Знаете, во взаимоотношениях с подчинёнными случаются такие ошибки, которые на первый взгляд кажутся мелкими, но для определенных бизнесов они могут иметь очень болезненные последствия. Об одной из таких очень распространенных ошибок мы здесь и поговорим.
Представьте себе, что у вас есть бизнес и команда, которая его делает. Но ваш бизнес нетипичен, он строится на сочетании несочетаемого. И для таких вывертов нужно обладать очень нестандартным мышлением, которым в вашем бизнесе обладаете именно вы. Как правило, такие бизнесы связаны с созданием комплексных, инфраструктурных продуктов. Ваш успех базируется на том, что вы берете несколько рыночных факторов, комбинируете их и в итоге создаете продукт, абсолютно новый для рынка.
Для создания таких продуктов нужно иметь особую междисциплинарную область, например, финансы и право, производство и медиа, еще какие-то несочетаемые вещи, которые и становятся основой создания нового бизнеса...
Итак, именно вы являетесь основным движком этого бизнеса с точки зрения создания и развития продукта. И к вам, естественно, попадают люди, которые не владеют уникальными компетенциями, необходимыми для развития этого бизнеса. Вам придется много вкладываться, чтобы привести традиционную для рынка компетенцию сотрудника в соответствие с нужным вам уровнем и спецификой.
Как правило, у пришедших с рынка труда людей отсутствуют креативность, личностные качества, которые бы позволяли понимать и развивать ваш продукт, создавать нечто новое, то есть у них не хватает воображения и дерзости для создания и воплощения сочетания несочетаемого. Именно поэтому вам приходится постоянно лично вкладываться в развитие собственных сотрудников.
Вы лично обучаете сотрудников всеми доступными способами. Иногда вы понимаете, что перегибаете палку, людям достаточно тяжело, и тогда вы начинаете их поддерживать. Например, вы устраиваете корпоративные вечеринки, общаетесь с ними в неформальной обстановке, переходите на «ты», позволяете вас троллить. Фактически вы опускаетесь на горизонтальный уровень коммуникации с ними.
Получается так, что вы иногда мучаете сотрудников, а иногда общаетесь с ними по-дружески, без дистанции и барьеров. Однако это не мешает вам лишать их зарплаты или вводить штрафы.
Такой механизм достаточно опасен. У власти всегда должна быть какая-то дистанция, сакральность. В этом случае сотрудник будет воспринимать вас не как друга, а как начальника, указания которого нужно выполнять. Если этого не делать, у сотрудников будет случаться фрустрация. Как только вы спускаетесь на горизонтальный уровень общения с ними, они начинают воспринимать вас как друга, товарища. В этом случае боль, которую вы ему причиняете как начальник, усиливается, потому что приходит эта боль от друга.
Переживая эту ситуацию, человек начинает десакрализировать вас.
Обратите внимание: Визуализация - как её правильно применять?.
У него появляется двойственность между фрустрирующим начальником и поддерживающим другом. Он связывает это в сознании, переставая воспринимать вас как начальника. Он видит вас, как живого человека со своими индивидуальными компетенциями и заскоками.И здесь у сотрудника появляется интересная мысль: раз он (то есть вы) с такими компетенциями и качествами смог создать такой бизнес, то почему то же самое не могу сделать я? К слову. Десакрализация имеет и другие последствия. Например, саботирование ваших решений, попытки анализировать их, что приводит к задержке их реализации. Таких последствий достаточно много, и все они связаны с тем, что сотрудник воспринимает вас как человека, а не как сакральную власть.
Если вы попали в ловушку десакрализации у вас есть 2 варианта развития событий.
Первый. Как только человек перестает вас десакрализировать вам будет необходимо начинать взаимодействовать с ним как с партнером, как с равным. Если раньше вы просто нанимали его, платили за выполнение конкретных заданий, он воспринимал вас как источник этих заданий, контролёра и плательщика зарплаты, то теперь он начинает воспринимать вас более целостно, адекватно, перестает от вас зависеть в прямом смысле слова, в том числе эмоционально. Это значит, что вы должны перезаключить контракт: предложить ему что-то, что будет ему более понятно и выгодно на горизонтальном уровне взаимодействия. Речь о партнерстве, самостоятельном проекте и так далее. Правда в этом случае, помимо десакрализации у вашего сотрудника должно быть что-то еще. Тогда вы сможете двигаться дальше.
Второй вариант развития событий может привести к негативным последствиям. Вы можете не учитывать всего вышесказанного, продолжать вести себя, как ни в чем не бывало. Или попытаться откатить ситуацию назад: установить с ним дистанцию и придерживаться строго деловых отношений. Но тогда сотрудник перестает воспринимать вас как человека с недоступными смертным компетенциями, он будет связывать между собой вашу человечность и ваш успех и будет приходить к выводу, что, раз такой же обычный человек как вы может делать такие вещи, то, наверняка и он сам сможет делать такие же крутые штуки, как вы. В этом случае он замутит свой бизнес, чаще всего скопировав ваш, потому что он у вас уже чему-то научился и думает, что проще замутить то, что он уже умеет, то, что доказало свою успешность на рынке, чем начинать что-то неведомое.
К такому копированию вашего бизнеса можно относиться легко. Скорее всего, вы уже продвинетесь дальше вперед, пока он будет воспроизводить уже прошедшую стадию развития вашего бизнеса. Но вы потеряете подготовленного сотрудника, а это печалит.
Поэтому, прежде чем начать выходить преимущественно на горизонтальный уровень отношений с сотрудником, подумаете, готовы ли вы к последствиям этого шага.
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Десакрализация власти - путь к выращиванию конкурентов из сотрудников.