В школах может появиться новая должность — аналитик соцсетей. Что может входить в обязанности этого человека?
Т.Н. Москалькова, с 2016 года занимающая должность уполномоченного по правам человека, предложила ввести в школах новую должность. Она считает, что сегодня школам больше нужны не психологи, а аналитики. В их обязанности должен входить мониторинг профилей учащихся в соцсетях. Компетентный мониторинг и анализ профилей, по мнению Татьяны Николаевны, поможет отыскать ребёнка или подростка, которому срочно необходима помощь или же он находится в депрессии и способен на неадекватные или агрессивные поступки. Госпожа Москалькова считает, что именно на страницах соцсетей люди больше всего видны и открыты. На профилях можно увидеть их устремления и проблемы. Если специалист увидит, что человек в соцсети одинок, ему нужно оказывать помощь.
Такое предложение российский политик высказала в связи с произошедшей трагедией в колледже города Керчи. После стрельбы в колледже был подготовлен пакет предложений насчёт мер безопасности в школах, техникумах и вузах, но пока, по мнению Татьяны Николаевны, организационная работа по этому направлению разворачивается не так быстро, как следовало бы.
Дети и соцсетиА проблемы безопасности всё так же остаются актуальными. Одним из предложений было обязательное информирование учебного заведения о том, что учащийся получил разрешение на оружие.
Мнение родителей
Родители школьников не остались равнодушными к предложению и обрушились на него с резкой критикой, считая его не просто бесполезным, но и вредным. В развёрнутой в сети дискуссии прозвучали мнения о том, что подобная мера будет лишь нервировать школьников, а в подростковом периоде у них и так множество проблем и переживаний.
Вызвало недовольство и предположение, что на содержание таких аналитиков профилей понадобятся денежные средства, которые, как обычно, будут выплачиваться из бюджета. А это мало согласуется с тем, что у школьных сотрудников и так невысокие зарплаты.
Инициатива призывает полностью контролировать учащегося, это же, как считает подавляющее большинство сетевых комментаторов, не понравится ни самому подростку, ни его родителям.
Методические указания школьным учителям и психологам были разосланы почти год назад. Министерство просвещения призывало в ней выявлять детей, проявляющих агрессию или склонных к ней. Однако подвижек, действительно, практически нет, и действительно, психологи за свой восьмичасовой рабочий день вряд ли уделить достаточно времени, чтобы выявить у ребёнка депрессию или какие-либо другие отклонения. Но поможет ли анализ соцсетей?
Дети и соцсетиВопрос, на самом деле, остаётся открытым. Нападавший в Керчи не обновлял страницу с 2014 года, а посты он писал про русский рок и слушал «Короля и шута», никаких экстремистских программ и манифестов он ни в одной соцсети не публиковал. Некоторые его знакомые утверждали, что он признавался в ненависти к колледжу. Ну, так о ненависти к своему учебному заведению говорят тысячи учащихся, но за ружьё при этом не берётся ни один.
Что говорят депутаты
Отношение к инициативе в Госдуме было, скорее, положительным. Однако там предложили сразу же её модернизировать и завести должности аналитика не в школе, а на городском уровне, в департаменте. Так ситуация будет вызывать у учащихся меньше негатива.
В Думе предложили допускать к анализу только специалистов высокого класса, потому что неквалифицированная работа приведёт лишь к закрытию аккаунта или к появлению профилей с вымышленными именами.
Предложение Т.Н. Москальковой прокомментировал депутат, курирующий в Думе информационную политику и информационные технологии. По его мнению, анализ профилей и мониторинг соцсетей может служить только дополнительной мерой, а основной всё же должно стать прямое обеспечение безопасности − контроль попадания в здание школы любого оружия, предметов и вещей, угрожающих жизни и здоровью. Столь же важным парламентарий считает вовлечение школьников в занятия по интересам.
Депутат от КПРФ из Хабаровского края не согласен с инициативой и категорически возражает против сокращения или устранения должности психолога. Он напомнил, что такой вопрос уже поднимался несколько лет назад, но родители оказались категорически против, и у них были на то веские основания. Психолог нужен в школе уже сейчас. Привлечение же аналитиков депутат назвал погоней за модой.
Обратите внимание: Новая жизнь с понедельника?.
Если начать внедрять таких специалистов, ещё неизвестно, через какое время этот факт сможет себя оправдатьДети и соцсетиКраевой министр образования не находит в новой инициативе смысла. «Какую информацию можно собрать в сети»,− задаёт она вопрос. И отвечает: только обезличенную, а иначе, такой анализ − это прямое нарушение закона.
Получать необезличенную информацию могут только спецслужбы, у них имеются доступы на обработку персональных данных. Без этого узнать можно лишь какие-то поверхностные факты: где школьник поставил лайки, на какой ресурс кликнул. Информация слишком расплывчатая, из неё не сделаешь определённых выводов. Тогда как психолог работает конкретно с проблемой. Приемлемым вариантом краевой министр считает не отмену психологов, а дополнение одного специалиста другим.
Омбудсмен по правам ребёнка по Дальневосточному округу видит в инициативе как положительные, так и отрицательные стороны. С точки зрения ребёнка такой анализ и мониторинг − это однозначное нарушение прав. Но при этом подход действительно может обеспечить большую безопасность, по крайней мере, эмоциональную. Некоторые родители не занимаются воспитанием вообще, не говоря уже о контроле профиля в соцсетях. В таком случае хорошо, если этим займётся специалист - аналитик. Однако есть ли смысл создавать специальные структуры, чтобы постоянно следить за всеми детьми, ведь работа предстоит в этом случае очень большая? Не окажется ли она неподъёмной? Кроме того, по утверждению омбудсмена, в крае и психологов-то не хватает, так что и речи не может идти о других дополнительных специалистах.
Сегодня инициатива Т.Н Москальковой прозвучала только на уровне идеи. До самодостаточного законопроекта ей ещё довольно далеко. А появится ли он - увидим позже.
Мнение специалиста : Жильцова Татьяна Павловна, преподаватель истории и обществоведения: « Эта тема для меня очень актуальна. Я считаю, что анализировать соцсети школьников любого возраста нужно обязательно. Почему? В начальном звене детям подкидывают под видом игрушек и игр различные программы, направленные на разрушения психики и уничтожение жизни. Даже под контролем родителей и имея более или менее доверительные отношения, дети попадают в "СЕТИ" (не даром называют соцсети) влияющих на психику компьютерных программ. В среднем звене и старших классах, когда дети отдаляются от родителей и переживают сильнейший кризис, родители практически полностью теряют контроль и доступность в соцсети своих детей. Наша семья проходит второй такой кризис с младшим ребенком. И совсем недавно в разговоре с сыном услышала предложение совсем или частично детям ограничить доступ к интернету. Очень удивилась такому заявлению, учитывая непростой период жизни его взросления. Объяснил тем, что под красивой заставкой, стал часто встречать ролики с очень тяжелыми и непереносимыми кадрами. У нас вообще в последнее время участился суицид детей-старшеклассников. Причины разные: несчастная любовь, плохая оценка на экзаменах, конфликты с родителями и участие в компьютерных программах, направленных на самоуничтожение. И здесь, считаю, нужна помощь родителям не только следить за соцсетями, но и профессиональная работа психологов, которых отыскать очень сложно».
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Аналитик соцсетей в школах — новая профессия или должность?.