Как дети учатся управлять взрослыми
Многим родителям знакома ситуация, когда ребенок, подобно Тане из примера, мастерски «вьет веревки» из бабушки, используя то просьбы, то лесть, то капризы. Бабушка же часто идет на поводу, потакая каждому желанию. Давайте вместе разберемся в таком распространенном явлении, как детская манипуляция. Практически каждая семья с этим сталкивается, и важно понимать, что с этим можно и нужно работать.
Стремление находить слабые места в собеседнике – это естественный механизм психики. В широком смысле манипуляция – один из самых частых видов общения, способ влияния и управления другими для достижения своих целей. Однако когда речь идет о ребенке, важно помнить, что он обычно не ставит себе осознанных целей по контролю над мыслями родителей. Он действует интуитивно, часто не до конца понимая свои и чужие поступки, и уж точно не планирует сложные стратегии. Родительская интуиция, как правило, сразу чувствует, когда начинается «игра».
Иногда, заметив признаки манипуляции, взрослые ошибочно принимают их за проявление лидерских качеств или артистизма и даже поощряют такое поведение. Если вы можете предсказать, как поступит ребенок в той или иной ситуации, значит, у него уже сложился определенный сценарий, и он ждет от вас привычной реакции. Не забывайте, что ребенок только учится общаться, и манипуляция – это один из доступных ему, хоть и не самый конструктивный, способ взаимодействия с миром.
Почему и как возникает манипулятивное поведение
Манипуляции часто рождаются из наших же, взрослых, действий. Малыш не ест кашу? Мы уговариваем: «Съешь последнюю ложечку!», а потом еще одну «последнюю». Воспитатель, чтобы смягчить расставание с мамой, восторгается: «Какое красивое платье!». А как часто мы используем пустые угрозы наказания, которые так и остаются словами? Ребенок все это видит и впитывает.
Научить ребенка договариваться – задача сложная, а вот перенять манеру манипулировать – гораздо проще. И если не обращать на это внимание в раннем возрасте, можно получить серьезные проблемы в подростковый период, когда умиляться «хитростями» будет уже точно некогда.
Эгоизм – главная причина манипуляций?
Отдельные манипулятивные приемы в поведении малыша еще не означают, что у него сформировалось устойчивое манипулятивное поведение. Для этого к 3–4 годам у ребенка должен развиться эгоизм. Однако маленького ребенка нельзя назвать эгоистом в полном смысле слова, даже если вся семья вращается вокруг его потребностей. Его сознание закономерно сосредоточено на себе, своих движениях и нуждах – так формируется личность, собственное «Я».
Если взрослые своевременно и адекватно удовлетворяют его физиологические и эмоциональные потребности, у ребенка формируется базовое доверие к миру. Он верит, что контакт с другим человеком принесет удовлетворение. Это здоровое чувство, не имеющее ничего общего с эгоизмом.
Истинный эгоизм возникает при двух условиях: когда семья готова жертвовать всем ради исполнения любых, даже сиюминутных, желаний ребенка, и при наличии гиперопеки. К 3–3,5 годам ребенок уже способен выполнять простые действия по самообслуживанию. Если этого не происходит, он привыкает перекладывать обязанности на других, а заодно и удовлетворять все свои желания «за чужой счет», используя для этого любые доступные средства.
Манипуляции часто начинаются с невинных просьб: «Подуй, горячо!», «Подними, я упал!». Но они быстро развиваются: ребенок может специально упасть, чтобы его подняли, проверяя границы своего влияния. И поскольку все дети разные, то и способов управления взрослыми они изобретают множество.
Типы детских манипуляторов и как на них реагировать
1. Нытики
Малыш, который еще плохо говорит, не может объяснить: «Мама, я устал, возьми на ручки». Вместо этого он останавливается и начинает хныкать, часто очень громко. И моментально успокаивается, как только получает желаемое.
Можно ли это считать манипуляцией? Здесь важно учитывать возраст. Годовалому ребенку сложно объяснить, что мама устала, хотя пытаться нужно. Дети в этом возрасте действительно не умеют ждать! Но если ребенку 2–3 года, он уже способен понять фразы «мама устала» или «руки болят». Более развитая речь трехлетки не оставляет сомнений: нытье для сиюминутного исполнения желания – это уже попытка манипулировать.
Обращайте внимание на контекст. Если это не время сна, ребенок здоров, а вы настроены пресечь манипуляции, будьте решительны, но доброжелательны. Если малыш плачет и просится на руки, присядьте рядом, спокойно объясните, почему не можете этого сделать. Скажите, что выслушаете его, когда он успокоится. Затем вставайте и продолжайте путь. Даже если ребенок остается на месте, демонстрируйте уверенность в своем решении.
2. Скандалисты-шантажисты
Когда нытье не помогает, некоторые дети переходят на крик, топанье ногами и полноценные истерики.
Обратите внимание: 4 способа избавиться от чувства вины.
Классический пример – истерика в магазине игрушек: ребенок падает на пол с криками «Купи!». Это кошмар для любого родителя. Не желая «публичного позора», взрослые часто уступают или начинают жалеть ребенка, увидев слезы.Так и закрепляется опасный шаблон: «Чтобы получить внимание или желаемое, нужно кричать и плакать». Если симптомы «расстройства» волшебным образом исчезают после исполнения каприза, особенно если это повторяется, – это чистая манипуляция.
Получив ожидаемую реакцию на истерику, ребенок убеждается в эффективности метода и начинает применять его в других ситуациях, распространяя «положительный опыт» и на других взрослых.
Чтобы изменить эту модель поведения, потребуется терпение. Главное – не включаться в «игру». Помните, как быстро такие приступы заканчиваются? Ребенок моментально успокаивается, получив свое! Возможно, в период «перевоспитания» придется выдержать двойную порцию крика, просто игнорируя такое поведение. Иногда стоит даже покинуть «поле боя», чтобы дать понять: вы не намерены поддаваться, и ему придется учиться ждать или делать что-то самому.
Если вы поддадитесь на уговоры «Ну пожалуйста!» или ответите встречными угрозами – вы проиграли. Нужно несколько раз одержать победу в первую очередь над собой, чтобы ребенок понял: эмоциональный шантаж больше не работает, и нужно искать другие, более адекватные способы коммуникации.
3. «Сильные личности» (Мастера лести и уговоров)
Есть дети, которые обходятся без истерик, но в совершенстве освоили искусство мягкого давления. Они используют лесть, уговоры, легкие угрозы. Многие взрослые умиляются, слыша: «Ты же у меня самая добрая бабушка на свете!». При этом ребенок может игнорировать все отказы и объяснения. Он способен ждать и методично повторять попытки, руководствуясь принципом «вода камень точит».
Родители, видя в этом проявление «сильного характера», иногда поощряют такое поведение. Это опасный путь. Выйдя за рамки семьи, ребенок, привыкший к всеобщему потаканию, столкнется с сопротивлением сверстников (среди которых тоже найдутся «сильные личности»). Кроме того, он усваивает, что родители – слабые, и ими можно управлять.
Если ребенок использует лесть, не стоит смущаться или умиляться. Можно согласиться с комплиментом («Да, я хорошая мама»), но твердо настаивать на своем решении.
Часто родителям кажется, что отказ – это чуть ли не преступление против ребенка. Малыш, чувствуя эту неуверенность, мастерски изображает обиду и разочарование. В таком случае родителям может помочь тренинг ассертивного поведения – умения говорить «нет» без чувства вины, что также повысит общую уверенность в себе.
4. Притворщики
Классическая ситуация: «Мама, у меня животик болит, я не буду умываться!». Детские способности к перевоплощению огромны. Убеждая родителей, что у него температура, ребенок может действительно почувствовать недомогание – он самовнушением «уговаривает» себя заболеть, понимая, что это изменит поведение взрослых.
В первую очередь проанализируйте свою реакцию на болезни ребенка. Вы впадаете в панику при малейшем чихе? В семье культивируется идея, что болезнь – это трагедия? Постарайтесь относиться спокойнее. Ребенок должен воспринимать недомогание не как способ привлечь внимание, а как повод для лечения. Даже при температуре говорите спокойно: «Ничего страшного, бывает. Выздоровеешь!». Тогда у него не будет соблазна симулировать, чтобы получить вашу бурную реакцию и почувствовать свою власть.
Однако иногда за попытками «убежать в болезнь» скрывается настоящая детская тревожность. Это нужно вовремя распознать и проработать, но не позволять манипулировать. Главный признак симуляции – резкое «выздоровление» сразу после того, как желаемое достигнуто (например, не нужно идти в садик).
Важно помнить, что в определенные возрастные периоды ребенок закономерно учится конфликтовать и настаивать на своем. Это естественный и необходимый для жизни навык. А самое эффективное средство против манипуляций – это честный, открытый диалог, последовательность и твердая воля родителей.
Дети - "манипуляторы с высшим образованием"
Спасибо, что дочитали статью. Если она понравилась, ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь в раздел.
#как дети нами манипулируют #воспитание ребенка #детская психология
Еще по теме здесь: Психология.
Источник: «Антону родители лего купили! а вы мне?» Детские манипуляции ー способ взаимодействия с миром.