В первые, самые тяжёлые месяцы Великой Отечественной войны Куйбышев (ныне Самара), ставший запасной столицей СССР, превратился в крупнейший культурный центр. Сюда были эвакуированы не только государственные учреждения, но и бесценные кадры отечественной культуры: выдающиеся писатели, музыканты, артисты и целые коллективы, включая Большой театр и симфонический оркестр Всесоюзного радио. На сценах города уже осенью 1941 года начали ставить спектакли на фронтовую тему, но главным событием, навсегда вписавшим Куйбышев в историю мирового искусства, стала премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича.
Гнев и милость вождя: трудный путь к признанию
Дмитрий Шостакович, выпускник Петроградской консерватории, очень рано, ещё с Первой симфонией, получил международное признание. Однако на родине его новаторский талант долгое время встречал непонимание и резкую критику. Вторая и Третья симфонии были объявлены «буржуазной пропагандой», а после постановки оперы «Леди Макбет Мценского уезда» в 1934 году в «Правде» вышла разгромная статья «Сумбур вместо музыки». Несмотря на это, композитор продолжал работать. Его Четвертая симфония, созданная в разгар репрессий, так и не была исполнена при жизни автора.
Переломным моментом стала Пятая симфония 1937 года. Шостаковичу удалось найти сложный баланс между глубоким личным высказыванием и требованиями эпохи. Неожиданно произведение получило высочайшее одобрение: сам Сталин назвал его «деловым творческим ответом советского художника на справедливую критику». Эта фраза мгновенно сделала симфонию образцом «социалистического реализма в музыке», а её автора — признанным классиком. Однако отношения с властью оставались двойственными: следующая, Шестая симфония, была встречена официальной критикой холодно и практически замолчана.
Там была война: симфония в эвакуации
Свою самую знаменитую, Седьмую («Ленинградскую») симфонию Шостакович начал писать сразу после нападения Германии, в осаждённом Ленинграде. В сентябре 1941 года его с семьёй эвакуировали. После долгого пути, 22 октября, композитор прибыл в Куйбышев в составе эшелона Большого театра. Первое время семья, как и многие другие эвакуированные деятели культуры, ютилась в перегороженных классах школы. Главной тревогой Шостаковича была судьба партитуры: чемоданчик с рукописью первой части симфонии затерялся среди театрального багажа. К огромному облегчению автора, его нашли спустя неделю.
Вскоре семье выделили отдельную двухкомнатную квартиру в доме №146 на улице Фрунзе. Именно здесь, вдали от фронта, но в постоянной тревоге за родной город, Шостакович завершил грандиозную партитуру 27 декабря 1941 года. Подготовку к премьере оркестр Большого театра под управлением дирижёра Самуила Самосуда начал в середине января. Писатель Алексей Толстой, присутствовавший на репетициях, был потрясён: он увидел в музыке торжество человеческого духа над ужасами войны.
Ошеломляющий успех и путь в вечность
Премьера состоялась 5 марта 1942 года в зале Куйбышевского театра оперы и балета. Успех был оглушительным. По воспоминаниям современников, после финальных аккордов в зале на несколько секунд воцарилась полная тишина — публика была слишком потрясена, чтобы сразу реагировать. А затем на автора и музыкантов обрушилась буря оваций. «У многих на глазах стояли слезы», — вспоминал киносценарист Алексей Каплер.
С этого момента началось триумфальное шествие симфонии по миру. Уже на следующий день партитуру отправили самолётом в Москву, где её исполнили в конце марта. 9 августа 1942 года она прозвучала в блокадном Ленинграде, став актом невиданного мужества. В том же году микрофильм с партитурой, преодолев сложный путь через Тегеран и Каир, достиг Нью-Йорка, где симфонию исполнили под управлением Артуро Тосканини.
Признание гениальности: память в Самаре
В Куйбышеве Шостакович провёл плодотворный период: здесь он написал Восьмую симфонию и возглавил местное отделение Союза композиторов. В марте 1942 года для большой семьи (к которой из блокадного Ленинграда чудом добрались мать, сестра и племянник композитора) выделили просторную квартиру с видом на Волгу. Они прожили в ней до возвращения в Москву в марте 1943 года.
Память о пребывании гения в Самаре бережно хранится. В 2004 году на доме №146 по улице Фрунзе, где была завершена Седьмая симфония, открыли мемориальную доску с барельефом Шостаковича. А в 2006 году, к столетию композитора, часть улицы Рабочей была переименована в его честь. Эта улица имени Дмитрия Шостаковича существует только в Самаре, являясь уникальным памятником тому, как в суровые военные годы в провинциальном городе родилось одно из величайших музыкальных произведений XX века.
Валерий ЕРОФЕЕВ
Тайны ХХ века №24 (июль 2012)