева в нижнем ряду) и их старшая сестра Людмила(стоит между с тетушкой и своим будущим мужем).

Его жена внезапно умрет от подпольного аборта, и дядя женится на ссыльно-поселенке, литовке, которую не признают его дети. Так они на пару и проживут, и дядя сопьется окончательно и скончается на 69-м году.

Мой отец, имея "охоту к перемене мест", в это время уехал в поисках счастья в Киргизию, откуда писал маме восторженные письма о благодатной южной земле, мечтая перевезти семью к себе.

Да только мама категорически отказалась от переезда. И через год пришлось нашему путешественнику вернуться восвояси не солоно хлебавши.

Позднее он все-таки перевезет нас в Сталинск(ныне Новокузнецк), откуда они вернутся, когда у мамы начнет выпадать волос и от ее кос останутся жалкие огрызки. Загазованность была такой в этом стрёмном городишке, что мамино сердце навсегда будет работать с перебоями.

И когда родители надумают таки вернуться назад, в Соколово, меня заберут к себе приехавшие вместе бабушки, у которых я должна буду ждать своих, пока закончится учебный год у старшей сестры.

Младшей исполнится в тот год 3 года.- Боже! Как летит время! Через месяц ей стукнет 65! И она уже тоже старше тетушки на 2 года!

Тот период я буду вспоминать с ужасом лет до 12, искренне считая, что осталась сиротой и жила без родителей вечность, ночевала то у тетушки, то у маминых родителей. - Вот и докУмент о моем горьком сиротстве:

Вовкин экскаватор, которым я картошку выкапывала, его же настоящие кожаные сапоги. И я, сирота казанская, рядом с бабкой Полей. Так вот мы и жили...

Первые рассказы о Боге, чтение Библии на старославянском, предания старины глубокой о нашей Родословной, жесткие суждения о жизни и войне,- все это у меня в памяти осталось от нее.

И когда у меня возникали конфликты с родителями или в школе, за советом я шла к ней. И получала объяснения и поддержку. А как она гордилась моими успехами и достижениями!

Как прикалывалась, когда хвалила меня в детстве: " Умная и красивая-вся в Венку!"

Позднее, особенно когда я поступила в универ: "Умная и красивая- вся в меня".

И это ее признание моих заслуг мне почему-то было особенно приятно.

А еще она всю жизнь держала при себе свою мать, ухаживая за ней до последнего. Мои родители лишь изредка брали бабку Полю к себе, но она быстро от них сбегала, находя тысячу причин, чтобы вернуться домой.

Там не было воды, канализации, и отопление было печное, но она всегда непременно заставляла увезти ее к тетушке, потому что "Валька без меня пропадет! Ничегошеньки не умеет без меня сделать!"

Бабке Поле шел 92-ой год, когда она ушла от отека легких.

Но так до конца она и была эгоцентристкой, фактически придавив ее своими требованиями внимания к ней. Когда тетушка овдовела в 33 года и у нее на руках остался 5-летний сын, бабка сделала все, чтобы тетушка больше никогда не вышла замуж.

В 46-м году, когда ей было 55 лет, а тетушка только родила Вовку, и у нее тяжело болел муж, вернувшийся с войны с тяжелыми ранениями, она стала имитировать болезни, требуя к себе внимания. И ей было глубоко наплевать на то, как себя чувствовала тетушка.

Бабка была верующей и всегда прикрывалась Богом, угрожая тетушке всевозможными карами за то, что она бросает мать без присмотра. Любила поспать и вкусно поесть и ни одного дня не работала, изображая немощь.

Я до сих пор не понимаю, почему никто из братьев не помог тетушке поставить бабку на место. Провалялась она почти 40 лет, почти не выходя из дома. В конце концов произошла естественная атрофия и она действительно уже не могла подняться с постели без посторонней помощи.

Но зато была блюстительницей чужой нравственности, бесцеремонно лезла в семейные дела своих детей, почему-то желая их развести. И только я, когда подросла, могла ее окоротить и заступиться за тетушку и бабкиных снох.

Но при этом она часто собирала у себя сельских бабок на различные праздники и вела все молебны в этой маленькой группе, считаясь самой грамотной, поскольку когда-то закончила 4 класса церковно-приходской школы.

И при всем при том бабка до конца была в здравом уме и доброй памяти. И когда к тетушке приезжали гости - тогда еще многочисленные двоюродные сестры их древнего клана, бабка могла и стопочку-другую крепкой настойки выпить, и песни с ними попеть, благо родова моя очень музыкальная и грамотная.

Тетушка здесь крайняя справа в первом ряду. С гостями из Бийска и Барнаула. Посредине- тетя-инженер, которая строила Оперный театр в Новосибирске.Слева от ее - наша тетка-гитарист и хранитель архива рода, стоит справа- тетя из Барнаула, учительница начальных классов, посредине - тетя бухгалтер. Ту, что слева- не знаю, к сожалению. Но тоже из нашего рода-племени.

Тетушка действительно не прожила и года после смерти бабки Поли. Как сказала моя подруга детства, которая была у нас участковым терапевтом на три села:"У вашей тетушки сердце было изношенным до дыр. Непонятно, как она вообще жила с таким сердцем!"

Меня до сих пор не покидает чувство вины перед ней, потому что после окончания универа я стала работать в Соколово освобожденным секретарем Комитета Комсомола нашего совхоза и тетушка рассчитывала дожить со мной до глубокой старости.

Но в январе приехала маман с Кавказа, оформлять пенсию по возрасту, и категорически потребовала уволиться, потому что отец там получил квартиру и сюда возвращаться никто не собирается.

А мне одной здесь делать нечего. Ибо маменька за меня беспокоится. И вообще- я тут не смогу жить без ее руководства. Парадокс, но даже в этом мы с тетушкой оказались в одной программе созависимости от самодурства собственных матерей. Мы с тетушкой рыдали, маман торжествовала! Все свершилось так, как она хотела.

Тетушка нашла в себе силы меня отпустить, решив, что так будет для меня лучше. Она еще писала нам письма на Кавказ.

И когда мне позвонили и сообщили о ее смерти, первыми вылетели в Новосибирск родители, на следующий день, написав заявление директору, вместе с семьей Толика, того самого двоюродного брата, которого она растила, я полетела домой.

Все это было грустно и очень больно. Вовка, ее сын, прилетел из Молдавии, где он жил с семьей , уже после похорон.

И с того дня я поняла одно: рассчитывать на тех, кому ты отдал свою любовь и кого ты поддерживал, - не стоит. Рассчитывай только на себя.

И принимай решения о собственной судьбе только сам. Родители и прочие родственники не могут за тебя жить и думать. Ибо все вернется на круги своя.

Прости меня , тетушка! Спасибо тебе за то, что ты была в моей судьбе!Царствие тебе небесное и вечная память!

_______________________________________________________

Мой канал -Эффект Бабочки.

Подписывайтесь!

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: 159. Прошло 40лет, как ушла моя Тетушка. а душа по-прежнему болит.