В исторической памяти термин «Белая Русь» закрепился за Белоруссией, однако изначально это название относилось к северо-восточным землям Древней Руси, включавшим территории будущих Москвы, Рязани, Мурома, Смоленска и Владимира. Правителей этого региона часто величали белыми князьями. В XII веке, благодаря активной деятельности Юрия Долгорукого, здесь возникли десятки новых городов, заселенных переселенцами с юга. Его сын, Андрей Боголюбский, пришел к выводу, что Белая Русь окрепла настолько, что может претендовать на лидерство в раздробленном государстве, оттеснив пришедший в упадок Киев.
Путь в Суздаль и основание новой столицы
Юрий Долгорукий, хотя и превратил Ростово-Суздальское княжество в мощный регион, всю жизнь мечтал о киевском престоле и в 1155 году его занял. Раздав сыновьям уделы, он выделил Андрею Вышгород. Однако молодой князь, недовольный праздным правлением отца и напряженной обстановкой в Киеве, стремился вернуться на север. Не получив официального разрешения, Андрей самовольно покинул южные земли, прихватив с собой величайшую святыню – чудотворную икону Божией Матери, написанную, по преданию, евангелистом Лукой. Эта икона, вывезенная из вышгородского монастыря, должна была, по замыслу князя, освятить и возвысить его новую столицу.
С иконой связана легенда о выборе резиденции. На подъезде к Владимиру кони встали как вкопанные, и ночью князю явилась Богородица, повелевшая основать обитель на этом месте и доставить образ во Владимир. Андрей исполнил указание, построил село Боголюбово (отсюда и его прозвище) и перенес столицу княжества из Суздаля во Владимир.
Курс на самодержавие
Опасения Андрея насчет нестабильности юга оправдались: в 1157 году Юрий Долгорукий, вероятно, был отравлен, а его двор разграблен. В отличие от отца, Андрей не вступил в борьбу за Киев, а сосредоточился на укреплении собственного княжества. Он проводил жесткую централизаторскую политику: изгнал многих родственников и бояр, стремившихся к самостоятельности, и упразднил вечевые традиции в Ростове и Суздале. Фактически Боголюбский установил в своих землях режим единоличной власти, предвосхищавший будущую российскую монархию.
Религиозный конфликт и инквизитор Федорец
Понимая, что для статуса новой столицы Руси Владимиру нужна и религиозная независимость от Киева, Андрей попытался учредить там отдельную митрополию. Его ставленником стал игумен Федорец (Феодор). Получив от константинопольского патриарха сан епископа Ростовского в обход киевского митрополита, Федорец развязал настоящий террор. Он закрывал церкви, запрещал службы, подвергал священников пыткам и казням. Князь долго закрывал глаза на зверства своего фаворита, но вмешался, когда народное возмущение стало угрожать самой княжеской власти. Федорец был арестован, отправлен в Киев, где его осудили, казнили, а его сочинения сожгли.
Месть Киеву и борьба за гегемонию
В 1169 году, желая отомстить за отца и утвердить свое главенство, Андрей Боголюбский организовал масштабный поход на Киев. Объединенное войско, включавшее половцев, взяло город штурмом и подвергло его беспрецедентному трехдневному разграблению, не пощадив даже храмы. Однако, в отличие от предшественников, Андрей не остался в Киеве, а вернулся во Владимир, посадив там на княжение своего брата. Это символизировало смещение центра власти. Позднее он попытался подчинить Новгород и вновь взять под контроль Киев, но эти кампании успеха не имели.
Заговор и гибель
В ночь на 29 июня 1174 года в резиденции Боголюбского в Боголюбове группа заговорщиков во главе с боярами Кучковичами ворвалась в его покои. Предатель-казначей спрятал княжеский меч. Несмотря на яростное сопротивление и первую неудачу убийц, Андрей был настигнут и зверски убит.
Причиной заговора стала давняя вражда. По преданию, Юрий Долгорукий казнил боярина Кучка, на землях которого позже возникла Москва, а его дочь Улиту выдал за Андрея. Сам Боголюбский позднее казнил одного из сыновей Кучка. Месть потомков обиженного рода и недовольство бояр политикой князя привели к его трагической гибели.
Олег ТОРОСОВ
Тайны ХХ века №47 (ноябрь 2012)