Айрис Апфель: Икона стиля, чья жизнь — это мода и любовь длиною в век


Уникальный винтажный образ, массивные украшения, короткая стрижка и неизменные круглые очки — этого описания достаточно, чтобы узнать Айрис Апфель, легендарную коллекционерку и икону стиля. В свои 102 года эта американка остается в центре внимания, за ее жизнью в соцсетях следят миллионы. Ее стиль — это не безликая глянцевая эстетика современных блогеров, а смелая, аутентичная и честная картина личности. Айрис интересовалась модой и самовыражением через одежду задолго до того, как это стало массовым трендом.

В 2018 году компания Mattel выпустила уникальную куклу Барби, созданную по образу Айрис Апфель. Этот эксклюзивный экземпляр, разумеется, достался самой Айрис. Кукла была одета в блестящий зеленый брючный костюм — точную копию наряда с обложки ее книги мемуаров «Айрис Апфель: Случайная икона». В этой книге она делится историями, которые так ценят ее поклонники. Жизнь Айрис — это яркое отражение целого столетия, увиденное глазами девушки, а затем женщины, которая прожила его в полную силу.


К сожалению, книга пока доступна только на английском языке. Но даже по отдельным отрывкам, найденным в сети, можно понять, что прочитать ее от корки до корки — настоящее удовольствие и источник вдохновения.

Черный пояс по шопингу

Айрис родилась в 1921 году в обеспеченной семье. Ее отец владел стекольной компанией, а мать, еврейская иммигрантка из России, содержала бутик одежды. Именно мама привила дочери безупречный вкус. Хотя финансовое положение играло роль, главным была страсть и чутье самой Айрис.

«Я начала покупать одежду сама, когда мне было 12 лет. Весной 1933 года, перед Пасхой, у меня не было нового наряда для традиционной прогулки по Пятой авеню. Мама была занята, поэтому дала мне 25 долларов и отправила в популярный тогда торговый центр S. Klein. Первое же увиденное платье покорило меня, но, следуя маминому совету не брать первую понравившуюся вещь, я отправилась на поиски дальше. Однако мысли о том платье не покидали меня. Обойдя все вокруг, я в панике вернулась обратно — платья на месте не было! В отчаянии я обыскала весь зал и, о чудо, нашла его на другой вешалке. Шепнув «Спасибо, Боже», я заплатила за него 12.95 долларов, купила на оставшиеся деньги очаровательные туфли на каблуке за 3.95, соломенную шляпку, скромно пообедала и купила билет на обратную дорогу».


Мама похвалила ее выбор, а отец — бережливость. Так 12-летняя нью-йоркская девочка начала свой путь в мире моды, который позже назовет получением «черного пояса по шопингу».

Мама была права

Ее художественное чутье и собственный взгляд на моду проявились очень рано. Это была не детская прихоть, а врожденное чувство стиля. Родители с уважением относились к ее мнению и даже позволяли юной Айрис выбирать для них одежду.

«Когда мне было четыре года, мы отдыхали на курорте, и мама, которая обычно была очень занята, посвящала мне все свое время. Однажды, одев меня, она поставила меня на деревянный ящик и долго любовалась. А в другой раз, когда она собиралась на вечер, я закатила настоящую истерику, крича так, что в номер сбежались люди. Оказалось, мне не понравилась лента в ее волосах — по моему мнению, она не сочеталась с нарядом. Как выяснилось позже, мама была права: часто самые интересные образы строятся на, казалось бы, несочетаемых элементах».


Битва за джинсы

Айрис Апфель обожала классические джинсы. Сегодня темно-синие брюки из плотного денима — базовая вещь любого гардероба, но на рубеже 1930-40-х годов для молодой девушки они были почти недосягаемы. Айрис стала одной из первых женщин, носивших джинсы, и добыла свою первую пару с большим трудом.

«В 1940 году, когда я училась в колледже в Висконсине, женщины не могли просто так купить джинсы. Это была сугубо мужская рабочая одежда, которая продавалась только в специализированных магазинах и огромных размерах. Но у меня в голове засела идея: образ с клетчатым тюрбаном, белой рубашкой, круглыми золотыми серьгами и… джинсами. Я отправилась в местный магазин униформы. Реакция продавца была однозначной: шок, смущение и отвращение.

Обратите внимание: Джинсы «бойфренды».

Это был не самый приятный опыт.

«Вы что, не знаете, что молодые леди не носят джинсы?» — спросил он.
«Меня не волнует, что они носят. Я хочу джинсы!» — парировала я.
Я умоляла его подобрать мне что-нибудь по размеру, но тщетно. Я возвращалась снова и снова, неделю за неделей, пока он, наконец, не сдался — то ли из жалости, то ли просто чтобы я отстала. Он продал мне джинсы для мальчиков. Мое счастье и счастье «таракана» в моей голове, требовавшего этот образ, не знало границ».


Любовь всей жизни

Всю свою долгую жизнь Айрис прожила с одним мужчиной — Карлом Апфелем. Их брак продлился 68 лет и стал примером преданности и партнерства. Карл ушел из жизни в 2015 году, не дожив несколько месяцев до 101 года. Айрис до сих пор с трудом говорит о своей потере.


«Я встретила Карла во время семейного отдыха. Спустя несколько недель в Нью-Йорке, обедая с подругой матери, я увидела его в Neiman Marcus. Вечером того же дня, когда мы проезжали мимо витрины магазина Bonwit Teller, что-то привлекло мое внимание. Мы остановились, чтобы обсудить увиденное. Вернувшись домой, я обнаружила, что мне звонит Карл. Оказалось, в тот самый момент, когда я разглядывала витрину, он стоял в пробке в автобусе прямо напротив и увидел меня.

«Какая потрясающая сегодня была шляпа!» — сказал он. Затем принялся хвалить весь мой наряд до мелочей. Так все и началось. Наше первое свидание было в День Колумба, 8 октября, о помолвке мы объявили в День Благодарения, кольцо я получила на Рождество, а в конце февраля 1948 года мы поженились.

Свадьба была скромной, всего 120 гостей. Мое платье? Длинное, розовое, кружевное, идеальное для такого дня. Его сшила на заказ мастерица — подруга моей матери. Я считаю покупку платья, которое наденешь лишь раз в жизни, непрактичной, поэтому носила его потом еще много раз на различных торжествах». (Читайте также: А они жили долго и счастливо: Как остаться с мужем на одной волне)

Философия стиля иконы

В завершение — несколько историй, раскрывающих философию стиля Айрис Апфель: как она сочетает haute couture с находками с блошиных рынков, почему не показывает свой гардероб и как создала образ на основе церковного облачения.



«У меня никогда не было цели собрать огромный гардероб. Он формировался постепенно, из того, что я находила и что могла себе позволить. Мне повезло собрать коллекцию нарядов от кутюр. С 1950-х я ездила в Париж по делам текстильного бизнеса. Я не могла заказывать вещи специально для себя, но нашла выход: в конце сезона я приходила в модные дома и спрашивала, можно ли купить образцы с показов. Обычно их не продавали, но я честно объясняла свое желание. Оказалось, что манекены в домах Lanvin, Nina Ricci, Christian Dior и Jean-Louis Scherrer были близки мне по пропорциям. Но я никогда не была заложницей брендов — я покупаю то, что нравится, даже если это браслет за 5 долларов».


«Европейские блошиные рынки были для меня настоящей охотой за сокровищами. Однажды я нашла подлинную казулу XIX века (церковное облачение) в идеальном состоянии, в оригинальной коробке. Это была рубиново-бархатная туника с шелковой вышивкой. Шедевр! Естественно, я захотела ее купить. Карл пришел в ужас: «Абсолютно нет!» Думаю, он боялся, что люди решат, будто мы не можем позволить себе обычную одежду. В разгар нашего спора на помощь пришла известная журналистка Евгения Шепард. Увидев казулу, она воскликнула: «Боже, это потрясающе!» Карл сдался. В конце концов, казула обошлась дешевле, чем услуги семейного психотерапевта. Позже я сшила из похожей ткани брюки и тапочки и до сих пор ношу этот комплект».


«Мой гардероб требует наведения порядка. Вещей очень много, и они повсюду. Но у кого есть время на это? Уж точно не у меня. Я всегда в спешке, что-то снимаю, куда-то кладу. Гости и редакторы часто просят показать мой шкаф. Я всегда отвечаю: «Нет, этого не случится».

«Я не покупаю одежду для коллекции, я покупаю, чтобы носить. Меня часто спрашивают, какая вещь мне дороже всего. Ненавижу этот вопрос! Если что-то нравится, оно просто нравится. Это происходит на уровне инстинкта», — говорит Айрис.

Антон Данилов

Фото: Getty Images, Соцсети

Больше интересных статей здесь: Мода и красота.

Источник статьи: Несколько лет назад икона стиля выпустила свою первую книгу мемуаров. В ней о том, как Айрис начала свой модный путь, как трудно было достать первые джинсы и о том, как она и ее любимый мужчина прожили 68 счастливых лет в браке..