Александра Давид-Неэль: женщина, открывшая Западу тайны Тибета

В 1982 году в небольшом французском городке Динь-ле-Бен произошло неординарное событие: его посетил духовный лидер буддистов далай-лама XIV. Для местных жителей это стало полной неожиданностью. Ещё большим откровением для них стало то, что столь высокий гость прибыл почтить память женщины, которую при жизни многие считали чудаковатой эксцентричкой. Далай-лама назвал её «первым человеком, который представил Западу настоящий Тибет». Этой женщиной была путешественница, тибетолог и первая европейка, удостоенная звания ламы, – Александра Давид-Неэль.

Неукротимый дух искательницы

Луиз Эжени Александрия Мари Давид родилась 24 октября 1868 года в Сен-Манде. Несмотря на строгое католическое воспитание, её с юных лет манила жажда странствий и познания. Впервые она сбежала из дома в 17 лет, и хотя её возвращали, это не могло погасить внутренний огонь. В своих скитаниях она находила единомышленников – таких же свободолюбивых людей, отвергавших скучные рамки обывательской жизни.

Поддавшись воле родителей, в 1886 году Александра поступила в Королевскую консерваторию в Брюсселе, где блестяще проявила себя в вокале. Однако её интересы простирались далеко за пределы музыки. В Лондоне она глубоко увлеклась масонством, достигнув высоких степеней посвящения, а позднее, познакомившись с Еленой Блаватской, погрузилась в мир теософии и эзотерики.

Вернувшись во Францию и став певицей в театре Opera Comique, она параллельно изучала санскрит и историю Востока в Сорбонне. В этот период её также захватили идеи радикального анархизма и феминизма. Получив наследство в 1891 году, она впервые отправилась в Индию, где начала изучать йогу и буддизм, но через год была вынуждена вернуться из-за нехватки средств.

В начале XX века её жизнь, казалось, обрела стабильность: работа в Тунисском оперном театре и замужество с инженером Филиппом Неэлем. Однако душа Александры по-прежнему рвалась на Восток. В 1911 году муж, смирившись с её страстью, согласился оплатить поездку в Индию. Александра обещала вернуться к Рождеству, но её путешествие растянулось на целых 14 лет.

Долгий путь к «Крыше мира»

Сначала она отправилась в Пондичерри, затем жила в Калькутте, где прославилась своим бесстрашием, продемонстрировав «постель из гвоздей» изумлённым факирам. Увлечённая идеями Блаватской, она решила достичь Тибета. В 1912 году она поселилась в гималайском штате Сикким, где произошла её судьбоносная встреча с далай-ламой XIII, находившимся там в изгнании. Поражённый глубиной её познаний в буддизме, он дал ей аудиенцию – первую, предоставленную европейской женщине, – и посоветовал изучить тибетский язык.

В Сиккиме Александра провела несколько лет, живя отшельницей в пещере, посещая монастыри и постигая духовные практики. Там же она встретила молодого ламу Йогдена, которого позже усыновила. Вместе они были вынуждены покинуть Индию после конфликта с властями и через Японию и Корею отправились в своё самое дерзкое путешествие – в запретную для иностранцев священную столицу Тибета, Лхасу.

Переодевшись нищенкой-паломницей, а её спутник – слугой, они три года пробирались через горы и степи, преодолевая около 8000 миль. Их путь был полон опасностей: бандиты, дикие звери, постоянные стычки с китайскими солдатами и местной полицией. Наконец, в феврале 1924 года они достигли Лхасы, где провели два месяца, изучая город и его монастыри, прежде чем снова бежать.

Исследовательница чудес и духовных практик

Как отмечал профессор д'Арсонваль, Александра Давид-Неэль стала для Европы окном в мир тибетских чудес. Годы, проведённые в общении с аскетами, ламами и шаманами древней религии бон, сделали её подлинным экспертом в магических обрядах и медитативных техниках.

Владея множеством тибетских наречий, она на равных общалась с мистиками и некромантами, а её железная воля позволяла быть свидетельницей обрядов, леденящих кровь. Она медитировала рядом с расчленёнными телами, предназначенными для «небесных похорон», бесстрашно забирала проклятые ритуальные кинжалы и выслушивала шокирующие рассказы колдунов.

Многие практики она испытала на себе, в том числе материализацию мыслеформ (тулку), от которой потом с трудом избавлялась. В своих книгах она с научной беспристрастностью описывала феномены вроде тумо (контроль температуры тела), лунг-гом (сверхъестественная выносливость), левитацию и телепатию. Она была убеждена, что корень всех «чудес» – в духовном совершенствовании и раскрытии внутренних резервов человека, оставаясь при этом рациональной последовательницей европейской научной мысли.

«Гималаи для лилипутов» и вечное наследие

Вернувшись во Францию, Александра обосновалась в Динь-ле-Бене. Окружающие Предальпы она с любовью называла «Гималаями для лилипутов», говоря, что они смягчают её ностальгию по Тибету. Здесь она построила дом «Самтен-Дзонг» («Обитель размышлений»), который стал центром тибетской культуры во Франции.

Она написала множество книг, читала лекции и проводила конференции, популяризируя буддизм. Её заслуги были высоко оценены: Британское Королевское географическое общество наградило её золотой медалью, а Франция удостоила ордена Почётного легиона.

Мечта о возвращении в Тибет не оставляла её до конца дней. Даже в сто лет она планировала новое путешествие. Александра Давид-Неэль скончалась 8 сентября 1969 года, а её прах, согласно воле, был развеян над священными водами Ганга в Варанаси.

Сегодня в её доме-музее «Самтен-Дзонг» хранятся свидетельства невероятной жизни: походный компас, котелок, пистолет, тибетские чётки и подарки от сиккимского князя. Но главное наследие Александры – её книги, которые продолжают вдохновлять искателей приключений и истины, зовя в путь к неизведанному, куда всю жизнь стремилась она сама – женщина, принесшая Западу «истинный запах Тибета».

Марина УДЕНЦОВА

Тайны ХХ века №24 (июль 2012)