Методика обследования речевой деятельности школьников: импрессивная и экспрессивная речь

Диагностика речевого развития школьника предполагает комплексную оценку двух ключевых аспектов: понимания обращенной речи (импрессивная речь) и собственного говорения (экспрессивная речь). Давайте подробно рассмотрим, как проводится такое обследование.

Изучение импрессивной речи (понимания)

Обследование способности понимать речь включает несколько направлений, каждое из которых раскрывает разные уровни языкового восприятия.

А. Фонематический слух

Проверка умения различать звуки речи состоит из трех основных заданий:

1) Опознание изолированного звука: ребенку предлагают отреагировать (например, поднять руку), услышав заданный звук в ряду других. Задания варьируются по сложности: от звуков, сильно отличающихся друг от друга (например, «ш» среди «б, к, т, р»), до близких по звучанию («ш» среди «с, ж, з»). Аналогично проверяется различение звуков в слогах («ба, ша, ха»).

2) Опознание звука в слове: задача усложняется — нужно определить, есть ли заданный звук в произносимых словах, также с разной степенью фонетического контраста.

3) Определение позиции звука: ребенок должен понять, где в слове находится звук — в начале, середине или конце.

Б. Понимание слов

Здесь оценивается словарный запас и точность восприятия лексики. Ребенку предлагают показать или объяснить значение слов: часто употребляемых в быту, редких, собирательных (например, «посуда», «мебель»), а также синонимов (слов, близких по смыслу).

В. Понимание предложений и грамматических конструкций

Этот блок проверяет, насколько ребенок владеет грамматикой языка. Задания включают:

— Выполнение простых команд.
— Понимание логико-грамматических конструкций: флективных («Покажи карандашом тетрадь»), сравнительных, предложных («Нарисуй крест под кружком»).
— Понимание конструкций со страдательным залогом (например, «Колю ударил Петя. Кто драчун?»).

Г. Понимание интонации и грамматических категорий

Отдельно оценивается способность улавливать эмоциональную окраску предложения (вопрос, восклицание, утверждение). Также проверяется понимание грамматических категорий (род, число, падеж), часто с помощью вопросов по картинке.

Д. Понимание контекстной речи и текстов

Это высший уровень понимания. Ребенку предлагают прослушать текст и подобрать к нему соответствующие картинки, объяснить переносный смысл пословиц или метафор. При анализе обращают внимание на способность дифференцировать близкие звуки, понимать значения слов и фраз, а также удерживать в памяти содержание развернутых высказываний.

Обратите внимание: Новая жизнь с понедельника?.

Изучение экспрессивной речи (говорения)

Обследование собственной речи ребенка фокусируется на ее звуковой, лексической и грамматической сторонах.

А. Звукопроизношение

Проверяется чистота речи. Ребенка просят повторить изолированные звуки, слоги, фразы, назвать предметы по картинкам. Специалист отмечает возможные дефекты: пропуски, замены или искаженное произношение звуков.

Б. Активный словарный запас

Оценивается богатство и разнообразие используемой лексики. Для этого применяются задания на называние предметов (в том числе сходных), подбор синонимов и антонимов, завершение фраз, а также выявление в речи глаголов, прилагательных и наречий.

В. Грамматический строй речи

Анализируется умение правильно строить предложения и связные высказывания. Ребенку предлагают: составить предложение по картинке или опорным словам, проанализировать готовое предложение, составить рассказ по серии картинок, пересказать услышанный текст.

При оценке экспрессивной речи внимание уделяется не только правильности, но и качеству речевого потока: темпу, плавности, эмоциональной выразительности (мелодике), наличию запинок, напряжений или трудностей с началом слова. Также отмечаются особенности артикуляции и плавность перехода от одного звука к другому.

Консультация психолога через скайп

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Особенности речевой деятельности школьника.