Александр Баширов в 65 лет — фигура культовая. Он не просто актер и режиссер, а создатель целой эстетики «дебоширства», основатель «Дебошир Фильм Студио» и одноименного фестиваля. Его образ — это намеренная провокация, вызов общественным нормам. Но за этим фасадом скрывается история человека, который однажды попытался построить жизнь на другом континенте. Женившись на американке, он уехал в США, однако через несколько лет вернулся в Россию, навсегда отказавшись от идеи счастья за границей.
Истоки бунтарства: от таежной деревни до ВГИКа
Будущий артист родился в маленькой деревне Согом под Ханты-Мансийском. Вырос без отца, в простой семье, где мать работала на почте. Его путь в искусство был маловероятен. В детстве, по его же словам, главными увлечениями были рисование и курение, к которому он пристрастился еще в третьем классе. Свою харизму и тягу к эпатажу Баширов объяснял с иронией: возможно, в его роду был «большой хан» времен Золотой Орды, передавший потомку жажду власти над умами.
После школы он стал плиточником, работал на цементном заводе, отслужил в танковых войсках. Армейский опыт стал переломным: Баширов осознал бесперспективность обычного пути. Он решил не приспосабливаться к системе, а создавать свои правила. «Я стал режиссировать жизнь», — говорил он. Эта философия привела его во ВГИК, где его бунтарский дух проявился в полной мере. Однажды на этюде в роли Мефистофеля он вышел на сцену в халате на голое тело и в кульминационный момент его сбросил. Публика в лице Сергея Бондарчука и других мэтров была шокирована, Баширова едва не отчислили.
Именно во ВГИКе произошла встреча, изменившая его жизнь. Он познакомился с американской студенткой Сарой Венди Ньютон.
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни
Американская глава: брак, успех и ностальгия
После свадьбы пара уехала в США. Жизнь в Нью-Йорке, на первый взгляд, складывалась идеально. Баширов жил в доме родителей жены, принадлежавших к респектабельному кругу (его тещей была известный документалист Джоан Харви). У пары родился сын Кристофер. Александр учился в Колумбийском университете и в бродвейской театральной студии, получил приглашение в нью-йоркский театр. Казалось, карьера в самом сердце американской культуры ему обеспечена.
Обратите внимание: 5 личных вопросов Петру Федорову - 29 лет актер.
Но через два года Баширов принял решение, которое многим показалось нелогичным: развод и возвращение в Россию. Причины он объяснял по-разному, сочетая бытовой юмор и глубокую рефлексию. В шутку говорил, что в хорошем районе Нью-Йорка не с кем было выпить пива «с воблой», как на Невском проспекте. На более серьезном уровне он описывал Америку как «один большой театр», где люди постоянно носят социальные маски, а искренность — дефицитный товар.
Главной причиной стала тоска по родине, которую он описывал как физическую боль. «Это судьба русского человека... Я благодарен Богу, что я родился русским и говорю по-русски», — признавался актер. Его сын остался в США, женился на афроамериканке, у Баширова есть внуки в Чикаго. Контакт с сыном он поддерживает, но жизнь в Америке для него самого оказалась невозможной.
Триумфальное возвращение и русский успех
Баширов вернулся в Россию в сложные 1990-е, но именно здесь его талант раскрылся полностью. Его звездной ролью еще до отъезда был фальшивый майор Бабакин в «Ассе» Сергея Соловьева. После возвращения он стал одним из самых востребованных характерных актеров, снявшись более чем в 150 фильмах и сериалах. Режиссеры ценили его за органичность и уникальную энергетику. Карен Шахназаров сравнивал его с животным в естественности, а Владимир Бортко считал участие Баширова залогом успеха картины.
Его публичный образ часто ассоциируется со скандалами: падение на красной дорожке, драки, матерные частушки со сцены. Однако за этим стоит серьезная профессиональная деятельность. Баширов — основатель благотворительного фонда «Чистые грезы» и одноименного кинофестиваля (он же «Дебошир Фильм Фестиваль»), художественный руководитель «Дебошир Фильм Студии» и педагог.
>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни
Новая жизнь и творческое наследие
Личная жизнь Баширова в России тоже сложилась. Почти 30 лет он женат на Инне Волковой, бывшей солистке группы «Колибри». Иронично, что в ее репертуаре была песня «Ему не нужна американская жена» — будто предвидение его судьбы. Их дочь Александра-Мария пошла по стопам отца, окончив режиссерский факультет ВГИКа.
История Александра Баширова — это история художника, который нашел себя только на родной почве. Американский эксперимент показал ему, что успех, комфорт и даже семья не могут заменить чувства принадлежности к своей культуре и языку. Его «дебоширство» — не просто выходки, а форма творческого и жизненного высказывания, возможная только в том контексте, который он понимает и чувствует изнутри.
Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу?
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/260321/49396/
Еще по теме здесь: Отношения.
Источник: Американская жена дебошира Баширова: Почему эпатажный российский актер не смог жить в сша.