Мастер деревянных масок: от случайной находки в лесу до уникальной коллекции

Всё началось с необычной встречи в подмосковном лесу. Во время грибной охоты автор заметил на стволе берёзы причудливый нарост (кап), напоминающий лицо лешего, но с удивительно доброжелательным выражением. Первая попытка вырезать из него маску сразу после находки не увенчалась успехом из-за отсутствия навыков. Даже позже, освоив резьбу по дереву, воссоздать тот конкретный образ не удалось — детали стёрлись из памяти, а саму берёзу найти снова не получилось. Однако именно этот случай стал отправной точкой для глубокого увлечения созданием деревянных масок.

От африканских образцов к собственным фантазиям

Первоначальным источником вдохновения послужили традиционные африканские маски. Но довольно скоро автор перешёл к созданию собственных, уникальных персонажей. Часть из них отдалённо напоминала сказочных героев, однако большинство образов были полностью вымышленными. Интересно, что мастер сознательно не давал своим работам названий, предоставляя это право зрителям, чтобы каждый мог интерпретировать образ по-своему.

Творческий процесс: от леса до готовой работы

Создание масок — это целое путешествие, полное открытий. Процесс, от поиска материала до финальной отделки, невероятно увлекателен и даёт безграничный простор для творчества. Что особенно захватывает — непредсказуемость результата. Казалось бы, незначительная деталь в работе может кардинально изменить выражение лица маски, её характер и эмоциональный посыл.

Выбор материала и подготовка

Исходным материалом служат природные наросты, которые автор находит на поваленных деревьях с необычным строением. Предпочтение отдаётся мягким породам дерева, которые хорошо поддаются обработке: осине, берёзе и тополю. Они не только легко режутся, но и надёжно сохраняют форму. Был и опыт работы с дубом — маски из него получаются с красивым рисунком волокон, но чрезвычайная твёрдость этой древесины делает процесс очень трудоёмким. Найденные заготовки обязательно проходят длительную, около года, естественную сушку, и только после этого начинается работа.

Философия ручной работы

Все маски — результат кропотливого ручного труда. В арсенале мастера только молоток, стамески, ножи и напильники. От использования электроинструментов он сознательно отказывается. Хотя это и замедляет процесс, зато позволяет сохранить в изделии особое, «живое» тепло и уникальность. Механизация же открывает путь к тиражированию, а автору всегда были дороги вещи, существующие в единственном экземпляре.

Финальные штрихи и коллекция

На завершающем этапе маски тонируются морилкой, тщательно шлифуются и покрываются бесцветным лаком. На создание одной крупной маски, размером до метра, может уйти месяц и более. Сегодня домашняя коллекция автора насчитывает около 70 работ. Многие маски нашли новый дом, будучи подаренными друзьям и знакомым.

Фото автора.

Кандидат геолого-минералогических наук Владимир КОМАРОВ.

Наука и жизнь №11 (ноябрь 2012)