При обследовании выясняется состояние импрессивной (понимание обращенной речи) и экспрессивной речи.
1. Изучение импрессивной речи.
А. Обследование фонематического слуха включает три вида заданий:
1)опознание изолированного звука в ряду других звуков и слогов (например, поднять руку на звук «ш» в ряду звуков с максимальной контрастностью: б, к, ш, т, р, ш, г, ш, д; со слабой контрастностью для «ш»: п, ш, х, ф, ш, к, т, ш; ба, ша, ха, фа…; с минимальной контрастностью для «ш»: с, ш, ж, з, ш, х, ж, ш, са, ша, жа, за, ша, ща…);
2)опознание звука в слове (задания составляются аналогично — с максимальной, слабой и минимальной контрастностью);
3)опознание позиции звука в слове — в начале, в середине, в конце слова.
Б. Обследование понимания слов: часто встречающихся в разговорной речи, редко встречающихся в разговорной речи, имеющих собирательное значение, близких по значению.
В. Обследование понимания предложений: а) понимание команд, б) понимание логико-грамматических конструкций — флективных («Покажи карандашом тетрадь»), сравнительных, предложных («Нарисуй крест под кружком, круг — под крестом»), выражений со страдательным залогом («Колю ударил Петя. Кто драчун?»).
Г. Обследование понимания интонационного характера предложений.
Д. Обследование понимания грамматических категорий (род, число, падеж) обычно осуществляется при помощи вопросов по картинке.
Е.
Обратите внимание: Новая жизнь с понедельника?.
Обследование понимания контекстной речи (восприятие текстов) происходит при помощи таких заданий, как подбор картин, соответствующих читаемому тексту; понимание переносного смысла текста, пословиц, метафор. При анализе и оценке особенностей импрессивной речи обращается внимание, главным образом, на адекватное восприятие звуков речи, диф-ференцировку близких по звучанию гласных и согласных, их комплексов, оппозиционных фонем, понимание значений слов и коротких фраз, способность удержать в памяти относительно длинное предложение.1. Обследование экспрессивной речи обычно включает в себя следую-
щие моменты.
А. Обследование звукопроизношения (пропуск, замена, искаженное произношение звуков) включает следующие задания: повторить изолированные звуки, произнести звуки в слогах; произнести отдельные фразы, назвать предметные картинки.
Б. Обследование активного словаря происходит при помощи целого ряда заданий такого типа, как называние предметных картинок, сходных предметов, заканчивание фразы, подбор слов-синонимов к данным словам, подбор слов-антонимов к данным словам, выявление глаголов, прилагательных, наречий.
В. Обследование грамматического строя речи включает выяснение осо-гбенностей грамматических связей слов и состава предложений. Для этого предлагаются задания типа: составить предложение по сюжетной картинке и по вопросам; составить предложение по опорным словам; проанализировать предложение; составить рассказ по сюжетной картинке; пересказать прослушанный рассказ (см. материал к методике «Воспроизведение рассказов»).
При анализе выполнения заданий, направленных на оценку экспрессивной речи, учитываются такие важные элементы, как темп речи, ее мелодические характеристики (эмоциональная выразительность), плавность речи, наличие напряжений, запинаний, затруднений приступа к слову, артикуляторные искажения и поиски артикуляций, способность плавного перехода от одной артикулемы на другую.
Консультация психолога через скайп
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Особенности речевой деятельности школьника.