Центр символизирует середину — тай-ци, из которой не только происходим мы сами, но и начинается любое творчество. Именно потому, что дух находится в середине нашего тела, там мы и черпаем наши силы. И именно там инь и ян находятся в гармонии.
Так же, как наше тело занимает срединную часть нашего существа, так и в каждой квартире, каждом доме, в любом помещении существует свой центр.
При изучении системы ба гуа мы заметили, что из-за перестроек внутри помещения, внутри квартиры все равно возникает срединная область, которую мы обозначили как тай-ци, или центр. И так же, как мы черпаем наши силы из центра нашего тела, любое помещение черпает свои силы из середины. Если центр потревожен, то в первую очередь это угрожает стабильности и защищенности квартиры и ее жильцов.
Прежде всего мы хотели бы объяснить, каким образом можно определить абсолютный центр, середину любого помещения. Как вы все наверняка знаете, середина любого пространства — это точка пересечения диагоналей, опущенных из углов пространства.
При гармоничном расположении, если речь, к примеру, идет о квадрате или прямоугольнике, подобное определение центра достаточно просто.
Но если ваша комната или помещение, в котором вы работаете, имеет форму, отличную от квадрата или прямоугольника, скажем, L- или U-образную форму, то для того, чтобы определить центр, вам нужно мысленно дополнить ваше пространство до гармоничной формы.
Если же в вашем помещении постоянно идет перестройка, то в такой ситуации тяжелее всего определить центр. В этом случае мы можем предложить вам простой совет. Сделайте себе маленький эскиз того помещения, которое должно быть построено, и с его помощью ориентируйтесь на плоскости.
ЛЕСТНИЧНЫЙ ВХОД В ЦЕНТРЕ
Часто в середине многоквартирных домов, где живет большое количество семей, находится лестница. Подобная планировка используется для того, чтобы были доступны все квартиры. К сожалению, несмотря на удобство такого расположения лестницы, возникает очевидная проблема для дома, а также для всех его жильцов.
Лестница — символ постоянного движения вверх и вниз, подъема и спуска. А это значит, что данная часть дома никогда не находится в спокойном состоянии и вызывает у жильцов беспокойство и чувство неуверенности. Дети, как правило, реагируют на такие изменения гораздо острее взрослых. Они впитывают эту неспокойную обстановку, становясь гиперактивными, что проявляется прежде всего в их легкой возбудимости и даже агрессивности.
Для того, чтобы хотя бы в ваших собственных четырех стенах обеспечить спокойствие и чувство уверенности и чтобы все ваши начинания были успешными, надо активизировать и стабилизировать центр сложного многокомнатного дома или коммунальной квартиры либо двух важнейших помещений в самом доме.
В качестве вспомогательного средства часто используют магический шар, так как в его круглой, замкнутой форме проявляется смысловая картина стабильности и спокойствия. Повесьте такой шар (его величина определяется в зависимости от величины помещения) в центре, чтобы достичь гармонии.
ВАННАЯ КОМНАТА И ТУАЛЕТ В ЦЕНТРЕ
В том случае, если в центре квартиры или дома находится ванная или туалет, могут возникнуть определенные проблемы. Нарушается гармоничное расположение и распределение внутренней энергии тай-ци из системы ба гуа.
Люди, которые живут в таком доме, часто чувствуют себя усталыми и беспомощными. Они беспокойны и могут иногда ощущать боли в области желудка. Такая ситуация, согласно фэн-шуй, одна из самых тяжелых и требующих немедленного исправления.
Помощь в данном случае прежде всего состоит в том, чтобы активизировать (как и в случае с лестницей, находящейся в центре помещения) центры в двух других важных для жизненных целей помещениях и таким образом стабилизировать общую ситуацию: ведь маленькое отражается в большом так же, как и большое в малом.
Вторая возможность: поместите в ванную как можно больше цветов и камней, чтобы она стала похожей на маленький садик. Камни — символ спокойствия, а цветы несут в себе заряд силы и роста. Тот, кто поступает таким образом, действует согласно древнему принципу фэн-шуй: «Из слабости вырастает сила».
СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ
Как вы уже поняли, абсолютно все, чему учит система фэн-шуй, применимо на практике. Поэтому в этой главе мы не будем останавливаться на теоретических постулатах системы, а приведем несколько примеров применения этой системы на практике.
Как правило, советы по системе фэн-шуй связаны прежде всего с тем, чтобы дать интерпретацию эскиза дома, обсудить, какие области, необходимые для гармоничного расположения его комнат, отсутствуют и каким образом можно решить возникающие проблемы. Все эти методы ограничиваются поиском гармоничности в доме или поиском гармоничного совмещения энергии, которую несет в себе дом и живущие в нем люди, для того чтобы они смогли спокойно и уверенно в нем работать.
В Китае считается, к примеру, совершенно достаточным повесить в определенной части дома флейту для того, чтобы активизировать эту часть. Можно насыпать у дома немного земли, если острый угол смотрит на дом, чтобы отразить «читтинг-чи» — негативную энергию. В Германии, говоря о фэн-шуй, специалисты часто ведут речь о практических возможностях проектирования здания, в основе которого будет лежать вера в символы, что и определит все дальнейшие меры по благоустройству помещения.
Мы ни в коем случае не хотим подвергать сомнениям классические методы системы фэн-шуй, это не входит в нашу задачу и компетенцию. В то же время для тех, кто не может или не хочет принять эту систему, для скептиков, которые задают вопрос: «Неужели, если я просто повешу шар или начну разводить цветы, этого будет достаточно, чтобы все в моей жизни вдруг изменилось?», мы хотим показать, что и в их жизни могут найти место идеи фэн-шуй.
Чтобы использовать эту возможность, необходимы прежде всего осознанные действия, продиктованные высшими побуждениями.
Если вы действительно чувствуете, что готовы к этому, то, используя фэн-шуй как вспомогательное средство, приобретете опыт, который позволит и поможет вам достичь жизненного успеха.
Мы исходим прежде всего из того, что между стимулом и действием существует непреложная связь, и из нее следует: каждая случайность или данность, с которой мы можем вступить в конфликт, олицетворяет некий аспект в нашей жизни.
Такой способ мышления образует основу совместной работы с нашими клиентами, как это и будет показано на примерах.
КАРЬЕРА -МОЯ ЖИЗНЕННАЯ ДОРОГА
Пример 1
Господин А., 32 года, самый младший из трех детей в семье, считал себя чужим в доме, его постоянно тяготило чувство, что он там лишний. И его отец, и его мать имели собственное дело. Старший брат был для него постоянным укором, «он всегда все делал лучше». Вследствие этого господин А. потерял интерес к родительской фирме и попытался организовать собственную, которую он, однако, через некоторое время продал, сохранив за собой одну из должностей. Он это сделал для того, чтобы оставалось свободное время на личную жизнь — желание, которое могло бы осуществиться только в весьма ограниченных масштабах.
Его самым большим желанием на протяжении всех этих лет было: продать все и уехать в Америку. Однако сдерживающим фактором оставалась большая потребность в стабильности и уверенности, каковую могло дать ему лишь владение имуществом. Вот такие противоречивые чувства обуревали господина А. Он пришел к нам за советом, рассказав о своей жизненной ситуации.
Помимо того, что господин А. был владельцем большого многоквартирного дома, он сам проживал в нем, в квартире, которую делил с господином В. Хотя он действительно был владельцем этого дома, но лестницей кроме него пользовалось огромное количество людей.
Поэтому в данном случае исходным пунктом анализа по системе ба гуа будет служить входная дверь в квартиру.
Квартира господина А. представлена на плане 1. Если мы наложим ба гуа на план дома, то сможем выделить следующую структуру областей:
• знания — примерно 30 %,
• слава — примерно 20 %,
• брак/партнерство — примерно 30%,
• карьера — примерно 50%.
В этой главе мы ограничимся рассказом об области «карьера», так как в данном случае она самая большая и находится параллельно области ванной и лестницы — расположение, которое еще более ослабляет ее влияние.
Другие области также воздействуют на общую ситуацию, но мы хотели бы остановиться на самой важной.
В первой беседе мы объяснили господину А. взаимосвязь между его нынешней жизненной ситуацией и недостаточностью в его квартире области «карьера». Лестничный вход, разделяющий квартиру на две части, представляет собой источник неспокойной энергии, так как используется всеми жильцами и посетителями. Речь здесь идет прежде всего об открытой области, об ущербности сферы частной жизни, что только усугубляется холодными сквозняками, которые проникают в квартиру через лестницу.
Ванная, которая занимает большую часть этой области, символизирует уходящую энергию.
Таким образом, здесь оказалась разрушенной та необходимая энергия, которая нужна господину А. для осуществления мечты своей жизни; ему не хватает энергии, так как вся она уходит вовне.
Перед ним встала задача осуществить контроль над оттоком его жизненной энергии. Необходимо было удержать ее как можно больше, а так как полностью устранить отток невозможно, то следовало научиться жить в этой ситуации. Господин А. представляет собой достаточно флегматический тип, для которого очень важно имущество, дающее материальную стабильность и уверенность.
Чтобы улучшить эти области, мы предложили господину А. перекрасить лестницу в радостные тона и украсить окно по собственному вкусу. Эти мероприятия снизят отток энергии, помогут активизировать остающуюся и одновременно активизируют область карьеры.
В ванной мы предложили поставить как можно больше цветов, карликовых деревьев, чтобы таким образом придать ей жизнерадостный характер, что символически активизирует как раз область жизненной дороги.
Так как господин А. сам очень заинтересовался этими вопросами, мы решили совместно тщательно проработать цвета, которые присутствуют в его квартире. Так появилась его первая скульптура, названная «Цветок», которую можно видеть на фото 1.
Заметим, что каждому клиенту необходимы некоторые советы относительно материала и способа изготовления скульптур.
Господин А. принялся за свою скульптуру с нетерпением. Идея его работы была сначала очень смутной, но потом становилась все более определенной: «Здесь можно было бы добиться большей ясности!»; «Это мне нравится, но я еще не очень точно передаю все то, что хотелось бы!» — вот фразы, которыми все чаще сопровождал он свою работу.
Господин А. вначале ощущал себя явно не в своей тарелке и давал нам почувствовать свое неудовлетворение результатами работы с выбранным материалом. Он говорил, что охотнее построил бы замки из песка, на это его терпения вполне хватало. Такой замок представлялся ему защитой от врагов, в которой он очень нуждался. Любое воплощение своих мечтаний стоило ему многих усилий.
После окончания скульптуры он высказался очень сдержанно: «Моя карьера нуждается в защите; чтобы достичь какой-то стабильности, я сам должен ее укрепить. Извилистые линии — это линии без какого-либо определенного направления. Скульптура выглядит как сплошной хаос и символизирует тотальную нестабильность, но цветы и лепестки смотрятся хорошо. Энергия сдерживается, она больше не может выйти наружу».
На примере его скульптуры мы без труда можем подобрать ключи к его жилищной и жизненной ситуации. Непостоянство, нестабильность текущих гибких линий соответствуют нестабильности, утвердившейся на лестнице, и его внутренней неуверенности и неумению принимать какие-либо решения; цветы и лепестки показывают его поиск защищенности, стабильности, уверенности.
Господин А. сообщил о семейных конфликтах, о том, что его отец никогда не принимал решения, вся его жизнь была целиком и полностью в руках жены. Он сам, глядя на свою семью, всегда хотел стоять на ногах совершенно самостоятельно, но сейчас для него связь с семьей потеряла всякий смысл. Кроме того, он постоянно находил какие-то параллели между собой и своим отцом. Во время одной из таких бесед господин А. для себя однозначно уяснил, каково его подлинное отношение к отцу.
Прошло еще четыре недели. В течение их господин А. решился наконец на путешествие в Америку, а также смог решиться еще на несколько достаточно важных шагов в своей жизни. Мы пригласили господина А. на следующую беседу. Оказалось, что господин А. украсил дверной проход голубым ковром, стеклянным шаром и фигуркой рыбки. Но, как и прежде, он действовал очень осторожно, немного скованно.
На следующую нашу встречу господин А. принес недавно сделанную им картину под названием «Моя жизнь».
Рисуя ее, он вспоминал, что никогда не мог что-либо сделать спокойно вместе со своим отцом, так как мать крепко держала все в своих руках. Только с отцом у него всегда было связано чувство уверенности в себе и защищенности.
Когда картина была готова, господин А. интерпретировал изображение следующими словами: «В середине находится мой центр, это энергия моего Я. Она позитивна и постоянно излучается в различные стороны. Поэтому на ней нарисованы яркими, светлыми красками лучи солнца. Красным окрашена оболочка, в которой нахожусь я. Фиолетовый цвет обозначает дух. Розовый оказывает успокаивающее действие. Теплый и агрессивный красный представляет мою мать, ее энергию. С зеленым связаны мечты; он защищает энергию. Я живу в моих мечтах. Мои мечты — это ферма, машина и постоянные занятия спортом. Черные точки дают мне уверенность в том, что я получу энергию, они представляют мое внешнее содержание. Черный — мое Я. Он представляет моего отца, мое отношение к окружающему, мою уверенность, мой дом, то, чем я владею».
Из этой беседы мы смогли сделать вывод: господин А. воспринимает себя очень ограниченно. Он знает, что работа составляет значительную и очень важную часть его жизни, из нее он черпает свою энергию, при помощи которой достигает уверенности и стабильности. У него есть неосознанные мечты и иллюзии, среди которых мечта о путешестии. Им в полной мере восприняты неуверенность и неумение его отца, присутствовавшие в отношениях с матерью. Отец считал, что не должен сам принимать решения. Это приводило к тому, что многое за него решали те люди, которые ему встречались в жизни. Иногда он просто ждал, когда же его желания сами воплотятся в действительность. В этом и была основная ошибка, он не мог правильно воспринимать свои потребности и желания, поэтому ему всегда чего-то не хватало. Господин А. осознал, что у него было слишком много различных мечтаний и что для него самое главное теперь — решиться все это претворить в жизнь.
После нашей встречи господин А. предложил всем жильцам совместно покрасить стены лестничного прохода. Вход же в квартиру он украсил вместе с господином В. (хотя речь шла о проблемах господина А.), в ванной комнате появились цветы.
Пример 2
Господину В. было 30 лет, в семье, состоящей из семи детей, он был самым младшим. Его родители владели собственным предприятием. По окончании учебы в университете господин В. покинул родительскую семью и долгое время был безработным. После трех с половиной лет такой жизни он решил, что самым разумным в его ситуации будет вернуться домой. Так как никто из его шести братьев и сестер не хотел продолжать заниматься родительским делом и вести родительскую фирму, господин В. решил приобрести соответствующую профессию и работать дома.
Когда он пришел к нам с этой проблемой и попросил совета, то уже закончил курсы, но еще не сдал экзамен на мастера. Ему казалось, что он не получил достаточных знаний и это в дальнейшем станет препятствием для его продвижения по службе.
Господин В. делил свою квартиру с господином А., его комнаты были очень похожи на комнаты господина А. Поэтому мы возьмем рассуждения из предыдущего примера за основу. Мы нашли в комнатах господина В. очень много отсутствующих областей, самой большой из которых была область карьеры, и взяли это за исходный пункт анализа.
Его первая скульптура представляет собой две руки, которые держат наполовину распустившийся цветок. Он смоделировал две левые руки. Мы попытались найти ассоциацию: правая рука означает активность, мужественность, является символом мужского начала, возможности самому принимать решения и добиваться их воплощения в жизнь; левая рука означает спокойствие, являясь символом женственности, женского начала, олицетворением мечты. Мы сконцентрировали его внимание на этом.
Он скорректировал скульптуру и, когда она была готова, так прокомментировал то, что у него получилось: «Руки означают силу. Они означают стабильность, дают защиту цветку. Цветок символизирует дух, но он еще полностью не открылся. Лист означает элемент, через который передается жизнь, ее энергия».
Господин В. чувствовал возможность проверить свое отношение к отцу. Речь шла о постоянной конфронтации в отношениях между отцом и сыном, при которой любая активность, любое действие по отношению к отцу сдерживалось (что и символизировали две левые руки). Господин В. должен был спросить у отца, когда же тот, наконец, полностью отдаст ему фирму, хотя сам придерживался мнения, что, прежде чем сделать первый шаг, надо самому укрепиться — сдать экзамен на звание мастера и разработать план действий. Только тогда он получит право на владение и управление фирмой. При более внимательном рассмотрении скульптуры господину В. стало ясно, что он должен прежде всего получше присмотреться к себе и относиться к отцу не как к партнеру по фирме, а как к родному человеку — ведь отец не проводит такого разделения.
Во время второй встречи господин В. смоделировал скульптуру, которую назвал «Жемчужина мудрости» форма, интегрирующая обозначения инь-ян. Это два цветочных лепестка, на которых есть обозначение тибетского «Ом» (что соответствует нашему «Аминь»); 36 жемчужин обозначают капли мудрости.
Эта скульптура стала для господина В. символом дороги вверх, к безграничному знанию, которое он хотел бы приобрести с помощью книг и общения с людьми. В обозначении знаков инь-ян двумя лепестками господин В. связал осмысление дуальности, женского и мужского начала, присутствующего в нем.
При сравнении скульптур сразу бросается в глаза их большое сходство, однако идея первой скульптуры — отношение к себе — нашла полное воплощение лишь во второй.
Но так как при этом вопрос отношения к отцу и вопрос передачи фирмы оставались открытыми, мы решили прибегнуть к третьей встрече, чтобы еще раз поговорить на эту тему.
В следующий раз мы смогли встретиться с господином В. только через четыре недели. В это время его родители были в отпуске, и господин В. работал на предприятии без помощи отца.
Фигура, которую мы видим на фото 4, опять внешне очень похожа на две другие, ей предшествующие. Но здесь уже появилось чувство уверенности. Господин В. рассказал, что ее более широкая сторона символизирует его отца, который обладает большим опытом, а более тонкая — это он сам. Место, где эти две стороны соприкасаются, отражает ситуацию, в которой они находятся вместе с отцом: «Мы должны совместно работать и поддерживать постоянные отношения». Все это заканчивается фигуркой, которой раньше не было и возникновение которой обозначает нечто новое, появившееся в его жизни.
Наполовину разрисованная сторона («отец») отражает внутреннюю несвободу господина В. Резьба на другой, более тонкой стороне обозначает выражение собственного Я, свободы чувства и мысли. И это дает основание для дальнейшего развития.
Господин В. рассказал, что в результате совместной работы с отцом (прежде на этом предприятии работала и одна из его сестер) возникла естественная зависимость, которая вынуждала отца обращать более серьезное внимание на сына. И сам господин В старался понять истоки авторитета отца, оценить его знания, так как очень хотел работать вместе с ним. Он хотел научиться многое делать самостоятельно, понимать ситуацию такой, какова она есть на самом деле.
Последняя скульптура господина В. — отражение движения и тесного общения, надежд на возможность изменения и на стабильность как на основу его существования.
ЗНАНИЯ И СЛАВА - ПРАВИЛЬНАЯ САМООЦЕНКА И ГАРАНТИЯ ПРИЗНАНИЯ ДРУГИМИ
Пример
Фрау С. уже около 50 лет, она разведена, у нее очень сложные отношения с сыном. После длившейся десять лет связи с молодым мужчиной она уже полгода живет одна в прекрасной трехкомнатной квартире, постоянно занята. В 1989 г. попала в аварию, ее прооперировали, но до сих пор она чувствует себя очень плохо.
Фрау С. — очень живая, любознательная дама, которая многие годы не могла реализовать свои знания. Когда она освоила профессию менеджера, то успеха не имела. Несмотря на все усилия в этой области, ей не удавалось преуспеть.
Постоянные боли в спине, причиной которых была авария, и трудные отношения с сыном стали основными причинами, которые привели ее к нам.
Квартира фрау С. находится на первом этаже углового дома.
На первый взгляд, квартира кажется очень гармоничной, так как рабочая комната находится в области ба гуа «богатство», лишь небольшая часть этой области нарушена.
Прежде всего мы подумали, что лестничный проход в доме также представляет открытую область, и из-за этого возникает недостаток в областях «знание» и «карьера».
Следующим важнейшим фактором являлось положение ванной комнаты, помещенной напротив жилых комнат. Недостаток такого расположения усиливался прямой связывающей линией между входной дверью в жилые комнаты и окном в ванной. Кроме того, в спальне точно напротив кровати находился прямой открытый вход в жилую комнату, что приводило к нарушению спокойствия и тишины во время сна.
В этом примере мы решили уделить особое внимание областям «знание» и «карьера».
При посещении квартиры фрау С. мы указали на связь между расположением комнат в квартире и основными областями человеческой жизни. Эскиз квартиры как бы проецируется на человеческое тело. В данном случае потоки неиспользованной энергии слишком быстро приходят через вестибюль и дверь квартиры в ванную комнату — символ ряда проблем фрау С, что сказывается на ее здоровье и самочувствии. Как выяснилось из беседы, мысли фрау С. хорошо структурированы, и вместе с тем перед нами была не очень уверенная в себе и беспокойная женщина. Это оказывало влияние на ее самочувствие, так как ее тело и дух не находились в гармонии, а постоянно противоречили друг другу.
Фрау С. на первый взгляд производила впечатление очень гибкого человека. За время своей жизни она накопила огромное количество знаний, но из-за некоторой умственной негибкости не смогла их применить. Она очень медленно осваивала полученный опыт и училась его применять. С одной стороны, она много и быстро запоминает, но, однако, должно было пройти достаточно времени, прежде чем она решит, что приобретенный опыт стал ее собственным и можно начать вести себя в соответствии с новыми правилами. У нее отсутствовали выдержка и настойчивость. Эти свойства отражаются и в эскизе ее квартиры, что ясно представлено в области «карьера».
Кроме того, область «слава» сильно потревожена из-за неудачного расположения ванной комнаты, так как она символизирует уходящую энергию. Область «слава» является символом нашего обращения вовне, нашей самооценки и признания другими людьми. Здесь находят свое отражение отсутствие общественного признания и трудности, связанные с неумением организовать свою жизнь.
Для того чтобы квартира приобрела гармоничный вид, мы предложили активизировать символами область «знание» внутри жилого и рабочего помещений.
Линия энергии из квартирной двери в ванную должна быть прервана вспомогательными средствами, к примеру, при помощи призматического шара; дверь в ванную должна быть обозначена символически, скажем, при помощи дверного каната. Фрау С. решила для этого претворить в жизнь собственную идею: сделать красивую вывеску с названием. Также символически ванную комнату нужно было украсить цветами.
Чтобы добиться в спальне атмосферы спокойствия и защищенности, проход в жилые помещения был закрыт и сделан в другой стене.
При создании своей первой скульптуры, которую она изменяла трижды, фрау С. рассказала о своей болезни и связанных с нею переживаниях: «Я несу в себе много внутреннего беспокойства, и с тех пор, как осталась одна, у меня стал возникать страх за свое существование. Мне не хватает стабильности, о которой я так мечтаю; я хочу стабильности, так как для меня это означает сохранение моего внутреннего мира. Я должна достичь самоуважения».
Первая скульптурная форма, сделанная ею, означала: «Я должна стоять на твердом фундаменте, он для меня все. Я должна признать себя такой, какова я есть, и научиться уважать себя. Я не могу считаться только с общественным мнением!».
Вторая форма. «Она выглядит как оболочка. Сейчас она стабильна, но слишком жестка для меня».
Первая форма для фрау С. — нестабильна, вторая — слишком жестка. Третья форма: «Мне нужна открытость. Здесь есть стабильность, но моя сила блокирована в одной закрытой колонне — гнев, злость, горе и разочарование».
Четвертая форма (см. фото 5). Во время процесса формирования модели мы выяснили, что для фрау С. очень важно иметь какой-то стержень, поскольку она желала найти правильный баланс. В скульптуре отражаются ее проблемы в областях горла и спины. В окончательном виде скульптура моделирует ее личность. Руки и ноги «скованы», лицо детально не разработано. Фрау С. замечает, что она опять может действовать самостоятельно. «Я могу работать над своей осанкой», — сказала она. Однако через несколько дней по телефону мы узнали, что фрау С. заболела: температура 40°, грипп, болит все тело, нет голоса. Через несколько недель у нее вновь начались боли в спине и ей потребовалась медицинская помощь.
Мы встретились вновь, когда фрау С. стало немного легче. Ее вторая скульптура «Фортуна», которую мы представляем на фото 6, удивила нас. Спонтанно фрау С. создала фонтан, но потом он стал преобразовываться в медитативный круг. Эта форма также дважды изменялась, прежде чем она, наконец, осталась довольна ею. «Круги — это люди; ремни означают нити и пути наверх или виртуальную связь с тем, что находится под нами. Это пути, по которым идет энергия. Круги на самом верху — это энергия, высшая сущность, к которой все стремится. Скульптура круглая, без напряжения, но энергия не находит применения, остается полностью неиспользованной».
Фрау С. прежде всего смоделировала соединительные нити — символ энергетических линий, связывающих людей. Только после этой находки она осталась довольна своей работой.
В квартире после нашего первого посещения она все изменила. Там стало гораздо спокойнее и гармоничнее. У нашей клиентки прояснились сложные отношения с сыном, она почувствовала, что контакт с ним налаживается.
И все же сделать предстоит очень многое.
На прощание она сказала, что одна фраза из нашей последней беседы не идет у нее из головы: «Ты должна занять в жизни определенную позицию!».
БРАК/ПАРТНЕРСТВО -МОИ ОТНОШЕНИЯ
Пример 1
Фрау Д. 31 год, она незамужем, одна воспитывает ребенка. Сыну пять лет. Три четверти дня наша клиентка проводит на работе, а сын ходит в детский сад.
Когда она сняла квартиру, сыну было два с половиной года. Квартира состояла из одной жилой комнаты А и одной рабочей В. Чтобы иметь постоянный контакт с сыном, она поселилась с ним в одной комнате А. У мальчика огненный темперамент и он подчинил себе всю жизнь фрау Д., так что у нее иногда возникала мысль, что сын занял место брачного партнера. Это не давало ей покоя.
Когда фрау Д. попыталась изменить ситуацию, она обратилась к нам за советом.
После того, как мы сравнили гармоничную форму ба гуа с планировкой ее квартиры, стало ясно, что комната сына находится в области «брак и партнерство» и усиливает эту область.
Если внимательно приглядеться к планировке квартиры, ясно, что комната А получает доминирующие позиции, поскольку дверь в комнату находится напротив входной двери в квартиру, с которой она связана большим длинным узким коридором.
Кроме того, балкон и туалет находятся в области «родители».
Приходящая по течению длинного коридора энергия шенг ци (позитивное ци) изменяется в ша ци (негативное ци), которая непосредственно входит в комнату. Этот аспект дополнительно усиливается энергетической линией между входной дверью, дверью в комнату и окном.
Так как комната А находится в области «брак/партнерство», то, согласно ба гуа, существует прямая связь с живущими там персонами, в данном случае речь идет о сыне. Поэтому роль сына в качестве партнера только усиливается.
В беседе возникло возможное решение поменять местами жилую комнату А и рабочую В.
Это привело к следующей ситуации: доминирующая область квартиры стала жилой областью фрау Д., так что на первый план выдвинулись ее потребности и ее личность.
Сын получил рабочую комнату, которая находится в спокойной области квартиры.
Проходящая по длинному коридору агрессивная энергетическая линия была снижена с помощью небольшого количества мебели, картин и зеркала, что защитило квартиру от негативной энергии.
Сын присутствовал при нашей встрече, принимал участие во всем, что предпринималось в доме, и получил от этого много радости. Первая скульптура фрау Д. — башня (см. фото 7).
Она рассказывает: «Башня пугает, она выглядит как поднимающаяся вверх спираль, строго и жестко. Форма спирали ослабляет жесткость, имеет что-то незаконченное. Очень тяжело подняться по лестнице вверх. Башня является символом изменений и движения туда и обратно. Глядя со стороны, я как бы иду наверх. Но на самом деле я могу чувствовать, что иду вниз. Кажется, что идти вверх всегда полезно, однако это не всегда так. Погреб находится внизу башни». С этой башней у фрау Д. ассоциируется знак «Башня» из карт Таро, который всегда, как ей казалось, несет угрозу.
Фрау Д. спрашивает себя: «Что заперто в башне, что я должна преодолеть? Что я могу еще сделать? Что приносит или принесет мне боль? Я боюсь каждого дня».
В конце встречи мы вместе пришли к выводу, что фрау Д. может сама оценить свою ситуацию. У нее возникла потребность лучше понять отношения с сыном, чтобы не только подчиняться ему, но и уметь что-то делать вне зависимости от его интересов, по-новому осознать собственную личность.
Уже после первой встречи с нами фрау Д. все перестроила в квартире по нашим рекомендациям. Сын тоже был вполне доволен перестановками и с воодушевлением помогал матери. Но некоторое время спустя при первом же споре он попытался надавить на нее: «Я хочу обратно в мою комнату!». Он, конечно же, сразу заметил изменение своих позиций и не захотел жить в новой комнате. Некоторое время фрау Д. также не использовала новую комнату.
Во время второй встречи фрау Д. пришла вновь с сыном. Она хотела смоделировать мужчину своей мечты, скульптура представлена на фото 8. Сначала она попыталась сделать стоящую фигуру, но та получалась очень толстой и неустойчивой и поэтому постоянно падала. Три раза она пыталась сделать это, пока не отказалась от мысли изобразить стоящего мужчину.
Ей стало ясно, что в ее представлениях чего-то недостает. В этой ситуации вспыхнула дискуссия с ее сыном, который не хотел, чтобы мать моделировала мужчину: «Я мужчина, и только я могу тебя целовать». Он не успокаивался и требовал, чтобы она его поцеловала. Фрау Д. игнорировала это требование до тех пор, пока сын не успокоился. Она выбрала устойчивую позицию для своего мужчины: фигурка опирается о пол.
Так как на следующий день фигурка не была готова, мы предложили, чтобы она спокойно закончила ее одна.
При нашей следующей встрече она рассказала, что фигурка готова и что она ею совершенно довольна. Сын также был доволен изображением мужчины. Фрау Д. указала, что эта скульптура получилась не идеальной, но вполне понятной. В дальнейшем она сама попыталась перейти от пассивного контакта с мужчинами (только наблюдение) к более активному контакту: начала кокетничать, от чего давно отказалась. Поднялась ее самооценка, а защитная стена (башня) была разрушена.
Ее последняя скульптура представляла собой уже открытую спираль. Наше спонтанное впечатление было следующим: речь идет о круговой лестнице башни, которая представлена открыто. «Спираль — это движение без начала и конца, бесконечное, вверх и вниз, похожее на судьбу, приносит и радость, и боль». Фрау Д. открыла для себя, что страх должен пройти и она может жить легко.
Она считает, что башня символизирует что-то закрытое, центр, а она остается наедине с собой и может по-новому посмотреть на вещи. Спираль растягивается и вытягивается, проходит центр, становится открытой, прорываясь наружу. «Я могу вступать в контакт с внешним миром», — поняла фрау Д.
Фрау Н. 40 лет, уже около десяти лет она одна воспитывает троих несовершеннолетних детей. Три года как разведена. Во время своего развода она познакомилась с господином Л., ему 34 года, он также разведен, детей у него нет. После того, как они встречались в течение года, они решили жить вместе в одном доме с ее тремя детьми. Фрау Н. брала работу на дом, господин Л. работал на собственном предприятии. В доме они решили открыть магазин, которым стала заведовать фрау Н.
Оба партнера должны были построить предстоящую совместную жизнь с учетом опыта своих разводов, но уже в первый год появились разногласия. У господина Л. к тому же постоянно возникали проблемы и споры с детьми фрау Н. Так как в течение нескольких лет совместной жизни они привыкли к тому, что все решают самостоятельно, то возник эффект «перетягивания одеяла на себя». Собственно говоря, оба уже стали сомневаться, хотят ли продолжать отношения, так как им становилось все труднее и труднее быть вместе.
Фрау Н. и господин Л. обратились к нам за советом: оба предполагали, что это чувство разорванности в их отношениях зависит от планировки дома.
Так как первый этаж фактически занят магазином, мы ограничимся только рассмотрением верхнего этажа, где и проходит вся жизнь семьи.
План показывает, какие проблемы могут возникнуть из-за неправильного расположения помещения, так как область справа была пристроена позже. Из-за пристроек могут возникнуть различные трудности, которые совершенно изменят жизненную ситуацию внутри дома или квартиры.
В нашем случае из-за пристройки террасы произошли следующие изменения в соотношении областей ба гуа:
• брак и партнерство — 100%,
• дети — примерно 60%.
Мы хотели бы обратить особое внимание на то, как важен первоначальный анализ не только основного плана квартиры, но и реальных отношений людей, живущих в ней, так как это сразу же дает иную картину и помогает прийти к правильному решению.
На показанном выше примере большая терраса почти не используется, а сад мог бы помочь мирно решить многие конфликты.
Терраса, так как там никогда никого нет, излучает холод, пустоту,
При рассмотрении этого примера мы специально сконцентрировали внимание на области «брак/партнерство», так как именно здесь основная проблема этой семьи. Чтобы привести все области дома, и прежде всего эту, к внутренней гармонии, необходимо было принять меры, смысл которых к тому же еще в том, чтобы они были приняты партнерами совместно. Важно то, что террасой необходимо пользоваться постоянно, именно это поможет ее оживить.
Мы предложили посадить на террасе цветы и карликовые деревья, поставить различные предметы обихода, положить камни и т. д. Кроме того, мы предложили поставить там стол, перенести стулья из сада и ширму для того, чтобы придать помещению жилой вид. Это привлекало бы обитателей дома проводить здесь как можно больше времени. Таким образом, заброшенная терраса превратилась бы в маленький оазис и область брака и партнерства стала бы сильнее.
Но не стоит забывать, что этот оазис требовал бы постоянного ухода и внимания, так как цветы могут цвести только, когда за ними ухаживают.
К теме «партнерство» фрау Н. создала скульптуру «Умирание» (фото 10). Она изобразила умирающее дерево, корни которого лишились оболочки.
Собственно говоря, фрау Н. хотела смоделировать живое, здоровое дерево, но у нее постоянно возникали трудности с претворением в жизнь своей мечты, и в конце концов она отказалась от нее. Как она ни старалась, у нее все равно получалось мертвое дерево. Она была одновременно удивлена, но и довольна своей скульптурой.
Фрау Н. прокомментировала то, что у нее получилось, следующими словами: «Скорлупа символизирует для меня женственность. Она как сосуд, нечто пассивное и воспринимающее, чувствительное. Дерево означает для меня мужское начало, которое мне, женскому, дает силу, но потом убивает. Для меня в этих отношениях в данный момент отсутствует воздух для того, чтобы дышать ими. Я отдаю и ничего не получаю взамен! Собственно говоря, я уже давно хотела уйти, а остаюсь только потому, что есть еще надежда, ведь нам обоим нужно время. Я думаю, что не буду разочарована».
Такая же ситуация была и со второй скульптурой, которую смоделировала фрау, Н. (фото 11). В ней без труда можно распознать мужские и женские символы, но при этом они отделены друг от друга. Женский символ скорее напоминает стену, которая хочет защититься, дистанцируется от идущих из мужской башни лучей. И при этом башня обладает силой и энергией, несмотря на свою угрожающую высоту.
Господин Л. (супруг фрау Н.) смоделировал скульптуру «ракушка», которую мы представляем на фото 12. «Круг означает гармонию, — сказал он, — соединение. Смысл единого — в соединении; кольцо символизирует саму связь, ракушка — защищенность и уверенность, которые мне нужны, если я хочу завязать какие-то отношения. Собственно говоря, в данный момент этого-то я и не чувствую». В беседе выяснилось, что господин Л. не чувствует себя мужчиной в доме, но его партнерша, напротив, изо дня в день пытается заботиться о нем как о ребенке и этим препятствует его самоутверждению как мужчины, ведь абсолютно все находится в ее руках. Поэтому он чувствует себя неуверенным и разочарованным и прежде всего в своих партнерских отношениях.
Во время нашей второй встречи господин Л. продемонстрировал скульптуру «Мужчина», которая символизировала мужское начало (фото 13). Это абстрактная мужская фигура, которая с вызовом выступает вперед. Вокруг мягкие круглые формы, которые выражают его потребность в защите. «Из-за того, что я хочу почувствовать себя защищенным, мне приходится быть агрессивным. Так я могу всегда ретироваться, если что-то мне покажется подозрительным. Я, скорее, очень чувствительный, сентиментальный тип, который не может часто говорить о своих чувствах, но охотно хотел бы получить ответ на них». Черточками внутри верхней части фигура визуально разделена на верхнюю и нижнюю область. «Мои мысли совершенно другие, чем чувства и действия. Я или внешне веду себя агрессивно и провокационно, или постоянно проверяю свои представления. Это раздвоенность, которую я сейчас переживаю».
Господин Л. добавил, что в данный момент у него нет чувства, что можно как-то изменить ситуацию в доме, так как слишком многое пережито.
Во время нашей встречи господин Л. и фрау Н. должны были обсудить, каким же им видится их дальнейшее будущее, так как дом был снят как раз на два года. Они должны были принять решение. Оба имели возможность еще раз обдумать, хотят ли они, как предполагалось раньше, жить вместе, или пойдут различными дорогами. В том случае, если они остаются вместе, то должны продлить контракт аренды дома или переехать в другой дом и начать жить по-новому.
После нашей встречи фрау Н. создала свою третью скульптуру, которая представлена на фото 14. Закончив работу, она была очень горда и довольна: «Я хотела чему-то дать жизнь, но сама пока еще не знаю, что это такое». . Как мы уже знаем, у этой пары еще оставались противоречия, которые им предстояло преодолеть. Когда же было принято окончательное решение, напряжение заметно спало, оба знали, что в этом доме они не смогут жить счастливо. Прошло два месяца, прежде чем обоим стало ясно, чего хочет каждый из них и какой должна быть их совместная жизнь в будущем. Только тогда был найден новый дом.
В нем область «брак/партнерство» присутствовала, их решение продолжать жизнь совместно было подкреплено новой планировкой дома.
ПОМОГАЮЩИЕ ЛЮДИ -ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЕ ВЛИЯНИЕ ИЗВНЕ
Пример
Господину Ф. 45 лет, он живет отдельно от своих трех детей и уже три года работает вместе с новой партнершей. Его квартира слишком мала для двух человек. Настала пора искать новый дом, в котором можно спокойно жить и работать.
Когда при поиске дома он столкнулся с трудностями, то обратился к нам за помощью. На предлагаемом плане 5 мы можем увидеть планировку квартиры господина Ф. После наложения на эту планировку ба гуа, мы обнаружили отсутствие очень важной для жизни людей области «помогающие люди», которая была занята лестничным выходом (в доме жили три семьи).
Подобная планировка многоквартирных домов уже обсуждалась в других примерах.
Господин Ф. много месяцев искал подходящий дом. Несколько вариантов ему действительно понравились, но каждый раз что-то мешало ему снять понравившуюся квартиру. Оба возлагали на новый дом большие надежды. Об этом и была состоявшаяся беседа.
Мы решили не углубляться в рассмотрение общей ситуации в доме и ограничиться только поиском преодоления энергетической блокады в области «помогающие люди». Осознание проблематичной ситуации произошло уже в течение первой беседы, и нужно было найти такое решение, чтобы заставить энергию не покидать дом, а, наоборот, идти внутрь его.
Было ясно, что нам придется сразу же отказаться от всех вспомогательных средств и найти какое-то оригинальное решение.
Господин Ф. по натуре был одиночка. Это тип людей, которые предпочитают работать индивидуально, а не в коллективе. Длительные отношения, тем более если они носили связывающий характер, всегда становились для него проблемой. К тому же он был внутренне плохо организован, постоянно опаздывал к назначенному сроку.
Многие принимали его за несобранного человека, и в этом случае он требовал от своего окружения большого такта и терпения. Эти черты характера стали причинами и того, что распался его брак.
То, что область «помогающие люди» полностью отсутствовала в его квартире, очень соответствовало его характеру, так как ее отсутствие как раз и предполагает, что человек остается один и очень тяжело и болезненно принимает поддержку извне, со стороны посторонних людей.
Однако он сам сильно изменился после знакомства со своей новой спутницей, и его окружение больше не соответствовало его личности, но старая энергия была еще не полностью использована. Только когда его партнерша полностью взяла в свои руки поиск нового жилья, был найден прекрасный дом, который удовлетворил обоих. Через месяц после нашей встречи состоялся переезд.
ДЕТИ - МОИ ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
Пример
Фрау Г. 50 лет, разведена, детей нет, пережила тяжелую юность. С детства страдает от мигрени. Двенадцать лет после развода живет одна. Недавно познакомилась с мужчиной, с которым они решили пожить вместе. Ее новому партнеру 57 лет, человек он по характеру очень непростой, ему нужно было решить многие старые проблемы, что существенно мешало развитию их отношений.
Фрау Г. — женщина достаточно динамичная, у нее всегда полно новых идей, она не замыкается только на себе. С семнадцати лет занимает руководящие должности. Ее работа требует много терпения, так как она связана с людьми, которым требуется помощь.
Планировка дома, которая показана на плане 6, представляет подобие буквы L, где область «помогающие люди» находится вне квартиры. Область «дети» также представляет проблематичную ситуацию, так как здесь оказались значительная часть выхода и то помещение, которое отведено под прихожую и всегда остается темным. Кроме того, эту же область захватывает и область ванной.
В фэн-шуй особое внимание уделяется входу и выходу, так как именно это и будет определять качество жизненной ситуации в квартире. Говорят также, что вход является визитной карточкой человека, который живет в этом доме.
На нашем примере ведущая в дом область входной двери и лестницы были сделаны из бетона и плохо покрашены. Ступеньки лестницы были также бетонными, там всегда было темно и холодно. Свет не проникал и в прихожую, каменные стены были холодными и усиливали тяжелое впечатление.
Партнер фрау Г. — достаточно неорганизованный и беспорядочный человек. Всякое желание как-то обустроить квартиру было ему чуждо. Так как из-за постоянно царящего в квартире хаоса фрау Г. чувствовала, что сама не может претворить в жизнь ни одной из своих замечательных идей, она попросила помощи у нас.
Наш основной совет фрау Г. был связан с усилением области «дети», которая символизирует способность творить, воплощать свои идеи на практике, умение правильно рассчитать силы и соответственно им составлять планы на будущее.
Общее обследование ситуации привело к следующим возможным решениям проблемы.
Область входа в дом должна быть оформлена по-новому. Желательно украсить вход изображениями цветов. Лестницу можно выложить мозаикой, украсив рисунками с изображением спирали, на лестнице поставить растения.
Прихожую следует перекрасить в светлые тона, здесь можно повесить светлый настенный ковер и какие-нибудь украшения. Мы не рекомендовали ставить в эту область крупногабаритную мебель, так как она могла бы стать препятствием на пути распределения энергии.
В первой скульптуре, которая представлена нами на фото 15 слева, фрау Г. сделала просто шар, на котором в двух местах были вырезаны закрытые глаза. При помощи проволоки в каждом полукруге она сделала прожилки, которые потом обработала. Так возник окончательный образ на первом полукруге.
Второй полукруг, представленный справа на фото 15, она глубоко разрезала, когда он еще не принял свою окончательную форму.
При этом она думала использовать эту форму позднее в качестве вспомогательного средства для запечатывания писем. На задней стороне полукруга был вырезан глаз, и после окончательной обработки фигура стала напоминать лицо, которое со всех сторон имеет различные символы. В основании она приделала подставку, чтобы скульптура была более устойчивой.
Фрау Г. работала очень осторожно и вкладывала душу в оформление деталей.
Все три скульптуры образуют единую скульптурную группу. Фрау Г. думает, что первая группа — это ее настоящая жизнь, вторая — ее будущее, а третья — отображение сегодняшней ситуации. Вторая для нее представляется самой важной.
Фрау Г. прокомментировала скульптуры следующими словами: «Первая отражает знания, богатство, которые спрятаны, закрыты. Она напоминает мне о духе гор. Его способность творить проста и ясна.
Вторая — это сосуд с открытым верхом, изображение рождения. С одной стороны внутри виден цветок в виде колокольчика с ножкой, уходящей в сосуд. Одна из сторон напоминает птицу, но сверху шар вновь закрывается».
Фрау Г. открыла параллель: из шаров она сформировала скульптуру и, когда был закончен окончательный вариант, все превратила в маленький шар.
Фрау Г. сама придумала много символов:
• туловище птицы с крыльями. Перья символизируют дальнейшее развитие, свободу и безграничность;
• стороны излучают спокойствие и силу, мир;
• шар символизирует что-то целое, успокаивающее. Это образ совершенства;
• когти как оружие, инструмент защиты, ограничения, умения постоять за себя;
• цветок в форме колокольчика, символизирует совершенство в прекрасном. Он как образ чего-то красивого, сдерживающего, реального в своей красоте. Голубой цвет как цвет духа, понимания.
Третья скульптура, представленная на фото 15 в центре, была сделана фрау Г. из остатков от других скульптур. Прежде всего был вновь смоделирован круг. Она еще сама не знала, что у нее получится, и сделала красивый стебель с нераскрывшимся бутоном. Символика соответствовала цветку, который был изображен и на двух других скульптурах.
Три формы образовали единство: женское и мужское начала и их воплощение в ребенке.
Фрау Г. была уверена в том, что первая скульптура изображает ее саму, вторая — отображение ее желаний, идей и представлений, а третья — ее реальной ситуации, возможности, которые она претворяет в жизнь.
Ее творческая сила скрыта, на ее пути постоянно встречаются какие-то препятствия. Форма, которую она придала своим скульптурам, очень стара и происходит из того времени, которое уже не имеет ничего общего с сегодняшней реальной ситуацией. Фрау Г. должна обратить внимание на то, что ее желания, мысли и идеи не проецируются на партнера, а постоянно обо что-нибудь разбиваются.
Маленький чувствительный цветок ищет помощи и защищенности, это символ того нового, что хочет появиться на свет, расти и развиваться.
В заключение фрау Г. заметила, что, по ее мнению, она должна внимательнее присмотреться к отношениям со своим партнером.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во время нашей работы мы учили вас оценивать по достоинству традиционные стороны фэн-шуй, так как они несут в себе знания и мудрость. Но одновременно нам стало понятно, что каждое новое поколение и каждое новое время должны не только сохранять существующую структуру старых, традиционных, прижившихся в народе представлений, но и приумножать и пополнять эти знания. То, что используется в жизни и становится признано всеми, тоже поддается изменению и дополнению новым опытом. Каждое новое поколение перенимает от старших мудрость традиций, так как именно они образуют фундамент для постижения чего-то нового и дают возможность раскрыться жизни во всех ее проявлениях.
Этот принцип касается и тех традиций, которые приходят к нам из других стран. Мы должны внимательно относиться к ним. Для отдельной личности каждый шаг на пути освоения этих традиций требует определенных усилий, но мы не должны отказываться от того исторического опыта, который можно почерпнуть из глубины веков.
Порой этот процесс может проходить весьма болезненно. Все правила, которые приходят в нашу жизнь извне, в конце концов являются только вспомогательными средствами в развитии нашей индивидуальности. Каждый человек должен сам для себя решить, чего ему не хватает, прежде всего попытаться понять себя самого и только потом черпать ту мудрость, которую несут традиции.
Нельзя стать мудрым и нести радость людям, если пытаться использовать только чужую мудрость, не прочувствовав ее внутренне. Самое главное — познать себя, познать свою энергию ци и уметь стимулировать самостоятельно свои внутренние силы, только тогда можно научиться нести свет людям. В процессе осмысления бытия мы должны быть помощниками самим себе.
Человек имеет три возможности действовать всегда с умом:
первая — осмысливая происходящее,
и это самый лучший путь;
вторая — перенимая поведение других,
и это самый легкий путь;
и третья — учась на собственном опыте,
и это самый горький путь.
Конфуций